Как украинцы помогают мошенникам зарабатывать на БАДах

10.04.17 10:39 624    
Запрет на телефонные номера в рекламе биологически активных добавок не наведет порядок на этом рынке – мошенников и «исцеляющих» пустышек не станет меньше. В рейтинге Нацполиции, БАД на 8 месте среди самых распространенных в Украине способов мошенничества. Реальный контроль на рынке биологически активных добавок в Украине давно отсутствует. Даже формальное регулирование – под вопросом. Как поясняют в Гослекслужбе, уже два года Минздрав не занимается вопросами по диетическим добавкам и специальным пищевым продуктам – теперь за них в ответе Госпотребслужба.

Кому выгоден бардак

Неразбериха с контролерами дает возможность зарабатывать на БАДах всем желающим. Чтобы наказать недобросовестных продавцов, Кабмин решил запретить в рекламе биологически активных добавок использование телефонных номеров.

Эксперты убеждены, что нововведение результата не принесет. «Мошенники с рынка никуда не исчезнут. Распространители, работающие с покупателями напрямую, через Интернет и через сеть многоуровневого маркетинга быстро придумают, как раздобыть контакты потенциальных клиентов», — уверен президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк.

Многолетние старания по упорядочиванию оборота и рекламы биодобавок пока безрезультатны. В последний раз внести поправки в законодательство пытались в апреле 2015 г. (в частности, закрепить законом определение понятия БАД, ограничить рекламу и разрешить их розничную продажу только в аптеках – в отдельно выделенном и оборудованном месте). Однако из-за начавшейся реорганизации системы органов госконтроля законопроект был отозван и о биодобавках предпочли забыть. Такое положение вполне устраивает поставщиков БАДов.

В результате законодательных пертурбаций «продукты специального назначения» приравняли к обычным пищевым продуктам. Как отмечает завлаборатории Института гигиены и медицинской экологии им. Марзеева Мария Гулич, для этой категории отменена регистрация в системе МОЗ, и не нужны выводы государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы. «Единственный документ, который должен сопровождать специальные пищевые продукты в обращении, — товарно-транспортная накладная. Такой уровень «контроля» является преступлением. Каким образом можно работать с диетическими добавками, не имея документа об их безопасности?», — недоумевает она.

И хотя в действующем с 2015 года законе о качестве пищевой продукции есть норма о необходимости получения международного сертификата, который выдается компетентным органом страны происхождения и удостоверяет пригодность биодобавок для потребления. Но на сегодняшний день нигде в законодательстве не прописано, каким образом должен выглядеть этот документ. Покупателям приходится на собственный страх и риск полагаться на честность и порядочность продавцов.

Эффект плацебо

Благодаря потребительскому инфантилизму и привычке украинцев доверять непонятным пилюлям и порошкам, доходы производителей и распространителей повышаются с каждым днем. По данным аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research», объемы продаж диетических добавок через аптеки в 2016 году в Украине в денежном выражении выросли на 43% и составили 2,405 млрд. грн. К слову, за последние три года аптечные продажи биодобавок на нашем рынке выросли втрое.

В упаковках рынок подрос чуть меньше – на 31% до 49,2 млн. шт. В текущем году темпы потребления биодобавок ускорились: в феврале их продажи увеличились на 50% и в натуральном выражении, и в деньгах. Любопытно, что по цене БАДы практически сравнялись с лекарствами. За прошлый год они подорожали на 9,5%, в то время как препараты – почти на 14%. В феврале средневзвешенная стоимость диетических добавок составила 51 грн. за упаковку против 53 грн. для лекарств.

Нужно понимать, что в эту статистику не входят БАДы, которые реализуются по схеме прямых продаж и импортные добавки, которые украинцы заказывают на иностранных сайтах самостоятельно или через посредников. Реальные продажи различных БАДов в Украине больше в несколько раз – порядка 6-8 млрд. грн. «Половина этого рынка находится в тени, часть препаратов вообще нигде не зарегистрирована», — уточняет Андрей Цуркан.

Причины роста очень просты: многие украинцы относятся к биодобавкам сегодня как к панацее от всех проблем. Неудивительно, что именно БАДы объединяют вечно худеющих, хронически больных и увлеченных здоровым образом жизни украинцев.

По наблюдениям директора по развитию консалтинговой компании «Бизнес-Кредит» Андрея Цуркана, люди все чаще прибегают к альтернативным способам лечения из-за разочарования в официальной медицине и некорректной терапии, которая зачастую не помогает. Другая четкая установка – химия – это зло. Однако тренд «эко» и стремление избежать побочных эффектов от приема традиционных лекарств играет злую шутку с потребителями биодобавок: при неизлечимых и хронических заболеваниях они не помогают.

Хотя, как отмечает директор компании «Агентство медицинского маркетинга» Юрий Чертков, стойкая вера в исцеление чудом формирует эффект плацебо у 25% потребителей БАДов. Правда, длится он недолго – до 2-2,5 месяцев.

Почему это выгоднее

«Украинцы поняли, что болеть дорого, поэтому стараются уделять внимание профилактике – сегодня стало модно пить витамины или иммуномодулирующие препараты», — говорит Юрий Чертков. В погоне за прибылью фармкомпании начали активно перерегистрировать некоторые свои препараты под видом биодобавок. НДС в размере 20% (вместо 7% для лекарств) их не пугает. Ведь БАДы можно без проблем рекламировать на ТВ и в Интернете. Поэтому из-за оттока клиентов компании не страдают.

Отечественные фармкомпании быстро освоили широкий ассортимент диетических добавок: аптечные продажи биодобавок украинского производства в 2016 году составили 52,4% в денежном выражении и 78,9% в натуральном. Как отмечают в Ассоциации представителей международных фармпроизводителей AIPM Ukraine, неразбериха с нормативной базой дает основания для вольной трактовки по многим процедурам. Это, в свою очередь, способствует «ручному управлению», коррупции и попаданию на рынок некачественной продукции.

Добавки, которые помогают избавиться от лишнего веса, — лишь часть продуктов. Есть еще БАДы для нормализации обменных процессов, стимуляции иммунитета, сохранения потенции и т. д. Навязчивая реклама в сети, в газетах, по радио и ТВ делает свое дело — покупатели оказываются на крючке у компаний, настойчивых «врачей-консультантов», которые прописывают добавки прямо по телефону или онлайн. Одного запрета телефонных номеров недостаточно. «В Украине существует огромный пласт рынка поддельных и некачественных добавок. Такие препараты практически всегда продаются через теле- и интернет-магазины, с помощью рекламы на радио», — отмечает Мария Гулич.

Правоохранительные органы к наведению порядка подключаются лишь при наличии письменных заявлений о мошенничестве со стороны производителей или распространителей биодобавок. Однако в пресс-службе МВД Украины отмечают, что в лучшем случае им жалуется один из тысячи. Причем мошенники научились зарабатывать на покупателях дважды: первый раз, продавая им «целебные средства», второй – пообещав вернуть деньги за бесполезный товар за вознаграждение.

Светлана Попель, economy.apostrophe.ua


Теги: , ,


Комментировать

 *

Наши клиенты

Google+