Последняя загадка Европы и ее аптеки

30.08.18 11:59 358    
Одни рынки спешат показать свою образцовость, другие сетуют на проблемы, а таинственная Албания словно живет вне информационного поля, не доказывая и не опровергая мифы, которые о ней сложились. Тем временем фармгиганты, которые рискнули выйти на неведомый рынок прибрежной страны, незаметно, но значительно прирастают. Но в лучших албанских традициях предпочитают об этом не слишком распространяться.

Статья из электронного журнала для владельцев и ТОП-менеджеров аптечных сетей «PharmaChief»

Кто пьет шампанское?

«Новая любовь Средиземноморья», «Европа, когда она была свежа и доступна», «новая Хорватия» – все это о ней, маленькой живописной Албании, уютно расположившейся между Ионическим и Адриатическим морями. Вместе с тем можно услышать и стереотипы «мусульманская страна», «вместилище 700 тыс. бункеров», «албанская мафия», которые сейчас уже не особо актуальны. Более того, мешают разглядеть потенциал новой туристической Мекки. В том числе в аптечном ритейле.

А где много отдыхающих, там и развитие фармрынка – само собой, с туристической «перчинкой».

2a9r1hwu82d_2w2y06_3v8

Главная причина некоторой отрезанности фармацевтической Албании – смутное прошлое этой страны, когда она застыла меж двух политических полюсов и в итоге оказалась практически в полной изоляции. Только в 90-х годах прошлого века Албания начала возвращаться из добровольного уединения. На тот момент население страны снискало в Европе криминальную славу, и до сих пор северная часть страны не пользуется у туристов почетом. А вот на юге, от города Влеры и до Саранды, находится курортная зона, в которой неприятности обычному туристу может обеспечить только собственная рассеяность или мелкие воришки. И эта часть страны бурно развивается – строятся не только новые отели, но и дороги, мосты, развязки. Развивается и фармацевтический сектор, активно заходит греческий и итальянский капитал.



На данный момент рынок Албании представлен 200 аптечными складами, 1000 аптек, 210 фармацевтическими компаниями. В ассортименте лекарственных средств доминирует импорт, на полках аптек представлены почти все мировые бренды, ведущими из которых в средиземноморской стране являются препараты производства Novartis, Glaxo, Janssen-Cilag, Hofman La Roche, Richter Gedeon, Krka, Lek.

На долю же местного производства, которое представлено тремя национальными компаниями – Profarma, Euromedica и Radofarma – приходится небольшая доля от общего объема рынка.

Что делает маленькую и не слишком экономически развитую Албанию привлекательной для мировой фармы? Хороший пример – латвийская компания Olainfarm, которая несколько лет назад заявила о своем желании выйти на албанский рынок.

За первый же год присутствия на полках албанских аптек рост объема продаж продуктов производства фармкомпании Olainfarm достиг 153 %. И это при том, что на тот период в целом компания снизила показатели на 5 %, по отношению к предыдущему году. Остальные европейские представительства также успешно развиваются в албанском направлении, хотя и не столь охотно сообщают о своих успехах мировому фармсообществу.



В прошлом году доля импорта в стране достигла $171 млн. При этом основная масса препаратов завозилась из стран ЕС, а на долю США пришлось 5,8 % всех импортируемых продуктов.

В то же время Албания открыта не для всех производителей. Так, четыре года назад в стране был введен закон, ограничивающий импорт сербских лекарственных средств, в результате чего 110 препаратов производства двух крупнейших фармкомпаний Сербии – «Галеника» и «Хемофарма» – лишились значительного рынка сбыта. Но у взаимоотношений этих государств – длинная и непростая история, так что вряд ли данное решение стоит как-то комментировать.

В целом албанский рынок оценивается экспертами как развивающийся. А это означает как риски, так и перспективы.

Вопросы цены и спроса

Одна из причин, по которым Албания интересует Биг Фарму, – гибкое ценообразование. И это несмотря на то что медицина здесь официально по-прежнему бесплатна (можно считать это эхом периода коммунизма), и стоимость многих препаратов возмещается потребителю государством.

В целом цены на лекарственные средства устанавливаются производителем. Однако в случае если препарат подлежит государственному возмещению и стоит дорого, цена может стать предметом переговоров между компанией и Комиссией по лекарственным средствам (Komisioni i Çmimit të Barnave – KÇB).

