Китайская аптечная стена

23.01.17 12:43 617    
Она действительно существует. Потому что иностранцам Поднебесная не так уж охотно распахивает свои объятия, особенно если они пытаются экспортировать сюда свои препараты или аптечные сервисы. Но и рядовых граждан других стран в Китае ждет множество запретов, проблематично даже получить права на вождение авто, не говоря уже о покупке квартиры. Мои личные впечатления о визите на родину восточной медицины и дешевых лекарственных субстанций читайте ниже.

Немного о людях и привычках

Первое, о чем меня спрашивали друзья и знакомые, когда я вернулся из Китая: «И как у них там сейчас с рождаемостью – строгие запреты?». Могу сказать, что на данный момент все не так уж принципиально. Каждая семья имеет право на двоих детей, в некоторых провинциях вообще сняты ограничения, поэтому в ходу такое понятие, как «незаконнорожденные» – люди без регистрации и вообще без особых прав, хотя этот вопрос можно решить за деньги, ибо коррупция имеет место быть.

Статья из электронного журнала для владельцев и ТОП-менеджеров аптечных сетей «PharmaChief»

Еще один миф о китайцах – их религиозность. Лично я особой набожности среди местного населения не увидел, хотя верования здесь самые разнообразные.

Также считается, что крупные китайские города – это просто торжество инноваций. Но в Пекине у меня не было ощущения техно­логичности города: платежные системы развиты слабо, такси нельзя вызвать по телефону, нужно махать рукой, понятие смс-рекламы отсутствует начисто, английс­кого не знают даже работники сферы услуг. Единственное, что порадовало, – хорошо поставлена система оплаты через телефон с помощью специальной программы «Вичат».

Что касается местных привычек, то поведение китайцев вполне отражает народную мудрость: «В большой семье ушами не хлопают». Люди «лезут» без очереди, со смаком плюют на улицах, нищие хватают прохожих за руки, преграждая путь. Пешеходов на переходах не пропускают, буквально давят и сигналят. Вообще китайцы водят ужасно, спокойно едут на красный свет, а понятие «светофор» весьма условно для всех участников дорожного движения. Никакого подобия полиции я не видел, зато повсюду установлены камеры.

Не оправдались мои ожидания и относительно того, что якобы тут у всех субтильное телосложение. Ничего подобного! В Китае много полных, и они гордятся этим, выставляют живот напоказ – мол, я богатый, могу хорошо питаться. Как правило, такое поведение свойственно племенным культурам, а когда встречаешь его в активно развивающемся государстве, появляется то самое впечатление, из которого родилась фраза «страна контрастов».


Был жестоко разрушен и стереотип относительно популярности боевых искусств. Молодые люди все больше ходят в фитнес-залы, восточные техники их уже не привлекают.

По ценам в масс-маркете: европейские продукты дороже, чем у нас, зато китайские очень дешевые, выбор огромный.

Еще что могу сказать о городе: в Пекине очень плохая экология, эту проб­лему пытаются решить переносом всех заводов из города. И это плавно подводит нас к вопросу медицинского и лекарственного обеспечения.

Вопросы качества

Имидж Китая на фармацевтичес­ком рынке долгое время можно было выразить в трех понятиях: дешевые препараты, фальсификат, низкое качест­во. Но сегодня аргументы конкурента о том, что препарат из китайского сырья, уже не бьют по больному. Потому что власти на родине чая и шелка приложили максимум усилий, чтобы изменить ситуацию. В настоящее время уже все знают, что «Китай Китаю – рознь». И лекарственные субстанции китайского производства нашли свое место во всех сегментах. Другое дело, готова ли компания платить за высокое качество или удовлетворится тем, что подешевле. Но это уже претензия не к «национальности» сырья.

