Инь и Ян китайской медицины

18.05.15 10:24 2 090    
Древний Китай подарил миру шелк и фарфор, бумагу и тушь для письма, компас и порох. Но это все не идет ни в какое сравнение с достижениями китайской медицины. Китай – уникальный пример стабильности традиционной медицины. Ее основные теоретические положения выдержали испытание временем в течение трех тысячелетий и в основных чертах сохранились до наших дней.

На берегах Желтой реки

Древнейшее в истории Китая государство Шан (потом оно называлось Инь) сформировалось в середине II тыс. до н. э. в долине Хуанхэ («Желтая река»). К этому времени относится и создание китайской иероглифической письменности. В следующий период – династии Чжоу (XI–III вв. до н. э.) – на территории Китая существовало множество государств. В III в. до н. э. империя Цинь объединила их снова (тогда же по велению первого китайского императора Шихуанди началось сооружение Великой китайской стены). Время наивысшего расцвета Древнего Китая – империя Хань (206 г. до н. э. – 221 г. н. э.). В этот период писались хроники династии Хань и составлялись дошедшие до нас медицинские сочинения.
Врез: Древнейшие китайские тексты записывались на черепашьих щитах (панцирях), бамбуковых дощечках, бронзовых ритуальных сосудах, каменных барабанах. Позже – на шелке и бумаге, которая была изобретена в Китае в I в. до н. э.

Каноны китайского врачевания

Первая многотомная история Древнего Китая «Ши цзи» («Исторические записки») была составлена в I в. до н. э. выдающимся китайским ученым Сыма Цянем (145–86 гг. до н. э.). В ней широко использованы материалы хроник династии Хань, в которых сообщается и об успешном применении метода «чжэнь-ци» и пульсовой диагностики.
Древнейший из дошедших до нас медицинских текстов Древнего Китая – трактат «Хуан-ди Нэй цзин» («Канон врачевания Желтого Предка») – кратко именуют «Нэй цзин» («Канон врачевания»). Составлен он в III в. до н. э. в русле традиции в форме диалога между врачевателем и легендарным предком китайского народа – Хуан-ди, которому традиция приписывает авторство этого трактата. Однако, по мнению исследователей, «Нэй цзин» является результатом коллективного труда многих авторов различных эпох. Трактат состоит из 18 ти книг. Девять первых («Су вэнь») посвящены строению и жизнедеятельности организма, распознаванию и лечению болезней. В девяти последних томах («Лин шу») описывается древний метод чжэнь-цзю.

Философия китайской медицины

Самобытная китайская философия прошла длительный путь становления и развития: от культа природы (земля, горы, Солнце, Луна и планеты) до религиозно-философских систем (конфуцианство и даосизм) и натурфилософии (стихийного материализма), которая сформировалась в Китае к середине I тыс. до н. э.
Учение древних китайских философов о материальном мире изложено в анонимном натурфилософском трактате IV–III вв. до н. э «Си цы чжуань». Единая изначальная материя тайцзи (путь к себе) порождает две противостоящие субстанции – женское (Инь) и мужское начало (Ян). Взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (У-син): воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира – «десять тысяч вещей» (Вань-у), включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево – огонь, огонь – землю, земля – металл, а металл – воду) и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево – землю, а земля засыпает воду). Объективный мир познаваем и находится в постоянном движении и изменении. Человек – часть природы, часть великой триады: Небо – Человек – Земля, и пребывает в гармонии с окружающим миром.

Традиционная китайская медицина

Знания о строении человеческого тела китайские врачи приобрели еще в глубокой древности, задолго до запрета на вскрытие тел умерших (около II в. до н. э.), который связан с утверждением конфуцианства в качестве официальной религии. Удивительно, но эти знания им удалось не только сохранить, но и преумножить, о чем свидетельствуют сохранившиеся анатомические таблицы более позднего периода (VI–VII вв.).
Представления о болезнях и их лечении в Древнем Китае имели натурфилософскую основу. Здоровье понималось как результат равновесия начал Инь и Ян и пяти стихий У-син, а болезнь – как нарушение их правильного взаимодействия. Различные соотношения этих нарушений объединялись в несколько синдромов, которые подразделялись на две группы: синдром избытка – Ян и синдром недостатка – Инь. Многообразие заболеваний объяснялось широтой взаимодействия организма с окружающим миром и природой, особенностями самого организма (в трактате «Нэй цзин» описаны пять темпераментов; по времени это совпадает с периодом формирования аналогичных представлений в Древней Греции), длительным пребыванием в одном из эмоциональных состояний (гнев, радость, печаль, размышление, огорчение, боязнь и страх) и другими естественными причинами.
Искусство диагностики в Древнем Китае включало: осмотр кожи, глаз, слизистых и языка; определение общего состояния и настроения больного; изучение звуков, возникающих в теле человека, его запахов; подробный опрос больного; исследование пульса; давление на активные точки. Эта методика была введена в XI в. до н. э. легендарным врачевателем Цинь Юэ-жэнем, более известным под псевдонимом Вянь Цюе (Маленькая сорока). Исторические хроники династии Хань рассказывают о чудесных исцелениях, которые осуществляли Вянь Цюе и его ученики, искусно применяя иглоукалывание и прижигание, массаж и местные лекарственные средства.
Одним из величайших достижений философской мысли Древнего Китая является представление о круговом движении крови, изложенное уже в самом древнем медицинском трактате Китая – «Иэй цзин»: «Сосуды сообщаются между собой по кругу. В нем нет начала и нет конца <...> Кровь в сосудах циркулирует непрерывно <...> а сердце хозяйничает над кровью». «Пульс – это внутренняя сущность ста частей тела, самое тонкое выражение внутреннего духа».
Врачеватели Древнего Китая пришли к этим выводам эмпирическим путем (в Европе научно обоснованная теория кровообращения была сформулирована лишь в 1628 г. У. Гарвеем). Обследуя больного, они изучали пульс не менее чем в девяти точках и различали до 28 видов пульса.
Древний метод пульсовой диагностики совершенствовался многими поколениями китайских врачевателей и со временем превратился в стройное учение о пульсе. Наиболее полно оно изложено в труде известного китайского врача III в. н. э. Ван Шухе – «Мо цзин» («Трактат о пульсе»).