Аптечная надбавка составляет 33 % от закупочной цены аптеки на препараты, не подлежащие реимбурсации, и 29 % – на средства, стоимость которых возмещается государством.

Но на самом деле коридор цен не слишком просторный, ведь в Албании довольно низкие зарплаты, после уплаты налогов – в среднем $430 в месяц на душу населения. Более интересной целевой аудиторией являются туристы, приток которых с каждым годом растет.

В целом затраты на покупку фармацевтической продукции в Албании оцениваются примерно в 2,65 % ВВП. При этом расходы государства на возмещение стоимости жизненно важных лекарственных средств достигают 34 млн евро в год.

По оценкам местных импортеров, общий фармацевтический рынок в Албании на оптовом уровне оценивается в 57 млн евро с текущим темпом роста 10 % в год.

Факты не в тему

• 20 тыс. итальянцев по статистике проживают в Албании на ПМЖ, объясняя это тем, что их привлекают инвестиционные возможности страны, хороший уровень жизни, дружелюбное население при лучшей экологии, чем в Италии, и более демократичных ценах.

• Согласно «индексу качества жизни пожилых людей», Албания уже сейчас имеет лучшие показатели, чем Болгария, Черногория, Хорватия, Греция, Сербия, Украина, Литва и др.

• Первой европейской страной, которую посетил Папа Римский Франциск после своего вступления в сан в 2014 году, стала Албания как пример «гармоничного сосуществования религий».

Орден специалистов

Все аптеки в Албании частные. Их деятельность регулируется Законом № 9323 от 25.11.2004 «О лекарственных средствах и фармацевтическом обслуживании», который частично согласован с Директивой ЕС о прозрачности 2001/83/EC и Кодексом Сообщества о медицинских продуктах для использования человеком. По закону одна аптека должна обслуживать 3000 жителей. Имеется и ограничение по пешеходной доступности: аптеки должны находиться на расстоянии как минимум 150 м друг от друга. Не сюрприз, что основная часть аптек сосредоточена в крупных городах, таких как Тирана, в то время как сельская местность обслуживается частично. Аптечные сети в Албании запрещены.


В целом имеющееся число аптечных учреждений покрывает потребности албанцев в лекарственных средствах, но по размерам они обычно гораздо скромнее украинских. На улице легко пройти мимо и не обратить внимания на зеленый крест и зеленую же надпись Farmacia: красивое и запоминающееся оформление витрин и вывесок – не конек албанцев. В аптеках, как и у нас, продаются лекарственные средства, парафармацевтика и косметика.

Чтобы открыть аптеку в Албании, достаточно окончить профильный факультет местного университета и иметь трехлетний опыт работы. Аптечная лицензия не может быть унаследована.

Некоторые сложности имеются с персоналом. Всего в Албании зарегистрировано 1237 фармацевтов. Однако для страны, где упор сделан на туризм, большой проблемой стало отсутствие у аптечных работников знания английского языка. Зато почти все жители Албании неплохо владеют греческим. Впрочем, в столице и в курортных зонах эту проблему постепенно устраняют.

Конечно, есть в Албании и Ассоциация фармацевтов – правда, здесь она была преобразована в Албанский Орден фармацевтов (Urdhëri i Farmacistëve të Shqiperise, UFSH/AOP). Президент Ордена является членом ряда комиссий по принятию решений в Минздраве. Имеется также и профсоюз фармацевтов Албании (Sindikata e Farmacistëve të Shqipërisë, SFSH/PTU), который играет важную роль в фармацевтической политике.

***

Когда местом для отпуска выбирают Албанию, руководствуются принципом «Нужно спешить, пока эта прекрасная страна не стала такой же, как остальные европейские курорты». При этом подразумевается в первую очередь уровень цен и некоторая нетронутость, незатертость местных красот. Тот же принцип можно применить и к фармрынку: Албания – последний из могикан, европейский рынок, где риски идут рука об руку с прибылью. Пока еще он не устоялся, хотя развитие происходит так быстро, что аналитики не успевают его фиксировать. В то же время Албания продолжает сохранять секретность, не слишком открываясь другим. И, может быть, это и есть ее главным преимуществом.

Источники:
fsdksh.com.al; shendetesia.gov.al; albaniainvest.net.
Полный список источников находится в редакции.

Светлана Вешняя


Теги: , ,


Комментировать

 *

Наши клиенты

Google+