Древний Египет: земля, дарующая исцеление

29.10.14 09:40 1 417    
Египет стал колыбелью второй (после шумерской) великой цивилизации в мировой истории. Она зародилась в середине IV тысячелетия до н. э. в долине Нила и просуществовала почти три тысячи лет, оставив потомкам величественные памятники, сказочные сокровища и научные знания почти во всех отраслях человеческой деятельности. Не является исключением и фармация. Даже название науки имеет египетское происхождение. Греческое слово “фармакон” (лекарство) было в свое время позаимствовано из древнеегипетского “фармаки” (дарующий исцеление). Конечно, охватить такой объем информации в одной публикации просто невозможно. И эта лишь открывает серию статей о медицине и фармации Древнего Египта.

Слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос». По одной из наиболее распространенных версий, это производная от названия египетской столицы Раннего и Старого царств – Хут-ка-Птах – города, который греки впоследствии именовали Мемфисом. Сами же египтяне называли свою страну «Та Кеме» – Черная Земля (по цвету плодородной почвы).
Древнегреческий историк Геродот (ок. 484 – 425 гг. до н. э.) поэтически назвал Египет «даром Нила». Люди здесь селились на узких полосках земли по обоим берегам реки, несущей свои воды через сотни километров пустыни к дельте, где, разделившись на множество протоков, она впадает в Средиземное море. Воды Нила ежегодно поднимались и опускались, оставляя в пойме слой плодородного ила и позволяя строить сложные оросительные системы. Это сделало Древний Египет богатейшей житницей, кормившей население страны и производившей огромные излишки продовольствия, на которых зиждилась сложная общественная система и невиданные по размаху строительные проекты.
Документальная история Древнего Египта начинается примерно с 3000 г. до н. э., когда царь Верхнего (южного) Египта Менес (Нармер) объединил страну, покорив Нижний Египет (Дельту). Примечательно, что этот союз остался нерушимым на тысячи лет (не считая непродолжительных периодов смуты), и Менес стал основателем первой из 33 египетских династий. Последняя династия прервалась в 30 г. до н. э., когда Клеопатра покончила с собой, позволив укусить себя ядовитому аспиду.
Историю Древнего Египта принято делить на периоды. Додинастический (V-IV тыс. до н.э.,), Раннего (ок. 3000—2778 гг. до н. э.), Древнего (ок. 2778—2220 гг. до н. э.), Среднего (ок. 2160—1785 гг. до н. э.), Нового (ок. 1580—1085 гг. до н. э.) царств, Поздний или Эллинистический (332—30 гг. до н.э., в составе государства Птолемеев). С 30 г. до н.э. по 395 г. н.э. Египет был провинцией и житницей Рима, а после развала Римской империи до 639 г. входил в состав Византии. Арабское завоевание 639—642 гг. привело в Египте к смене этнического состава населения, языка и религии. На этом закончилась история великой цивилизации. Хотя отголоски древних знаний, почерпнутых мусульманами, способствовали невиданному расцвету наук в Арабском халифате, который стал предтечей эпохи Возрождения в Европе.