акупунктура

Канон акупунктуры

Характерной особенностью традиционной китайской медицины является чжэнь-цзю терапия (от кит. чжэнь – иглоукалывание; лат. acupunctura; кит. цзю – прижигание). Эмпирические корни этого метода уходят в глубокую древность, когда было замечено, что уколы, порезы или ранения в определенных точках тела приводят к исцелению некоторых недугов. Например, сжатие центральной ямки верхней губы позволяет вывести больного из состояния обморока, а введение игл у основания первого и второго пальцев с тыльной стороны кисти руки излечивает от бессонницы. Так, на основе длительных наблюдений философы и врачеватели пришли к выводу о существовании «жизненных точек», раздражение которых способствует регуляции жизненных процессов. Они полагали, что через отверстия, проделанные в «точках», восстанавливается нарушенное равновесие Инь Ян: начало Ян выходит из тела больного в случае его избытка или входит в тело в случае его недостатка, в результате чего болезнь исчезает.
Первое подробное изложение теории и практики этого метода приведено в трактате «Нэй цзин», а именно – во второй его части «Лин шу» (ее еще называют «Канон акупунктуры»), где описаны «жизненные точки», каналы, вдоль которых они расположены, коллатерали, иглы и методы их введения, показания и противопоказания для применения иглоукалывания и прижигания.
В III в. н. э. врач Хуанфу Ми систематически обобщил достижения в области чжэнь-цзю за предшествующие 4–5 столетий и составил обширный компилятивный труд «Чжэнь цзю цзя и цзин» («Классический канон по иглотерапии и прижиганию», 265 г.), который оставался главным источником знаний в этой области до XI ст. и был известен за пределами Китая, начиная с V в.
Первые иглы для акупунктуры были каменными, обычно из кремния или яшмы. Они имели тончайшее отверстие (подобно игле шприца), по которому, как полагали, движется начало Ян. Впоследствии иглы стали изготовлять также из кости, бамбука и металлов. С развитием этого метода наметилась специализация игл и их деление на виды. В «Нэй цзин» описано 28 разновидностей игл, что говорит о широте метода иглоукалывания в древности: он использовался для лечения и предупреждения болезней, для обезболивания во время операций, а также в сочетании с массажем и методом прижигания – тепловым воздействием на «жизненные точки» посредством зажженных сигарет, начиненных сухими листьями лекарственных растений. Наиболее часто в этих целях использовалась мокса (полынь). Причем считалось, что эффективность моксы возрастает с годами хранения. Так, для лечения прижиганием болезни, которая возникла семь лет назад, рекомендовалась моксa, собранная три года назад.
В древнем Китае существовало несколько методов прижигания. Прямое прижигание проводилось при непосредственной близости горящей сигареты от тела. При методе непрямого прижигания сигарета была на некотором расстоянии от точки воздействия, а между сигаретой и телом могли помещаться лекарственные вещества. Прижигание теплыми иглами сочетало в себе и иглотерапию: сигарета закручивалась вокруг иглы и зажигалась, когда игла находилась в тканях, таким образом, достигался комбинированный эффект (действие иглы и тлеющего лекарственного растения).

Продолжение…

Использованная литература:
1. Хрестоматия по истории Древнего Востока : учеб. пособ. : в 2 ч. Ч. 2 / под ред. М. А. Коростовцева, И. С. Кацнельсона, В. И. Кузищина. – М. : Высшая школа, 1980. – 258 с.
2. Авдиев В. И. История Древнего Востока. – 4-е изд., перераб. – М. : Высшая школа, 2002. – 624 c.
3. Мачоча Д. Основы китайской медицины. Подробное руководство для специалистов по акупунктуре и лечению травами : в 3 т. / пер. с англ. – М. : Рид Элсивер, 2011. – Т. 1–2. – 440 с.
4. Сорокина Т. С. История медицины. – 9-е изд. – М. : Издательский Центр «Академия», 2009. – 560 c.

Мария БЕЛИК


Теги: , ,


Комментировать

 *

Наши клиенты

Google+