Социальные связи и теория шести рукопожатий

14.04.15 11:00 1 320    
Многие люди говорят о том, что мы перестали общаться друг с другом, что социальные сети и прочие технические инновации заменили нам радость живого общения… Но я с этим не согласен! Мир в настоящее время становится все теснее и теснее именно из-за того, что с появлением социальных сетей общаться стало существенно легче. К примеру, на выходных вы сидите дома, заходите на Facebook и точно знаете, где проводят время сотни ваших друзей. Благодаря соцсетям стало проще знакомиться: можно просто написать письмо через Facebook, и не надо долго объяснять кто вы и что вы, чем увлекаетесь, где учились и работаете, – все это расскажет за вас ваша страничка. Если честно, то я последнее время даже перестал давать визитки. Просто говорю: «Если хотите не потерять контакт со мной, найдите меня в Facebook и добавьтесь». Ведь визитка молчалива, не интерактивна, она может потеряться, она о себе не напоминает. С развитием социальных сетей мир стал активнее, живее, добрее, теснее и пр.

Вы точно слышали о теории шести рукопожатий, которая удачно проиллюстрирована в таких кинофильмах, как «Реальная любовь» (2003) и «Елки» (2010).
Согласно этой теории, любые два человека на земле разделены в среднем лишь пятью уровнями общих знакомых (и, соответственно, – шестью уровнями связей).
Теория была выдвинута в 1969 году американскими психологами Стэнли Милгрэмом (Stanley Milgram) и Джеффри Трэверсом (Jeffrey Travers). Предложенная ими гипотеза заключалась в том, что каждый человек опосредованно знаком с любым другим жителем планеты через цепочку общих знакомых, в среднем состоящую из пяти человек.
С. Милгрэм опирался на данные эксперимента в двух американских городах. Жителям одного города было роздано 300 конвертов, которые надо было передать определенному человеку, живущему в другом городе. Конверты можно было передавать только через своих знакомых и родственников. До бостонского адресата дошло 60 конвертов. Произведя подсчеты, С. Милгрэм определил, что в среднем каждый конверт прошел через пять человек. Так и родилась теория шести рукопожатий.

Многие помнят историю о том, как девушка, усыновленная в младенческом возрасте, искала в Facebook своих биологических родителей. После почти трех лет безуспешных поисков традиционными способами она опубликовала в Facebook свою фотографию с призывом о помощи и той скудной информацией, которая у нее имелась о биологических родителях. Этой фотографией в Facebook поделились более 160 тысяч человек, и уже через два дня биологическая мать девушки связалась с ней. Примеру Дженессы Симонс последовали многие другие люди, желающие найти своих биологических родителей.


Действительно, используя социальные сети, можно сделать реально много: найти нужного человека, попросить денег, если они очень нужны, найти жениха, работу, формировать свой имидж, продавать товары и сервисы и многое другое. Для меня неоценимой опцией социальных сетей являются «напоминалки» про дни рождения друзей и знакомых, поскольку раньше я часто забывал о таких важных датах в их жизни.
Также с теорией шести рукопожатий тесно связано такое понятие, как «нетворкинг».

Нетворкинг (англ. networking, net – сеть и work – работать) – это социальная и профессиональная деятельность, направленная на то, чтобы с помощью круга друзей и знакомых максимально быстро и эффективно решать сложные жизненные задачи (устроить ребенка в детский сад, найти работу, познакомиться с будущим супругом) и бизнес-вопросы (находить клиентов, нанимать лучших сотрудников, привлекать инвесторов). При этом суть нетворкинга заключается в выстраивании доверительных и долгосрочных отношений с людьми и взаимопомощи.

Попросту нетворкинг – это то, что мы раньше называли словом «связи», могущественный инструмент, которым можно творить реальные чудеса. Ведь человек, который правильно управляет своими связями, может претендовать на роль волшебника.
Помните мысли Золушки: «Мне так хочется, чтобы люди заметили, какая я, но только непременно сами, без всяких просьб и хлопот с моей стороны. Неужели не дождаться мне веселья и радости? Так и заболеть можно».
Золушке тогда казалось, что все в ее судьбе зависит от мачехи, которая имела больше связей. Но впоследствии прав оказался король: «Связи связями, но надо же и совесть иметь. Когда-нибудь спросят: а что ты можешь, так сказать, предъявить? И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу – большой, а сердце – справедливым. <…> Верность, благородство, умение любить. Обожаю, обожаю эти волшебные чувства, которым никогда, никогда не придет конец».
Когда-то был популярным старый фильм «Прохиндиада, или Бег на месте».
Главный герой фильма Сан Саныч Любомудров – энергичный и по-своему талантливый человек, который может со всеми договориться и все достать в эпоху тотального дефицита. Его талант – умение дружить. Сан Саныч весь в делах. С утра до вечера он устраивает дела своих знакомых по принципу «Ты мне, я тебе». Полезные связи есть у Сан Саныча везде. Держать фасон на публике, быть успешным всегда и во всем – смысл жизни Любомудрова.
Инфантильная дочь Сан Саныча становится жертвой его стремления к успеху. Устраивая судьбу Марины, он даже не поинтересовался ее мнением по поводу ее же жизни и карьеры, которые он ей заранее уготовил. Когда дело близится к свадьбе дочери (снят зал элитного ресторана и приглашены гости), она неожиданно отказывается выходить замуж. И тут Любомудров попадает в щекотливую ситуацию.
Параллельно на работе развивается линия его взаимоотношений с новым начальником, который имеет иную систему ценностей и не приемлет такие взгляды на жизнь своего подчиненного. В конце концов, попав в одну из денежных авантюр, Сан Саныч и сам убеждается в истинной цене своих «дружеских» отношений с людьми.
Выходит, заводить связи ради связей, не ориентируясь на истинные ценности, – не всегда правильно?

