Как первостольнику стать заведующей

02.04.18 12:20 794    
Существует много возможностей расти и развиваться, становиться лучше и тем самым улучшать мир вокруг себя. Когда вы работаете в аптеке или даже еще учитесь, но пробуете себя в аптечном деле, вы знакомитесь с множеством ролей, которые можно занять в мире фармации с дипломом провизора. Это и провизор, и заведующая, и клинический провизор, медицинский представитель и другие.

Статья из журнала для провизоров и фармацевтов «Рецепты аптечных продаж»

Вы знакомитесь с разными людьми, которые работают в аптеке либо в фармацевтическом бизнесе. И наблюдаете, что кому-то комфортно расти горизонтально, расширяя свои профессиональные умения и знания, а кто-то стремится вверх, к руководящим должностям.

В аптечной области определенная карьерная лестница:
Фармацевт – Провизор – Заведующая.

Сегодня мы поговорим о втором, более интересном превращении – из провизора в заведующую. Эта статья будет полезна для провизоров, которые давно хотят и даже мечтают стать заведующими, а также для заведующих, чтобы провести инвентаризацию своего видения, мотивации и подхода к своей, такой интересной и ответственной работе.

Итак, вы провизор, вам нравится ваша работа, нравится аптека и общение с людьми, и ваша миссия – быть полезным и помогать людям. Но часто закрадывается новая вашему сознанию мысль, что нужно стать заведующим. И что же делать с такими мыслями, чтобы превратить их в реальность? Сейчас модно говорить – «действовать». Обязательно! Но чтобы все ваши действия были эффективны, нужно понять, с чего начать. И сегодня мы рассмотрим все шаги, которые приведут к вашей цели – новой должности.

Первый шаг«Почему для меня это важно? Для чего мне это?»

Чтобы превратить свое желание «хочу быть заведующей» в серьезное намерение, предлагаю начать с очень глубокого вопроса: «Для чего мне новая высокая должность?».

И предлагаю задавать себе этот воп­рос не менее пяти раз, после каждого полученного ответа опять спрашивайте: «Почему это для меня важно?» или «Ради чего большего я хочу / мне нужно стать заведующей?».

Ваши искренние ответы приведут к истинной мотивации, которая в дальнейшем будет для вас очень мощным топливом на пути к новой должности.

Объясню на примере. Однажды я задала этот вопрос провизору, который очень хотел стать заведующей.

На что он сразу же ответил:
— Потому что я могу больше.
Я опять спросила:
– А почему для тебя так важно делать больше? – Потому что так я чувствую, что рас­ту и развиваюсь.
– Почему для тебя так важно расти и развиваться?
– Потому что тогда я могу быть больше полезным людям, нашим клиентам, я смогу многое изменить в нашей аптеке.
– А почему тебе так важно генерировать изменения?
– Потому что именно тогда я чувствую себя реализованным в своем деле.

Эта мощная жажда провизора привносить изменения, делать больше, чем он делает как провизор за первым столом, послужила для него сильным зарядом стать тем, кто будет «рулить» аптекой, изменять в ней что-то, чтобы быть еще больше полезным людям.

«Если знаешь Зачем,
преодолеешь любые Как».
Ницше



Второй шаг «Каким мне нужно быть?»

После определения «зачем», вы уже получаете мощный заряд, который вам дает энергию с еще большей скоростью идти к своей цели. Если же этого не случилось, возможно, вам это сейчас не нужно или вы хотите совсем другого.

Когда же после ответа на первый вопрос вы еще больше захотели быть заведующей, прошу, подумайте над вторым вопросом: «Какой / каким мне нужно быть, чтобы стать заведующей?».

Ведь главное для человека – быть, а не иметь или делать. Быть тем, кто может делать, для того, чтобы иметь. Эту идею сформировал еще Сократ, она так и называется – «Система Бытия Сократа» и выглядит следующим образом:

Быть – Делать – Иметь.

Из нее следует, что для того, чтобы что-то иметь, необходимо производить конкретные действия и обладать определенными качествами. Такой подход гарантирует достижение успеха практически в любом деле, стоит лишь начать применять формулу «Быть – Делать – Иметь» в своей жизни и работе. Таким образом, с помощью этой формулы вы сначала выясняете

Каким человеком вам нужно Быть,
чтобы Делать то, что нужно, ради того,
чтобы Иметь.

И сейчас вы сами можете написать, каким вы хотите / вам нужно быть, чтобы стать эффективной заведующей.
А я продолжу список основных компетенций, которыми должен обладать эффективный заведующий аптеки.

1. Ответственность – то есть иметь смелость и желание отвечать за то, что происходит вокруг, за свои действия, результаты работы. Когда вы первостольник, то должны полностью научиться отвечать за результаты своей работы, своей смены и только после этого сможете перейти на ступеньку выше и начать отвечать уже за эффективность аптеки в целом.

Ответственность – это не «моя хата зкраю», а проявление интереса к работе в целом, обеспокоенность результатом работы своей команды.

