Дикий, дикий ИНТЕРНЕТ

13.12.12 16:20 1 423    

 

В свете законодательных изменений, произошедших на фармрынке Украины, Интернет из пока еще малоинтересного, но перспективного направления превратился в почти единственный канал продвижения препаратов и аптечных услуг. При этом появилась масса вопросов, тем более что один из самых ярких запретов-2012 касается интернет-аптек. Но, как известно, прямой путь –
не всегда самый короткий.

Не могу согласиться с теми, кто считает, что фармацевтический рынок «отстал» от прогресса и лишь сейчас начинает открывать для себя формат онлайн. Интернет уже давно и плотно вошел в нашу жизнь.

В первую очередь благодаря ему мы узнаем о том, что появился новый законопроект, выясняем, когда он войдет в силу, и нередко даже находим в сети рекомендации, как теперь с этим жить и трудиться.

А законопроектов, «выросших» в законы, в последнее время было предостаточно. В результате имеем такую картину: рекламировать рецептурные лекарственные средства нельзя. Рекламировать ОТС — препараты можно, но с 7 оговорками, то есть практически нельзя. Использовать формулировки типа: «это лечит», «100 % результат», «это лучшее» нельзя.

Что остается? Продажи онлайн? Категорически нет. Ведь, как мы знаем, дистанционная торговля лекарственными средствами в Украине тоже под запретом.

Однако никто не мешает нам размещать в Сети те же представительства аптек. С помощью Интернета мы можем установить контакт с потребителем, предоставить ему возможность обратиться непосредственно к аптеке, фармацевту со своими вопросами и пожеланиями.

Тем не менее, при всем желании продать препарат в Интернете, нужно уходить от прямого контакта с потребителем. И причинами этого являются не только утомленность людей от рекламы и неполная ее эффективность, но и четкий законодательный запрет. Кроме того, не забывайте, что определение информации и рекламы может варьировать, и это, увы, позволяет регуляторным органам оценивать данные, предоставляемые вами о препарате или аптечной сети, в ту или иную сторону.

Нередко от IT-специалистов можно услышать, что украинская фарма недостаточно представлена онлайн, практически отсутствуют «продающие» сайты лекарственных средств, и на поисковой запрос выпадает только сухая и непривлекательная инструкция к применению. Почему это происходит? Да потому, что только таким образом фармацевтическая компания не нарушает законодательство. И это один из случаев, наглядно демонстрирующих, что привлекать к сотрудничеству нужно только тех аутсорсеров, которые понимают специфику фармацевтического бизнеса в нашей стране. Это касается и креативщиков, нередко не вникающих в законодательные нюансы украинских реалий, и юристов, которым на любую идею проще сразу ответить отказом, чем разбираться, действительно ли это нельзя.

Конечно, в украинских законодательных дебрях несложно запутаться.

Стандартная картина: в законе указано, что должно быть, но в подзаконных актах не объясняется, как это сделать. Причем такие данные отсутствуют не только у участников рынка, но и у регуляторного органа.

С этой точки зрения Интернет – благодатная почва для деятельности, поскольку он пока еще очень медленно, плохо и нерезультативно контролируется государством. Если говорить о конкретных случаях судебной практики, то штрафов было много, но, как правило, они касались того, что можно подержать в руках. Поэтому Интернет для фармы сегодня – это Дикий Запад.

Кстати, информация о рецептурных средствах может быть размещена в специализированных изданиях. Интересно, а как органы контроля ее воспримут на сайте или в блоге, будет ли это считаться нарушением?

Дело в том, что в украинском законодательстве нет четкого определения того, что является изданием. То есть в теории издание может быть не только печатным. Например, в России уже действует система, по которой, создавая сайт, предприятие получает свидетельство о том, что у него действует электронное специализированное издание. В этом издании владелец может размещать все, что считает нужным. Но в Украине подобная практика пока отсутствует.

Конечно, используя интернет-канал, мы немного рискуем, но и выбора особого нет. По моему мнению, следует разумно и логично рисковать. Это еще можно делать в Интернете, и уже очень сложно – за его пределами. 

Юрий СТОРОЖУК,

юрист, специалист по гражданскому и хозяйственному праву



Комментировать

 *

Наши клиенты

Google+