Древний Египет: земля, дарующая исцеление (часть 2)

28.11.14 10:06 2 691    
Из известных современной науке древнеегипетских свитков самую обширную фармакопею содержит большой медицинский папирус Эберса (XVI век до н. э.). Склеенный из 108 листов, он достигает в длину 20,5 м и называется «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». В тексте встречается множество ссылок на его божественное происхождение и упоминаний о других древних источниках медицинских знаний.

Папирус Эберса был обнаружен немецким египтологом и писателем Георгом Эберсом в Фивах зимой 1872–1873 годов и приобретен им для Лейпцигского музея.
В годы Второй мировой войны во время бомбардировок Лейпцига папирус сильно пострадал. Из 108 разделов списка уничтожены 28, еще четыре сохранились лишь фрагментарно. Но, к счастью, все они к этому времени были тщательно изучены, расшифрованы и сфотографированы.

Лекарства на все случаи жизни

Оригинальный лист с текстом из папируса Эберса (раздел об астме)

Оригинальный лист с текстом из папируса Эберса (раздел об астме)

Папирус Эберса содержит 900 прописей лекарств для лечения заболеваний органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла, носа, глаз, кожи. Заглавие каждого рецепта выделено красной краской, форма его, как правило, лаконична. В начале стоит заголовок, например, «Средство для изгнания крови из раны», затем перечисляются составные части с указанием дозы, в конце описывается процедура приготовления: «варить, смешать» и так далее.
Среди множества лекарственных растений, которые применяли в Древнем Египте, – продукты кедра, смоковницы, пальмовое вино, уксус, белена, мак снотворный, мята, папирус, подорожник, смола, бальзамы, касторовое масло и вино, пиво, пивные дрожжи, хлебные растения, порошок гнилого дерева, ладан, мирра, финиковый мед, тесто, полынь, алоэ, лук.
Интересно, что лук почитали как священное растение. Это было связано не только с его ценными лекарственными свойствами, но и с необычным строением: концентрические слои луковицы символизировали устройство Вселенной.
В папирусе Эберса упоминается и трава Диа-Диа, которая обладает обезболивающими и снотворными свойствами. Под этим названием египтянам была известна мандрагора. Это первое в истории письменное упоминание об этом растении, сок которого египетские хирурги использовали для обезболивания. Искусство получения снотворных и болеутоляющих лекарств из корня мандрагоры позже перешло из Египта в Грецию. Во время хирургических операций древние греки применяли для наркоза губки, пропитанные горячим соком мандрагоры.

Из животных продуктов наиболее популярны были мед и молоко.
В состав некоторых рецептов входят змеиный яд, бычья желчь, жиры, мозг, печень, кровь животных, волосы, зубы, кислое молоко, моча, помет. Активно использовали и минеральные вещества – сурьму, серу, железо, свинец, соду, алебастр, глину, селитру.
Один из разделов папируса Эберса посвящен косметическим средствам и процедурам. В нем приводятся прописи для разглаживания морщин, удаления родинок, окраски волос и бровей. В косметических целях широко применяли части тела и жир животных. Так, например, мазь для роста волос готовили из следующих ингридиентов: сало газели и бегемота, змеиный и крокодилов жир.

При коликах египтяне применяли белену, для лечения ревматизма – сельдерей и шафран, для уничтожения солитера (ленточного червя) – гранат, при проблемах с кишечником – тмин и кориандр.
Бузину, огурец и шафран использовали при заболеваниях мочеполовой системы.
В состав рецепта для укрепления нервной системы входили: кедр, шелковица, ива, зизифус (унаби), лотос, сикомор (фикус), чеснок, мирра, бузина, арбуз, ячмень, фенхель, лук и лен.


Туалетная ложечка для хранения благовоний или косметики.  Плывущая девушка поддерживает священный цветок лотоса. XV в. до н. э.

Туалетная ложечка для хранения благовоний или косметики.
Плывущая девушка поддерживает священный цветок лотоса. XV в. до н. э.