В связи с этим у меня есть ДВА важных принципа, которыми я хотел бы поделиться.

1. Создавая социальные связи, расставляйте приоритеты и следите за временем.
Дело в том, что раньше, для того чтобы поддерживать широкую сеть социальных связей, нужно было убить кучу времени на встречи, телефонные звонки, написание писем (в конвертах) и т. д. И все это часто приводило к тому, что человек, выстраивающий нетворкинг, терял из фокуса очень важных для него людей. Благо сейчас управлять связями можно посредством электронной почты, смс, социальных сетей, и это действительно супер! Как расставить приоритеты? Простой совет: выберите 20 % людей, которые для вас очень важны в эмоциональном и финансовом плане, и старайтесь уделять им 80 % своего коммуникационного времени. И если вы умеете управлять временем, то это может быть достаточно длинный список. Но можно и допустить распространенную ошибку. К примеру, доктор-гинеколог, принимая новую «денежную» пациентку, поначалу очень старается, пациентка становится лояльной к этому доктору.
Позже, когда она уже своя, доктор подсознательно начинает снижать качество услуг, то есть он уже знает пациентку, стало быть, принимает и осматривает ее быстро и это приводит к тому, что пациентка находит нового врача…
Но как же быть с людьми-«вампирами», которые высасывают всю вашу энергию, закидывают собственными задачами, вешают свои проблемы? Действительно, вокруг много горя и у людей много проблем, вы не можете всем помогать, у вас, в конце концов, есть своя жизнь. Для того чтобы уменьшить вероятность «сторожить чужие дыни», я придумал принцип «ЕСЛИ».

2. Принцип «ЕСЛИ» – «мужик, постереги дыни»!
Именно с этой фразы начался основной замес в кинофильме «Вокзал для двоих». Чужие дыни – это чужие проблемы. Ко мне часто обращаются люди, мол, помоги, сделай, вышли, и я как человек реально добрый всегда говорю «ДА»! А дальше прошу человека пройти 1/3 пути для его собственной просьбы. К примеру, просят: «Помоги положить тетю в больницу». Я отвечаю: «Хорошо, только привезите мне ее карточку в воскресенье». И более 90 % просьб отпадает в случае, когда я прошу хоть что-то СДЕЛАТЬ и помочь мне выполнить ИХ ЖЕ просьбу. Иногда даже банальное «написать электронное письмо» – большинству не под силу.
Используя данный принцип, вы будете создавать вокруг себя социальные связи ТОЛЬКО с правильными людьми, которые для своей задачи способны СДЕЛАТЬ хоть что-то. А вот практический пример теории шести рукопожатий, в котором я тоже применил свой принцип «ЕСЛИ»: мне написала обращение Людмила Лавриненко, я его разослал, и хорошие люди отозвались.


Людмила Лавриненко:
«Теория шести рукопожатий в моей жизни!

Руслан, мой коллега и вообще хороший человек, :) уже около года занимается волонтерством. Недавно он сообщил об отсутствии медикаментов в медсанчасти под Киевом, в Девичках. Там находится много молодых ребят, а лечить их нечем. Руслан спросил, могу ли я помочь медпрепаратами. Первая мысль, которая возникла: ну откуда мне их взять? Купить в аптеке? На 1 человека – это минимум 300 грн, а там несколько тысяч ребят, и постоянно одни уходят, новые прибывают. Потом вспомнила, что в Facebook в друзьях у меня 4 человека из фармбизнеса. Всем им написала личные письма и сделала общий пост. Не могу сказать, что особо на что-то рассчитывала, действовала по принципу “Делай, что должен, и пускай будет, что будет”. Все ребята отписались! Спасибо им! Откликнулся и Юра Чертков – бизнес-тренер Агентства Медицинского Маркетинга. Он написал в своем дайджесте мое обращение. Затем откликнулся Юрий Козий – руководитель внешней службы представительства компании “STADA”. Он согласовал все со своим руководством, и нам выделили такие желанные медикаменты: хорошую немецкую противопростудку – “Гриппостад” и от кашля и температуры – “Ацестад”. После некоторых процедур по сбору документов представитель компании “STADA” Евгений, волонтер Руслан и я отвезли медикаменты в медсанчасть. Всего было отгружено препаратов на сумму 300 000 грн. Не могу передать это чувство, когда после работы приходишь домой и открываешь Facebook не для того, чтобы прочитать новости, погрустить о курсе, а для того, чтобы написать благодарности. Это микролепта в большое дело, а не просто сочувствие! Еще не покидает ощущение ответственности, ведь сколько еще всего нужно сделать».

«Да, и сами шесть рукопожатий:
1) медсанчасть в Девичках;
2) Андрей Мизан – знакомый Руслана;
3) Руслан – волонтер;
4) я – коллега Руслана;
5) Юрий Чертков (была у него на тренинге);
6) представительство компании “STADA”.

Работает!».
«P.S. Если вы читаете пост и так сложилось, что имеете отношение к фармкомпании, при этом страстное желание сделать доброе вечное :), звоните, – вместе мы можем больше!
P.S. Мой статус: “В поиске… медикаментов!”».

Так что, нет ничего практичнее хорошей теории!

Юрий Чертков, бизнес-тренер,
директор компании «Агентство Медицинского Маркетинга»


Теги: , , , ,


Комментировать

 *

Наши клиенты

Google+