Инь и Ян китайской медицины (2)

28.05.15 14:23 1 222    
Лекарственное врачевание в Древнем Китае достигло невиданных высот. Из народной китайской медицины вошли в мировую практику: женьшень и лимонник, камфора и чай, панты оленя и желатин, железо и сера. Согласно легендам первая фармакопея была составлена еще в III тыс. до н. э. В раннем средневековье в Китае появились первые медицинские школы, среди выпускников которых уже были провизоры и фармацевты. На тот момент аптечные учреждения были распространены по всей Поднебесной и пользовались не меньшей популярностью, чем дыхательная гимнастика и иглоукалывание.

Аптеки Древнего Китая. Связь времен

Уже три тысячи лет назад в китайской медицине существовало четыре раздела – внутренние болезни, хирургия, диетика (включала фармакологию) и ветеринария. Первые специальные медицинские школы с выделением дисциплины «лекарствоведение» были открыты в VI в. Обучение в них длилось около 15 лет. До этого знания о традиционном врачевании передавались по наследству или в узком кругу посвященных, их осваивали на протяжении всей жизни учителя.
Когда именно в Китае появились первые аптеки достоверно неизвестно. Но то, что это произошло как минимум несколько тысяч лет назад, сомнению не подвергается.
В исторических хрониках сообщается о благоустройстве древних городов с середины I тыс. до н. э. − мостовые, канализация, водоснабжение и рынки с обязательными лавками-аптеками.
Имеются данные о широком внедрении вариоляции с целью предупреждения заболевания оспой. Так, в XII в. до н. э. во время эпидемии оспы китайские врачи пытались предотвратить распространение заболевания втиранием в ноздри здоровых детей корочек оспенных пустул (девочкам в правую ноздрю, а мальчикам – в левую). Причем массовое внедрение вакцинации происходило на базе стационарных аптечных точек.
Внешний вид и ассортимент аптек того времени легко представить, побывав в современной традиционной китайской аптеке. По доброй местной традиции такие аптеки не имеют специальных символов и отличить их от магазинов можно разве что по запаху. Конечно, в Китае XXI в. множество европейских аптек с обычным набором препаратов, да и вывески практикуются не первое столетие. Но сами китайцы, как и тысячелетия тому назад, предпочитают натуральные средства почти от всего, что не требует оперативного вмешательства.
Еще в III тыс. до н. э. чай, дикий мед, цветы хризантемы и жасмина считались весьма действенными лекарственными средствами. Корень женьшеня приобрел популярность уже в середине I тыс. до н. э. Морскими водорослями моряки и рыболовы издавна лечили зоб. Тунговое масло применялось при кожных заболеваниях, орехи бетеля – против глистов, цветы камелии – при ожогах, цветы персиков – как мочегонное средство, при запорах, опухолях. Широко использовались в медицине семя подорожника, лотос, папоротник, одуванчик, камфора, индийская конопля, имбирь, лимонник.

Мускусом лечили болезни сердца, коконами шелкопряда – детские судороги, панцирем черепах – цингу, свежей печенью морских рыб – куриную слепоту. Растительные краски применяли при лечении многих кожных болезней, малярии, заболеваний крови. В большом употреблении были сурьма, соль, олово, свинец, соединения меди, серебра и особенно ртути (киноварь). В аптеках можно было найти и такие необычные вещи, как «ртутные камни» из древних могил. Они имели не только сакраментальное значение, но и прописывались при лечении сифилиса. В качестве сырья также активно использовались части и органы различных животных. К примеру, съел порошок из печени тигра – получил выносливость и силу. За несколько веков до нашей эры были составлены и утверждены классификации лекарственных средств по их фармакологическим свойствам. И в аптеках стали выделять в отдельные группы тонизирующие, кровоочистительные, слабительные, чихательные (противокашлевые) и другие средства. До этого (да и после, в периоды смут) провизоры полагались лишь на труды легендарных врачей древности.

Царь лекарств

Основателем фармакологии Китая считается легендарный правитель III тыс. до н. э. Шэнь-нун («Божественный земледелец») – покровитель земледелия и медицины. Его второе имя – Яован («Царь лекарств»). Шэнь-нуну приписывают создание плуга, сельскохозяйственного календаря и классического фармакологического сочинения о травах и лекарственных препаратах «Шэнь-нун бэнь-цао-цзин» («Канон корней и трав Шэнь-нуна»). Конечно, эта древнейшая фармакопея дописывалась и переписывалась не одним поколением ученых и целителей, и окончательный вариант появился лишь в средние века, но начало труду вполне могло быть положено и в III тыс. до н. э.

