5 трендов австралийского фармбизнеса

16.11.18 14:19    262 
австралийского Если слабые и дотационные рынки вызывают печаль, то сильные игроки – восхищение, смешанное с завистью. К тому же именно на крепких рынках разворачиваются самые горячие бизнес-баталии и формируются ключевые тенденции для всей фарминдустрии. Следить за событиями в странах с развитой фармой – практически то же самое, что и просмотр увлекательного сериала, такими внезапными иногда бывают повороты сюжета. Наверное, поэтому фармацевтический рынок Австралии не перестает будоражить мировое сообщество, несмотря на видимую отдаленность континента кенгуру и саванн.

Статья из электронного журнала для владельцев и ТОП-менеджеров аптечных сетей «PharmaChief»

Big Pharma VS Австралия

Довольно смелая постановка вопроса, но, судя по новостям за последние несколько лет, так оно и есть. Австралийское правительство судится с мировыми фармгигантами, требует от них этичности, внимания к нуждам пациентов, честного промоушна и справедливых цен. Позиция, достойная уважения. Но не слишком популярная в бизнес-кругах. Хотя Австралию это не интересует: власти в курсе, каким лакомым кусочком является их государство. Прежде всего, это одна из немногих стран, где создаются благоприятные условия для инновационных производств: ежегодно в создание и разработку оригинальных эффективных препаратов инвестируется приблизительно $750 млн. Фармпромышленность, в которой задействовано около 14 тыс. человек, реализует внутри страны лекарственные средства на сумму более $11 млрд в год. Лекарственный экспорт оценивается в среднем в $4 млрд. Логичные цифры, ведь Австралия занимает шестое место в мире по расчету ВВП на душу населения, что делает ее одной из самых успешных стран. Здравоохранение Австралии, по версии журнала Newsweek, занимает третье место на земле, а фармацевтическое обслуживание населения, по версии Гильдии фармацевтов Австралии, – самое лучшее в мире.

На государственную программу лекарственного обеспечения (Pharmaceutical Benefits Scheme, PBS) правительство тратит около $7,65 млрд в год. И основная соль конфликта между ним и фармацевтическими компаниями – в попытках эту сумму уменьшить. Так, в 2017 году Австралия объявила о снижении цен на 1100 наименований лекарственных средств, включенных в PBS. В том числе на рецептурные препараты, предназначенные для лечения таких заболеваний, как болезнь Паркинсона, рак молочной железы, экзема, псориаз и др. При этом было отмечено, что самыми дорогими препаратами являются Harvoni, который обходится правительству в 385 млн австралийских долларов, Humira (335 млн австралийских долларов) и Lucentis (217,8 млн австралийских долларов).

Вообще, все лекарственные средства, которые поступают в австралийские аптеки, имеют подтверждение безопасности и эффективности. Сегодня в Австралии работает более 5 тыс. розничных аптек, которые обслуживают свыше 10 тыс. дипломированных фармацевтов. По статистике, средний житель Австралии посещает аптеку 14 раз в году, а все аптеки ежегодно отпускают лекарства примерно по 275 млн рецептов, в том числе 192 млн – по социальной программе PBS.

Впереди планеты всей

Какие же тренды диктует сегодня один з ведущих фармрынков мира?

Тренд № 1. Онлайн-жалобы на рекламу

Управление по контролю оборота лекарственных средств и изделий медицинского назначения Австралии (TGA) сообщило о запуске летом 2018 года онлайн-платформы, где потребители могут сообщить о сомнительной, вводящей в заблуждение рекламе лекарственных средств и медицинских устройств.

По заявлению регулятора, новый ресурс содержит информационные бюллетени, модули онлайн-обучения потребителей и рекламодателей, форму для сообщений о рекламе сомнительного качества. Новая платформа дает возможность проверить, разрешена ли реклама конкретных терапевтических продуктов для широкого круга лиц. Кстати, TGA является единственной организацией в стране для рассмотрения жалоб на рекламу с полномочиями наложения штрафов и введения санкций в отношении рекламодателей, не соблюдающих правила.

Тренд № 2. Умеренная лояльность к гомеопатии

В 2017 году в Австралии, как и во многих других странах, были попытки запретить продажу гомеопатических препаратов. Однако правительство страны не решилось на запрет продаж такой продукции, заявив, что потребитель должен самостоятельно уточнять у фармацевта, является ли лекарственное средство эффективным. У части фармацевтического сообщества такая формулировка вызвала непонимание, другая часть посчитала ее логичной. Иными словами, четкой позиции по дискуссионному вопросу в стране пока нет.

Тренд № 3. Расширение полномочий фармацевта

Аптечные работники австралийского штата Квинсленд оказывают давление на правительство с целью получения разрешения на выписку повторных рецептов и проведения более масштабных кампаний по вакцинации.

