Откровения Бенгальского рая

21.05.18 12:41 423    
bangladesh Помните рекламу шоколадки «Баунти», глядя на которую не верилось, что где-то реально существует такое волшебное место? Так вот, Бангладеш – то самое «райское наслаждение», только еще лучше. Экзотические пляжи, холмы, реки, древние храмы, сикская кухня… И развитый фармацевтический рынок, заставляющий слегка нервничать флагманов индустрии.


Статья из электронного журнала для владельцев и ТОП-менеджеров аптечных сетей «PharmaChief»

Восточный гость

Бангладеш уже сегодня называют новой фармацевтической Меккой, и перспективы этому загадочному государству в Южной Азии аналитики рисуют самые радужные. По прогнозу Business Monitor International, до 2019 года среднегодовой темп роста фармрынка Бангладеш составит 12,06 %, в денежном объеме через три года он, предположительно, достигнет $1 млрд.

img_pharmecy_01
Эксперты выделяют три основных драйвера этого процесса: повышенное внимание правительства к здравоохранению, преобладание хронических заболеваний у групп населения с высокими доходами и использование современных сценариев маркетинга местными фармпроизводителями.

Над позиционированием Бангладеш долго ломать голову не пришлось, ведь все уже придумано ближайшими соседями – Индией и Китаем. Так что девиз «Бенгальского рая», как назвали когда-то страну в Международной ассоциации туризма, на рынке лекарственных средств очень простой – «Только дешевые и доступные препараты». И как же он соотносится с чаяньями мирового сообщества с его постоянными кризисами и борьбой за снижение цен в отрасли здравоохранения! Неудивительно, что экспорт у Бангладеш идет не только на формирующихся рынках, но и в развитых государствах, таких как Австралия и Великобритания. Всего государство экспортирует свои препараты в более чем 90 стран.

99016814
Что касается государств, которые до сих пор условно называются постсоветским пространством, то здесь Бангладеш тем более желанный гость. Так, в прошлом году прошла новость о том, что на сотрудничество с колыбелью буддоиндуизма в фармацевтическом секторе рассчитывает Беларусь. В том числе и в части создания совместных предприятий. Договорились предприимчивые бангладешцы и с Кыргызстаном: уже подписан договор об упразднении двойного налогообложения, и дорога дешевым препаратам из Южной Азии здесь открыта.

a-socially-responsible-business1

Качественный рост

bangladesh-pharmacy2 Активная деятельность на внешних рынках подталкивает местные фармкомпании модернизировать свои предприятия, запускать новые линии производства и активно заниматься оптимизацией всех процессов. На данный момент в Бангладеш лидирует компания Opsonin Pharma с ежегодным приростом на уровне 51 %, вторую строчку хит-парада производителей заняла Eskayef Bangaldesh (+42 %), а почетная «бронза» досталась Drug International (+39 %). Всего на данный момент в стране работают 230 производителей лекарственных средств. Кроме того, в Бангладеш имеют собственные мощности такие фармгиганты, как Pfizer, GlaxoSmithKline, Fisons, Squibb, Hoechst, ICI и др. При этом абсолютно все компании сертифицированы по GMP, так что говорить о непонятных стандартах производства или сомнительном сырье здесь не приходится. Серьезный подход к качеству позволяет Бангладеш успешно конкурировать с Индией, Пакистаном, Китаем, Бразилией и Турцией на рынках сбыта. И не секрет, что за понятием «серьезный подход» у бенгальцев стоят вполне конкретные вещи. Например, сертификаты качества от Британского агентства по контролю за качеством медикаментов и товаров медицинского назначения (MHRA), которыми обзавелись многие местные компании. Или аккредитация Европейского агентства по оценке качества лекарственных средств (EMEA) в Австрии, полученная компанией Incepta. А еще – аккредитация Управления по контролю за терапевтическими продуктами Австралии (TGA), которой может похвастать компания Beximco. Такие шаги позволили Бангладеш представить себя на мировой арене как надежного производителя и стали причиной, по которой двери для него открыли даже самые взыскательные страны.

Но такая сознательность местных компаний – дело не совсем добровольное.