китай
Сами китайцы подчеркивают, что за годы развития структура фармацевтической промышленности в их стране постоянно оптимизировалась, и на данный момент продукция отвечает международным требованиям качест­ва. Благодаря этому она импортируется уже в 220 стран мира. Экспорт фармпродукции из Китая только за прошлый год увеличился на 5,3 % и составил $6,94 млрд. На данный момент ряд фармацевтических компаний Китая прошли сертификацию регуляторных органов США и Австралии, соответствуют требованиям ЕС.

china
Кроме того, Государственное управление по контролю за качеством медикаментов и продуктов питания КНР (CFDA) в последние два года усилило надзор за клиническими испытаниями новых лекарственных средств с целью улучшить их качество. По мнению властей, это поможет повысить конкурентоспособность продукции локального производства по сравнению с зарубежными препаратами. В подтверждение серьезности своих намерений китайский регулятор всего за два месяца отклонил 24 заявки генериков из-за недостаточных или подозрительных данных клинических испытаний и призвал местные компании проводить внутренние расследования в случае выявления вызывающих сомнения данных. Эта политика уже приносит свои плоды. Так, только в декабре прошлого года свои заявки отозвали 82 компании. А значит, работа в плане повышения качества ведется активная.

С позиции лидера

Уже много лет Китай остается мировым лидером по производству активных фармацевтических ингредиентов (около 90 % мирового объема). И даже наступающий на пятки индийский рынок по-прежнему зависит от экспорта китайских субстанций. Сегодня в стране выпускается 1,5 тыс. видов, 4,5 тыс. наименований готовых лекарственных средств и более 40 видов вакцин. В частности, Китай остается одним из основных экспортеров таких продуктов, как ацетилсалициловая кислота, метамизол, некоторые антибиотики и витамины. Государство проводит различные программы, направленные на развитие фармацевтического сектора. Благодаря этим мерам объем производства лекарственных средств в Китае демонстрирует ежегодный прирост на уровне 20 %. Конечно, во многом такой успех обязан главному конкурентному преимуществу китайской фармацевтической продукции – низкой себестоимости.

Только для своих

Вопросу цены в стране уделяется огромное внимание. Процесс удешевления препаратов для населения начался с того, что власти объявили о снижении максимальных розничных цен на более чем 400 наименований в среднем на 15–20 %, в том числе на медикаменты компаний Pfizer Inc, Novartis AG и Merck & Co. Затем были внедрены стандарты для расчета стоимости бюджетных лекарственных средств. В список попали более 500 препаратов. Правительством решено, что показатель среднесуточных затрат на зарубежные препараты не должен превышать 3 юаня ($0,4), а для препаратов традиционной китайской медицины – 5 юаней ($0,8). По мнению властей, такой подход дает производителям больше возможностей для установления цены. Среднесуточные затраты на препарат рассчитываются из показателей установленной максимальной розничной цены (если цена не установлена, то берется средняя цена тендеров, проводимых в регионе) и приема лекарственного средства.

С 2015 года приняты дополнительные меры для сдерживания цен на фармацевтическую продукцию для китайского потребителя, особенно на патентованные препараты. В то же время недорогие лекарственные средства «отпущены» в свободное ценовое плавание. Мировое издание The Wall Street Journal отмечает, что такой шаг является частью стратегии по реализации продаж лекарственных средств в интернет-магазинах в стране, что сделает систему закупки более прозрачной.

Аптечная экскурсия

И, конечно, не могу не сказать пару слов об аптеках. В Пекине их два вида – традиционные (которых меньшинство) и народные, где продают различных летучих мышей, жидкий янтарь и другие загадочные предметы. Один аптечный работник провел для меня мастер-класс по травам, корням и прочим полезным вещам, было очень познавательно. И еще один миф, который разрушила эта поездка, касался внешнего вида аптек. Я думал, там действительно много мелких торговых точек а-ля аптечные лавки. Но нет. Аптеки, которые я посетил, были очень просторные и нереально красивые!


В целом, впечатления от Китая остались разные. По крайней мере в Пекине кажется, что местные жители готовы идти по головам. Неудивительно: когда их так много на одном пятачке, вопрос выживания становится важнее правил этикета. Да и в большой массе воспитанные люди просто теряются. С другой стороны, такая напористость наверняка и стала причиной, по которой китайский фармацевтический бизнес считается наиболее перс­пективным в мире. По оценкам британской маркетинговой компании GBI Research, именно здесь в ближайшие пять лет сформируется крупнейший генерический рынок в мире, опережающий даже такого гиганта, как США. Так что пусть не китайские манеры, но местную предприимчивость и непоколебимую веру в свой успех перенять точно стоит.

Юрий Чертков,
бизнес-тренер,
директор компании «Агентство Медицинского Маркетинга»


Теги: , , , ,


Комментировать

 *

Наши клиенты

Google+