Власти, в свою очередь, согласились рассмотреть это предложение. В Минздраве заявили о готовности к обсуждению идеи расширения роли аптек в сфере здравоохранения.

Представители Гильдии фармацевтов Квинсленда полагают, что вполне могут выписывать рецепты на такие препараты, как «Виагра» и средства контрацепции, таким образом, уменьшив нагрузку на работников здравоохранения. Судя по всему, скоро они этого добьются.

Бесплатная вакцина = победа над раком

Профилактика как основа здравоохранения во многом зависит от доступности для населения. В Австралии проводится бесплатная вакцинация даже от такого заболевания, как рак шейки матки. И результаты не заставили себя ждать: согласно итогам последнего исследования, уровень инфицирования ВПЧ среди женщин в возрасте 18–24 лет упал с 22,7 % до 1,1 %. Такими темпами можно будет победить рак шейки матки через 10–20 лет, отмечают создатели вакцины.




Тренд № 4. Укрупнение аптечных сетей

Логичный процесс для большинства развитых стран нашел свое отражение и на австралийском фармрынке. Так, две крупнейшие сети Chemmart и Terry White Group договорились о слиянии. В результате сделки была создана розничная сеть, под управлением которой находится 500 точек, а ее оборот достигает $2 млрд. Совместное предприятие заняло 15 % австралийского рынка, объем которого, кстати говоря, составляет $15,8 млрд.

О тенденции к укрупнению говорит и тот факт, что на Австралию расширяется американская аптечная сеть Walgreens Boots Alliance. Знаменитая сеть зарегистрировала свой товарный знак в австралийском патентном бюро и хочет создать франчайзинг, чтобы получить возможность торговать через местные аптеки.



Тренд № 5. Ответственность за неэтичность

С этого мы начали наше путешествие в фармацевтическую Австралию, и этим имеет смысл его завершить. На родине волнистых попугаев правительство не стесняется подавать в суд на сколь угодно уважаемые фармкомпании. Антимонопольный комитет с азартом судился с гигантами вроде Pfizer, GlaxoSmithKline и Novartis, требуя от них не вводить потребителя в заблуждение, преувеличивая эффективность препаратов, не монополизировать рынок, не завышать цены. Пока лишь немногие иски были удовлетворены в пользу австралийских инициаторов, но, тем не менее, это серьезный тренд, на который уж точно стоит ориентироваться в главном: конкурировать на рынке нужно честно.



Навязчивая коала и кенгуру-террорист: будни австралийских фармацевтов

Аптечные работники в Австралии следуют правилам, даже когда это идет вразрез с общественным мнением. Так, например, в сентябре этого года в городе Портленд в аптеку трижды за день заходила… коала (!), чтобы прогуляться меж стеллажей. Причиной такого интереса животного мог стать запах эвкалиптового масла, которое входит во многие препараты, ведь в природе коалы питаются эвкалиптом.

Когда сотрудники пытались выдворить животное из помещения, коала пряталась на парковке, а спустя какое-то время снова проникала внутрь аптеки. После третьего посещения фармацевт выпроводил коалу на улицу, что вызвало резонанс среди защитников животных. Учитывая, что дело происходило на оживленной улице с плотным дорожным движением, неравнодушные посетители аптеки вызвали спасателя, который отвез коалу в лес. Аптечный работник при этом был выставлен прессой в невыгодном свете как «бесчувственный» и «бессердечный». Отсюда вывод: неправильно, когда сердобольный провизор пускает котика или собачку погреться под прилавком. Но и имидж фармацевта как сочувствующего и заботливого специалиста ломать не нужно. Всегда важна «золотая середина», а животное можно перепоручить службам, которые о нем позаботятся.

Кстати, это не первый раз, когда покой австралийских фармацевтов тревожит местная богатая фауна. Несколько лет назад сенсацией стал «захват» кенгуру аптеки в Мельбурне.

К задержанию «преступника» были привлечены ветеринары. Весь процесс напоминал реалити-шоу, так как аптека находилась в аэропорту, и сквозь стеклянные стены посетители терминала могли видеть все в деталях. В итоге кенгуру-террорист оказался еще и пострадавшим. Животное попало под автомобиль, и ему сломали лапу. В результате зверь проявил агрессию там, где в любом другом случае предпочел бы бегство.

Женщина-зоолог исхитрилась набросить на зверя кусок брезента, и вдвоем с крепким полицейским им удалось спеленать одуревшее от боли и стресса животное и оказать ему помощь.

Источники: The Pharma Letter; Reuters; The Conversation; 4BC; The Guardian; Daily Mail.

Светлана Вешняя


Теги: ,


Комментировать

 *

Наши клиенты

Google+