Есть такая поговорка, что ответствен­ностью никто не наделяет, ее можно только взять самому.

Ответственность ‒ это иметь свой ответ на обстоятельства, проблемы, задачи.

Уметь принимать решения в разных ситуациях и отвечать за их последствия, какие бы они ни были. Не бояться «своих ответов», иногда даже рисковать, но всегда быть приверженным той роли, которую вы выполняете или к которой стремитесь.

«Мы путаем ответственность и стресс. Ответственность начинает сопровождаться стрессом лишь тогда, когда вы не чувствуете в себе достаточно сил, чтобы нести ее».
А. Карр


Ответственность станет похожа на свободу только при наличии и развитии и других важных компетенций заведующей аптекой.

2. Проактивность – это следствие развитого чувства ответственности. Другими словами, этот термин можно еще назвать «самостоятельностью» ‒ умение осознавать свои действия, чувства, мысли, эмоции и реакции, также понимать, как они могут воздействовать на обстоятельства, с целью изменить себя для улучшения своих результатов.

Навык проактивности помогает человеку вопреки внешним условиям добиваться высоких результатов.

Впервые об этом термине сказал Франкл, и этот навык в своей книге очень детально описал Стивен Кови «7 навыков высокоэффективных людей»:

«Понятие ПРОАКТИВНОСТИ (или самостоятельности) включает в себя два слагаемых: АКТИВНОСТЬ и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Проактивный человек стремится стать субъектом, а не объектом действия. Его поведение обусловлено его же решениями, а не обстоятельствами. Он способен подчинять эмоции цели, проявлять инициативу и отвечать за себя.

Проактивные люди сами несут ответственность за все, что с ними происходит. Их поступки являются результатом сознательного выбора, основанного на признаваемых ими абсолютных ценностях, а не продиктованы обстоятельствами или (и) эмоциями.

Человек проактивен от природы, и, следовательно, если наша жизнь складывается в зависимости от других людей и обстоятельств, это происходит потому, что мы, сознательно или неосознанно, позволяем собой командовать.

Делая выбор в пользу зависимости, мы становимся РЕАКТИВНЫМИ (несамостоятельными).
Реактивные люди во многом зависят от физического окружения. Если погода хорошая, они прекрасно себя чувствуют; если плохая, это сказывается на их настроении и производительности. Проактивные же сами «носят с собой» хорошую погоду. Им все равно, идет ли дождь или светит солнце. Ведь ими движет цель, и если она состоит в том, чтобы лучше выполнить работу, – какая разница, благоприятствует этому погода или нет?

Реактивная личность находится в колоссальной зависимости от социальной «погоды». Если с ней хорошо обращаются, у нее прекрасное настроение; если нет – она «занимает оборону». Реактивные строят свою эмоциональную жизнь на поведении других людей, позволяя их недостаткам влиять на свое моральное самочувствие.

Способность подчинять импульсы цели – вот что, главным образом, отличает проактивных людей. Реактивные натуры руководствуются своими эмоциями, действуют под влиянием окружающей среды. Тогда как поступками проактивных движет цель – сознательно избранная, тщательно выверенная, ставшая жизненной потребностью. На проактивных людей тоже влияют внешние факторы: физические, социальные или психологические. Но их реакция на эти раздражители, осознанно или нет, является ценностно-ориентированной.

Итак, дело не в том, что с нами происходит, а в нашей реакции».

Мне вспоминается реакция одного провизора, когда затопило аптеку после большого снега. Крышу проломало и начало капать с потолка, и в то время, когда другие фармацевты всем возможным видом показывали свое недовольство и негодование, девушка-провизор радостно сказала: «Как же все-таки хорошо, что это случилось именно сейчас, когда мы все на работе и можем все ликвидировать в кратчайшие сроки, что даже лекарства не пострадают».

Свою реакцию на обстоятельства мы всегда вправе выбирать сами. И это качество нужно развивать в себе, оно вам очень поможет стать хорошим руководителем аптеки, поверьте!

3. Уверенность в себе, чувство лидерства и умение влиять на других.

Быть уверенным – значит верить в себя, верить в то, что вы будете хорошим руководителем, верить в свой успех. Есть такая теория в коучинге, что все, что человек хочет себе пожелать, он может и сам осуществить. Для всех наших желаний у нас найдутся определенные ресурсы. Поэтому нужно работать над собой и ВСЕГДА верить в свой успех!

«Уверенность – это игривость. Уверенность – это жажда своей игры. Это жажда сделать первый ход, потом еще один, а за ним еще и еще. Уверенность – это желание смотреть на свою игру, созерцать свои ходы, жить в них, чувствовать их. Уверенность отражается в игре! Не в умении играть – играть умеют все, все дети играют, а все люди были когда-то детьми, играть умеют все! Делать шаг за шагом, ставить кубик на кубик, ходить конем или пешкой, играть в мяч или складывать пазл. И уверенность начинается тогда, когда мы позволяем себе играть в свою игру, ту, которая нам интересна, ту, которая при каждом движении вызывает интерес, радость, смех, азарт, улыбку и огоньки в глазах», – из соцсети.