Правительство Бангладеш неоднократно подчеркивало, что соответствие стандартам качества всех работающих в стране фармпредприятий является национальной политикой.

bangladesh-pharmacy4

В борьбе за место под солнцем

В прошлом году Бангладеш еще раз подтвердил свои серьезные намерения по освоению мирового рынка: две местные компании анонсировали начало продаж на внутреннем рынке генериков препарата «Харвони» производства компании Gilead (комбинация ледипасвир + софосбувир). Препарат используется для лечения вирусного гепатита С курсом 8, 12 и 24 недели с режимом приема 1 таблетка в день. Генерик в разы доступнее бренда: стоимость 12-недельного курса составляет около $920, в то время как лечение брендом в аналогичный период достигает $94 500. Неудивительно, что за пределами Бангадеш реализовать препарат стоимостью $364 за 28 таблеток пока не разрешено.

Источник: scripintelligence.jp

Ложка дегтя

Помимо политической воли и энтузиазма местных производителей важным драйвером развития фармацевтического рынка считается… рис. Дело в том, что сельское хозяйство во многом определяет развитие Бангладеш и дает 21 % ВВП. Из них 60 % приходятся на долю риса боро, который при хорошем урожае позволяет населению увеличить расходы на здравоохранение и стимулирует спрос на лекарственные средства. А ведь местные компании удовлетворяют внутренний спрос почти на 95 %, что является одним из наиболее высоких показателей в мире и делает страну абсолютно независимой от импорта.

Хотя на пути у бронепоезда бангладешской фармы есть и свои камни. Так, в 2009 году после приема сиропа парацетамола, произведенного компанией Rid Pharmaceuticals, умерли 26 детей. И на некоторое время это нанесло большой ущерб бренду «Сделано в Бангладеш» и сократило число стран, готовых импортировать фармпродукцию республики. Но все со временем забывается, если, конечно, конкуренты не будут постоянно напоминать о прошлом. И сегодня «страна непознанной земли» продолжает уверенное движение вперед.

Активно развивается сегмент АФИ, хотя по-прежнему до 80 % субстанций бенгальцы закупают у соседей. Сегодня 45 наименований лекарственных субстанций выпускает 21 местная компания. Но, по мнению правительства, этого недостаточно, чтобы покрыть необходимость страны в собственных активных ингредиентах. Поэтому было выделено $30 млрд на строительство технопарка по производству АФИ. Сейчас амбициозный проект находится на стадии реализации.

bangladesh-pharmacy3

Впереди Азии всей

Главными медицинскими бедами в стране трех рек являются малярия, лихорадка денге, холера и тиф. Процент заболеваемости и смертности со временем значительно снизился, чему способствовало расширение доступности лекарственных средств. Сегодня средняя продолжительность жизни в стране составляет 61 год – это лучший показатель в странах Южной Азии.

Рикошета не будет?

Если подытожить, то в лице Бангладеш мировая фарма нажила серьезного конкурента. И это проблема прежде всего для самой республики. Казалось бы, вокруг своего фармацевтического рынка южно-азиатская страна выстроила неприступный бетонный забор: с ней сложно соперничать в плане соотношения цена/качество. Бангладешцы учли весь мировой опыт, ведь у них на глазах ведутся бесконечные холодные войны между китайской, индийской промышленностью и «большой фармой». И аргументами против дешевых аналогов чаще всего становятся качество и биоэквивалентность. Жители этой живописной страны не позволили управлять собой и через зависимость от импорта: в перспективе предполагается абсолютно самосогласованная фармацевтическая система, в которой «пришельцам» из других стран почти не будет места. Но на этом поле Бангладеш один против всех. И неясно, каким будет ответ мировой фармы, которая только недавно заметила над головой крону развесистого дерева, еще вчера бывшего несмелой веточкой в земле на пересечении Ганга, Джамуна и Мегхны.

Источники: Bangladesh Pharma; tazabek.kg; gmpnews.ru; Bangla Pharma: Waiting in the wings.
Полный список источников находится в редакции.

Светлана ВЕШНЯЯ


Теги: ,


Комментировать

 *

Наши клиенты

Google+