Под крылом Тота

Вся жизнь египтян была неразрывно связана с религией. Они обожествляли все: Солнце и Луну, плодородные воды Нила, своего правителя и верховного жреца-фараона, наместника бога на земле, животных и птиц. Религия за 3000 лет прошла длительный путь развития. Египетские боги отличались необычным, весьма причудливым видом, являя собой смесь животных и человека.
Со временем некоторые боги приобретали аспекты или сливались друг с другом. Например, Амон (бог Солнца) и Ра (бог небесного пространства) образовали единого бога Амона-Ра. Всего египетская мифология насчитывает около 700 богов, хотя большинство из них почитались лишь в определенных местностях.
Тоту, богу мудрости, приписывалось составление медицинских текстов – священных книг, содержащих правила и предписания для жрецов-врачевателей. В пантеоне богов он занимал почетное место писца, секретаря и визиря верховного бога Ра.
Кроме того, различные боги являлись покровителями различных органов тела и их функций. Например, Тот, почитавшийся в виде птицы ибиса, покровительствовал пищеварительному тракту. Ему приписывают изобретение клистирной трубки, необходимой для очищения тела.
Богиня судьбы Исида считалась основательницей магического врачевания и хирургии. В храмах Исиды больные во сне получали откровения с указанием средств к излечению своих недугов. Толковали сны жрецы-оракулы. Существует несколько мифов о том, как Исида проявила свое божественное искусство. В одном из них она, собрав по частям тело супруга Осириса, убитого в борьбе за трон братом Сетом, вернула его к жизни и, превратившись в сову, зачала сына. В другом – исцелила младенца Гора, ужаленного в болотах скорпионами. Затем передала ему свои тайные силы и помогла одержать верх над Сетом во время спора за престол и наследство Осириса и стать владыкой Египта, в то время как Осирис стал править в Загробном мире. Память об Исиде как покровительнице врачевания надолго сохранилась в Греции и Риме. Во II–III вв. до н.э. римские врачи называли «исидами» наиболее сложные по составу лекарства, требующие внимательного изготовления и тщательного соблюдения пропорций.
Покровителем врачей и автором древнейших медицинских текстов в Египте считали Имхотепа. После смерти он был обожествлен. В его честь строились храмы в Мемфисе, Фивах, Саисе и других крупных городах, которые прославились своими медицинскими школами.
Этот знаменитый жрец при жизни служил советником фараона Джосера (XXVIII в. до н.э.). И был не только врачом, но и астрологом, строителем, архитектором. Именно ему приписывают руководство строительством первой из знаменитых египетских пирамид – ступенчатой пирамиды Джосера.
Древние египтяне верили, что душа после смерти возвращается в тело и останется неприкаянной, если тело не сохранить. Поэтому после смерти из тела умершего удаляли внутренности и помещали их в разные сосуды, затем тело заворачивали в ткани, пропитанные особыми смолами. Так происходил процесс бальзамирования или мумификации. Благодаря этому египетские врачи на тысячелетия опередили своих коллег в знании анатомии человеческого тела. А египетские архитекторы и строители погребальных сооружений увековечили не только своих фараонов, но и всю древнеегипетскую цивилизацию.

Дома жизни

Начиная с первых династий, в Древнем Египте существовали «Дома жизни», в которых, наряду с математикой, астрономией, архитектурой и другими науками, изучали «необходимое искусство» – медицину. «Дома жизни» строились обычно рядом с храмами. Там кроме обычных комнат, где располагалась школа, были и помещения, в которых жрецы хранили наибольшие ценности – религиозные и научные книги. При библиотеках работали залы для знакомства с книгами и рабочие места писцов. Там же находились и лектории для высшей школы, где абитуриенты могли посвящать себя выбранному искусству или науке.
Врачи получали разностороннее образование по различным специализациям и чаще всего оставались служить при храмах, если, конечно, не получали приглашения занять должность придворного медика. Египетская медицинская школа славилась во всем мире. Цари Персии и Хеттского государства приглашали ко двору египетских врачевателей. В эллинистический период в Египте учились многие великие врачи и философы античного мира: Пифагор, Гиппократ и Гален.
Храмовые медики не получали гонораров от пациентов. Они жили доходами храмов.

Источники знаний

Долгое время основным источником информации о древнеегипетской медицине были лишь сообщения греческих авторов, но расшифровка в 1822 году древнеегипетских иероглифов позволила прочесть тексты на папирусах.
На сегодняшний день известно около 10 свитков с медицинскими текстами. Эти тексты, а также изображения на стенах гробниц и стелах дают нам представление о медицинских и фармакологических знаниях древних египтян.
В сохранившихся папирусах содержится описание сложнейших хирургических операций, способы лечения и симптоматики большого количества заболеваний и множество рецептов лекарств. Обо всем этом мы подробно расскажем в следующих публикациях.

Продолжение…

Источники и литература:
1. Хрестоматия по истории Древнего мира / под ред. Е. А. Черкасовой. М..
2. История древнего мира / Под редакцией И. М. Дьяконова и др..
3. Коростовцев М. А. Религия древнего Египта
4. Сорокина Т. С. История медицины.
Полный список литературы находится в редакции.

Мария БЕЛИК

Статья из журнала “Рецепты аптечных продаж” (№33 октябрь 2014)

Теги: ,


Комментировать

 *

Наши клиенты

Google+