4. Инициативность.

«Что такое инициатива? Это то, что человек делает так, как надо, хотя его об этом не просят».
Э. Хаббард


Умения проявлять инициативу в разных сферах деятельности аптеки ‒ это не только давать идеи, но и приводить аргументы для их реализации, а также организовывать процесс осуществления изменений. Важно:

• принимать участие в организации работы аптеки, в заказе товара, в наведении фармпорядка в аптеке, в ценообразовании и др. Делиться нужной информацией с сотрудниками аптеки и заведующей;
• проявлять инициативу в своем обучении и развитии. Регулярно повышать свой профессиональный уровень, читать книги, проходить тренинги, семинары, онлайн-обучающие мероприятия.

Если вы научитесь системно учиться и развиваться, тогда в дальнейшем будет легче вовлечь в этот процесс всех сотрудников аптеки.

5. Умение договариваться. Очень важный навык для любого человека. Если вы знаете, как находить подход к разным людям, умеете слушать и слышать человека, создавать условия, в которых каждый получает свою выгоду. Тогда вы можете развивать этот навык и стать хорошим руководителем, которому будет легко решать и даже предотвращать разные конфликты, как в коллективе, с руководством сети, так и с посетителями аптеки.

Этот список можно продолжить такими качествами, как организованность, системное мышление, нацеленность на результат, знание законов и лицензионных условий деятельности аптеки, гибкость, активность, самоконтроль и многие другие. Но на данном этапе для вас более важно не количество, а качество. После того как вы нарисуете для себя портрет того человека, каким вы хотите стать, выберите всего два-три качества, которые вы будете развивать ежедневно. Развивать – это значит не просто помнить о них и говорить себе мантры, а делать то, что будет подтверждать выбранные вами навыки.

Третий шаг «Что конкретно нужно делать?»

После того как вы ответили на первых два вопроса: «Почему для меня это важно?» и «Каким мне нужно быть?», у вас, наверное, уже сформировался тот образ себя – эффективного, успешного руководителя аптекой. Пока вы еще провизор, но знаете, каким управленцем хотите стать. И в этой статье я не писала о сроках, а вы не будете ставить себе четкие даты, когда это произойдет. Но для себя определите три действия, которые важно выполнять ежедневно, вырабатывая привычку идти к своей цели.

«Самое важное – сделать хоть что-то для достижения успеха, и сделать это прямо сейчас. Это и есть самый главный секрет – несмотря на всю свою простоту. Потрясающие идеи есть у каждого, но редко кто делает хоть что-то, чтобы воплотить их на практике, причем прямо сейчас. Не завтра. Не через неделю. Сейчас. Человек, который достигает успеха, – это тот, кто действует, а не тормозит, причем действует именно сейчас».
Н. Бушнелл


Предлагаю два способа, чтобы определить свои конкретные действия.

Первый заключается в том, чтобы вы представили себя уже руководителем и начали выглядеть, думать, говорить, как руководитель. Например, что делают хорошие руководители утром? Они планируют свой день. И вы начинаете каждый день писать себе планы на день. Что читают эффективные заведующие? Каждый день они читают специализированные журналы, новости законодательства о фармации, развивающие статьи и книги для руководителей.

Второй способ заключается в том, чтобы развивать все выше перечисленные навыки, ответственность, проактивность, уверенность, инициативность и умение договариваться, на своем уровне провизора.

Оцените эти компетенции у себя по 10-балльной шкале сейчас. К примеру, сегодня вы чувствуете себя проактивным на 5, а ответственным на 7, уверенным на 6. И определите для себя, как бы этот навык у вас проявлялся на 10. И ежедневно тренируйте два-три выбранных вами навыка в своей сфере ответственности. Например, когда к вам обратился конфликтный покупатель, отреагируйте на его претензии по-другому, когда в аптеке постоянно нарушается фармпорядок – проявите инициативу и предложите свою идею, как этого можно избежать. Почти всегда заведующими становятся лучшие первостольники. Поэтому если вы активно поработаете над своими качествами в должности провизора, вам легко будет в дальнейшем их использовать на следующей карьерной лестнице. Смотрите всегда на свою работу и свою жизнь шире – и многое будет даваться легко и интересно!

Сегодня мы рассмотрели три шага, сделав которые, вы приблизитесь к своей заветной новой должности ‒ заведующей. В этой статье мы не рассматривали лицензионных требований к заведующим, также не углублялись в точечные навыки работы с товаром и т. д. Уверена, вы сможете их самостоятельно найти в документации вашей аптеки, а также на просторах Интернета. Успехов вам в карьерном путешествии!

4a9r1xi4g06_1o655wg_7n8

Олеся СЛОБОДЯНЮК,
коуч, бизнес-тренер компании «Агентство Медицинского Маркетинга», член Международной ассоциации коучей и тренеров IPACT; провизор с шестилетним опытом в управлении филиалом аптечной сети.


Теги: , , , ,


Комментировать

 *

Наши клиенты

Google+