Аптечная геометрия: 300 метров, 16 лет, 10 аптек

19.03.13 11:50 1 645    

Данный Проект, обращу внимание, на официальном сайте Гослекслужбы Украины отмечен как добавленный 14.01.2013 г. и содержит одно отличие – покупать лекарственные средства предлагается разрешать не с 14, а с 16 лет.

Пока идет общественное обсуждение Проекта, есть время ознакомиться с его нововведениями.


Проектом вводятся:

• Определение «структурное подразделение аптеки».
• Норма пешеходной доступности границ аптеки для новообразованной аптеки: не менее 300 метров в городах с населением от 1 млн человек и более, а также 500 метров – в городах с населением менее 1 млн.
• Требование выдавать покупателю лекарственных средств кассовый чек на полную сумму проведенной операции.
• Норма, согласно которой изготовление, приобретение, перевозка, пересылка, хранение с целью реализации или реализация заведомо фальсифицированных лекарственных средств приравнивается к невыполнению Лицензионных условий.
• Норма, согласно которой на каждые 10 аптек, в которых субъект хозяйствования осуществляет розничную торговлю лекарственными средствами, по крайней мере одна должна обеспечивать производство (изготовление) лекарственных средств в условиях аптеки, а одна – находиться в сельской местности.
• Норма, согласно которой реализация лекарственных средств разрешается только лицам, достигшим 14 лет (в редакции, изложенной на сайте Гослекслужбы Украины, – 16 лет).
• Требование предоставлять покупателю полную и достоверную информацию о наличии в аптечном учреждении лекарственных средств с аналогичным действующим веществом, формой отпуска и дозированием, в том числе – о наличии подобных лекарственных средств по меньшей цене.

Не самые кардинальные и не самые ужасные изменения, предусмотренные Проектом, тем не менее, породили шквал комментариев и возражений (видимо, конфликт между регулирующими органами и аптеками уже перешел на «личный» уровень).

С точки зрения обычного покупателя лекарственных средств мне Проект нравится. Мои родители, к примеру, проживают в сельской местности и время от времени они вынуждены ездить в ближайший областной центр за отсутствующими у них препаратами (или получать их иным способом). Почему бы не стимулировать крупные аптечные сети размещать аптеки не только в больших городах, где конкуренция действительно идет на сотые метры, но и в сельской местности?
Как человек без специального медицинского образования (хотя даже оно не позволяет отслеживать все новинки), я не всегда могу самостоятельно выбрать и приобрести препарат с тем же действующим веществом, но по более разумной цене. Как родитель, я хотел бы иметь гарантии (пусть и условные), что мой ребенок не будет покупать в аптеке какую-то гадость до того, как окрепнет собственным умом.

С другой стороны, мысля как собственник бизнеса, я прекрасно понимаю оборотную сторону Проекта.

То, что Киев, Донецк или Львов намного важнее и выгоднее с позиции прибыльности, это факт – в ряде районов указанных городов аптеки можно ставить и через 100 м. Это обеспечит рентабельность бизнеса, даже если не высокую, то максимально возможную. А собственник не заинтересован в участии в непонятных для него и тем более невыгодных социальных проектах. Также я понимаю, что Проект укрепляет позиции уже работающих на рынке аптечных сетей и ставит в сложные условия аптеки, которые только собираются занять свою нишу.

Конечно же, меня не устраивает тот факт, что моя аптека может лишиться лицензии из-за случайной упаковки фальсифицированного лекарственного средства, обнаруженной проверяющими органами в товарных остатках. И у меня нет гарантии, что формулировка «реализация заведомо фальсифицированных лекарственных средств» будет трактоваться проверяющими органами именно так, как ее сейчас понимаю я.

С позиций существующих юридических норм можно объемно и обстоятельно обосновать позиции как авторов Проекта, так и его противников.

К примеру, введение нормы пешеходной доступности можно оценить как вмешательство государства в осуществление нами права на предпринимательскую деятельность. Да, это нарушение ст. 22, ст. 42 Конституции Украины. А еще это нарушение ст. 15 ЗУ «О защите экономичной конкуренции» (запрет или препятствование образованию новых предприятий или осуществление предпринимательства, установление ограничений на осуществление отдельных видов деятельности). Но кто-то говорил об этих нормах, когда в Украине запретили деятельность казино? И кого удивляет, что принимаются нормы, которые вмешиваются в предпринимательскую деятельность?
Сложнее обстоит дело с требованием на каждые 10 аптек обеспечивать наличие аптеки, осуществляющей производство (изготовление) лекарственных средств в условиях аптеки, и одной – находиться в сельской местности. Это ощутимый удар по крупным аптечным сетям, такая себе социальная дань за «размеры и амбиции». Данная норма должна быть пересмотрена, несмотря на очевидную ее внешнюю социальную направленность, в сторону оптимизации для аптечных сетей (как вариант – ввести и дополнительные льготы для подобных сетей).

Кроме того, нельзя забывать о том, насколько дорого обходится экстемпоральное изготовление лекарственных средств. Вкупе с некоторыми другими требованиями это сильно навредит аптекам, которые и так являются наименее рентабельным звеном на фармацевтическом рынке.
Мое мнение как юриста: проект неплох, несмотря на очевидные (и указанные выше) огрехи. И вся полемика вокруг Проекта – это, скорее, отчаянные крики покупателя (аптечных сетей) продавцу (авторам проекта) о том, что за 100 он не купит, но взял бы за 10 – несмотря на то, что в своем сознании он уже смирился и понимает, что купить-то ему придется, но хотелось бы выкричать максимально выгодные условия покупки.

Хотя если посмотреть на происходящее глазами аптечного работника, то кроме усталости от бесконечных редакций этот документ уже не вызывает никаких эмоций. И вопрос, почему бы не создать условия, при которых провизор будет отпускать лекарства вместо того чтобы бесконечно заучивать новые нормы, остается открытым.

Юрий СТОРОЖУК,
юрист, специалист по гражданскому,
хозяйственному и медицинскому праву


Теги: , ,


Комментировать

 *

Наши клиенты

Google+