Зимой и летом разным цветом

Применение тех или иных лекарств зависело от времени года. Например, одно лекарство для глаз рекомендовалось применять только зимой, другое – в любое время года.
При назначении лекарства учитывали и возраст больного. Так, взрослым в качестве мочегонного средства рекомендовали лекарство на основе зеленых фиг, а детям для той же цели – делать припарки из папируса, пропитанного маслом. Если подростку давали лекарство в виде пилюли, то для маленького ребенка его растворяли в молоке.
На полях местами встречаются пометки возле некоторых лекарств: «это лекарство хорошее», «мне удавалось вылечить», «заметь это, так как это действительно хорошее средство».

Медицинская энциклопедия Древнего Египта

Кроме рецептов, в папирусе дается подробное описание заболеваний. Большое внимание уделено офтальмологии, болезням кожи, кишечника. Есть и раздел, касающийся борьбы с глистами и прочими паразитами. Рассматриваются вопросы гинекологии и предохранения от беременности, хирургического лечения нарывов и опухолей, вправления вывихов и ухода за ожогами. Имеется даже небольшой раздел о нервных заболеваниях (депрессиях).
Головную боль лечили семенами полыни горькой, маком, кориандром, можжевельником и медом.
Отдельная глава посвящена работе сердца и кровеносных сосудов. Для египтян сердце было самым важным органом, вместилищем души. Они приписывали деятельности сердца почти все функции организма, в том числе и «управление» жидкостями человеческого тела (движением мочи, пота, слез, спермы).
Однако нарушение сердечной деятельности описано с помощью выражений, имеющих прямые ассоциации с современными медицинскими представлениями: «побег», «уколы», «забытье».
Сердце считалось средоточием кровеносных сосудов, по которым болезнь проникала в организм и распространялась в нем. К сосудам были обращены слова заклинателей: «Говорю я Вам, о Сосуды, через которые прошла болезнь…», «Откройте Ваши устья, о Сосуды… выбросьте из себя болезнь, которая в Вас».
В теоретической части папируса Эберса изложены представления и о причинах болезней: естественных (нездоровая пища, кишечные паразиты, изменения погоды и т. д.) и сверхъестественных (например, вселение злого духа умершего человека в тело больного). Кроме того, здесь перечислены основные методы обследования больного: осмотр, ощупывание и выслушивание.

На обратной стороне лекарственного списка папируса Эберса находятся замечания по поводу гелиакического восхода Сириуса, написанные позднее основного текста, и заметки о годах правления фараона Аменхотепа I. Указывается, что день 9-го эпифи – новогодний в древнеегипетском лунном календаре.

Особое внимание уделено многочисленным «мету» – сосудам, которые поддерживают связь между душой и телом. Этим объясняется обычай погружать мизинец в напитки, приносимые в жертву, позже перешедший из Египта к другим народам Древнего Востока. Также отмечена связь между заболеваниями глаз и ушей. Ее объясняли ходом кровеносных сосудов: «направляясь к вискам и ушам, они затем следуют к глазам».
В папирусе Эберса говорится и о лечении заболеваний, требующих хирургического вмешательства. При ожогах для перевязки ран предлагается использовать мед, ячмень, масло и воск наряду с такими экзотическими средствами, как кошачья шерсть и хрящи каракатицы. Необходимым сопровождением этих операций были магические заклинания, молитвы и жертвы богам.
Древнеегипетские хирурги пользовались разнообразными инструментами, в том числе каменными и металлическими ножами, ланцетами, пинцетами, бритвами. Они делали такие сложные операции, как ампутации конечностей, трепанации черепа, операции на позвоночнике. Папирус Эберса упоминает об «открытии зрения в зрачках позади глаз», – так называли операцию по удалению катаракты. Однако основные сведения по хирургии содержатся в папирусе Смита, о котором пойдет речь в нашей следующей публикации.

Исида. Рельеф из гробницы жены фараона Рамзеса II Нефертари.  XIII век до н. э.

Исида. Рельеф из гробницы жены фараона Рамзеса II Нефертари.
XIII век до н. э.

Продолжение…

Источники и литература
1. Хрестоматия по истории Древнего мира. / Под ред. Е. А. Черкасовой. М.
2. История древнего мира. / Под ред. И. М. Дьяконова и др.
3. Сорокина Т. С. История медицины.
4. Papyrus Ebers, 1937 translation.
Полный список литературы находится в редакции.

Мария БЕЛИК

Статья из журнала “Рецепты аптечных продаж” (№34 ноябрь 2014)

Теги: ,


Комментировать

 *

Наши клиенты

Google+