Мир легенд
Мать Шэнь-нуна зачала его после того, как увидела дракона. Император имел змеиное тело и человеческое лицо (в другом изложении – бычью голову и тигриный нос). А зеленый цвет кожи символизировал связь с лекарственными травами.
Шэнь-нун открыл все лекарственные средства, включая чай. У него была красная плеть, которой он стегал стебли трав, определяя их свойства. Жители страны Баймин-го («Страна белых людей») поднесли Шэнь нуну животное яошоу («лекарственный зверь»). Когда кто-нибудь заболевал, достаточно было погладить яошоу по спине, чтобы зверь принес с поля нужную для исцеления траву.


Историк Сыма Цянь (около 135–86 гг. до н. э.) в своем энциклопедичном труде «Ши цзи» («Исторические записки») утверждает, что Шэнь нун послал людей во все концы земли, чтобы они принесли ему образцы камней, металлов и растений для определения их целебных свойств. После экспериментов на себе он и составил «Канон».
В книге описано 365 средств, из них 240 – растительного происхождения. Делятся они на три класса: 1) омолаживающие – неядовитые, их можно принимать без ограничения количества и длительности (120 средств); 2) тонизирующие, требующие известной дозировки (120); 3) ядовитые, обладающие целебным действием только при точной дозировке и кратковременном применении (125).
Среди лекарственных средств «Канона» есть и животного происхождения: панты (рога молодого пятнистого оленя), мускус, кровь, печень, сердце тигра, кожа слона, голова черепахи, сушеные ящерицы, порошок из панциря черепахи и др.

Китайский рентген

Сыма Цянь рассказывает еще об одном легендарном врачевателе, покровителе врачей и аптекарей, подарившем миру уколы – Бянь Цюэ (около 552–479 гг. до н. э.). Имя его вошло в поговорку. Когда в Китае хотят подчеркнуть мастерство врача, говорят: «Это живой Бянь Цюэ!». Он рассматривал болезнь как результат нарушения соотношения организма с внешней средой и считал, что при назначении лечения необходимо учитывать климат и характер человека, режим его питания, большое внимание уделял гигиене.

Мир легенд
Бянь Цюэ мог видеть сквозь стены и проникать взором во внутренности человека. А в 521 г. до н. э. оживил принца царства Го, после чего слава о его искусстве распространилась по всему Китаю. На древних рельефах Бянь Цюэ изображен в виде человекоптицы, делающей укол больному.

О повреждении холодом

Огромное влияние на развитие китайской медицины оказал Чжан Цзи (Чжан Чжунцзин, 150–219 гг. н. э.). В те годы по всей стране свирепствовали эпидемии. За десять лет (196–206 гг. н. э.) более чем из 200 родственников Чжан Цзи от болезней умерло почти две трети, причем большая часть из них (семь из десяти) – от «болезни повреждения холодом». Чжан Цзи понимал, что род приходит в упадок. Это подвигло его исследовать медицинские книги и обобщить клинический опыт врачей древности. В результате появилась знаменитая книга «Шан хань цза бин лунь» («Рассуждения о повреждении холодом и разнообразных болезнях»). В первоначальном варианте она состояла из 16-ти томов.
Из лекарств растительного происхождения особое место занимал женьшень, который применяли при лечении малокровия, лихорадочных заболеваний, туберкулеза и пр. Описаны также лимонник, ревень, почки молодого бамбука, чай, лук, чеснок, растительные смолы, ипекакуана, папоротник, перец, гвоздика.
В лечении Чжан Цзи предлагал сочетать лекарственную терапию с иглоукалыванием и прижиганием.

Бог медицины

Современник Чжан Цзи – Хуа То (140–208 гг. н. э.) – в даосских храмах почитается как бог медицины. В исторических хрониках сохранилось упоминание о его необыкновенном умении производить операции под общим наркозом и обрабатывать швы бальзамами, ускоряющими выздоровление. К сожалению, до наших дней не сохранились рецепты бальзамов и подробности его операционной техники. Известно лишь, что для обезболивания он давал разведенный в вине шипучий порошок «ма-фей-синь», состоящий из экстрактов индийской конопли, применял спирт, мандрагору и белладонну.

Компендиум

Во время династии Мин, после освобождения от татаро-монгольского ига, величайший врач и фармаколог Ли Шичжэнь (1518–1593 гг.) обобщил достижения медицинской и фармацевтической науки в труде «Бэньцао ганму» («Компендиум лекарственных веществ»). Текст, в котором накоплен почти 40 летний опыт практикующего врача, описывает более 1800 препаратов, иллюстрирован 1100 изображениями, содержит 11 000 рецептов и подробное описание 1094 трав (тип, форма, вкус, фармакологические свойства). Эта книга – один из самых больших вкладов в развитие фармакологии в Китае и во всем мире.

Китайская медицина и фармация долгое время развивалась изолированно. В Европу сведения о них проникли лишь в XIII в. И с тех пор их роль возрастает с каждым годом. Научное изучение наследия традиционной китайской медицины и фармакологии имеет большое значение для современной науки.

Часть 1

Подготовила Мария БЕЛИК


Теги: , ,


Комментировать

 *

Наши клиенты

Google+