Прогульщики в коллективе, или
Как вылечить мнимого больного

03.03.18 10:27 762    
Каждый руководитель готов к тому, что в аптеку будут приходить больные люди – собственно, для этого она и существует. Правда, предполагается, что все больные останутся в пределах торгового зала, по ту сторону окошка провизора. И платить за их болезни, реальные и надуманные, владельцам аптеки не придется. Равно как и нести убытки от частого отсутствия сотрудника на рабочем месте. Но жизнь вносит свои коррективы…

Статья из электронного журнала для владельцев и ТОП-менеджеров аптечных сетей «PharmaChief»

Эхо школьной жизни

Больничный как повод для прогула – неприятная и разочаровывающая вещь. Потому что, во-первых, руководитель начинает чувствовать себя злобным монстром: а вдруг у человека на самом деле беда, а мы его подозреваем в злоупотреблении привилегиями. Во-вторых, даже если ситуация ясна, как погожий день, нет законных оснований для увольнения (ведь в вашей аптеке все официально и в рамках закона). Документ – вот он, с подписями и печатями. Пусть даже и шестой за последние два месяца. В-третьих, такой сотрудник создает прецедент, вызывает брожения в коллективе под девизом «Если ему можно, почему мне нельзя?».

Попробуем разобраться, почему так происходит, и что делать в подобных ситуациях.

Причины имеют значение

Начнем с того, что некоторую пользу больничных для аптеки отрицать сложно. Представим себе картину: посетитель приходит за витаминами, а провизор отпускает товар, громко сморкаясь и чихая, еще и покашливая в кулачок. Как-то не на пользу имиджу аптеки, да и сила противопростудных лекарственных средств, представленных в ассортименте, резко подвергается сомнению. Не говоря о том, что больной сотрудник распространяет вирусы, и ОРВИ грозит «выкосить» всех сотрудников. Если же заболевание неинфекционного характера (высокое давление, болит желудок, голова, колет в боку), провизор будет обслуживать клиентов с таким мученическим видом, что лучше его сразу отправить домой подлечиться. В конце концов, все мы люди, а не роботы.

Но что, если больничный – только удобный способ «отлынивать» от работы? Тут уже действия руководства зависят от причин и последствий. Мотивы пропускать работу могут быть вполне благородными. Например, человек ухаживает за нетрудоспособным членом семьи, испытывает личные проблемы. На такие факторы начальство влиять не может. Другое дело – когда причина сказаться больным кроется на рабочем месте. Так бывает, если возник конфликт между сотрудниками (например, имеет место какой-нибудь вариант школьного бойкота) или провизора с заведующей. Каждому человеку хочется уйти от некомфортной ситуации, вызывающей стресс, и больничный в данном случае – очень удобный выход. Хотя и напоминает решение ребенка зажмурить глазки, чтобы спрятаться от бабайки: проблема-то не решается, лишь ставится на паузу. И тут самое время принять меры непосредственному руководителю – и по отношению к «мнимому больному», и к тем сотрудникам, которые вошли с ним в конфликт.

Нередко пропуски с больничным говорят о том, что человек не на своем месте. Например, если он прогуливает, потому что не удовлетворен своей работой, у него отсутствует восприятие политики больничных отпусков. Наконец, фатальная причина – недостаточное понимание того, что работа включает не только денежное вознаграждение, но и определенные обязанности.


Мировой опыт оплаты больничных

В Германии, Швейцарии и Австрии работодатели выплачивают работникам, находящимся на больничном, все 100 % зарплаты, но только в течение месяца. Потом обязанность содержать больного переходит государству. В Люксембурге работодатель оплачивает первые 76 дней больничного, а в Норвегии – только 16 дней.
Самый низкий процент выплат по больничному листу среди европейских стран в Великобритании – 8,68 %, если больничный длится дольше одного месяца. Также невысокие выплаты в Исландии (40 %), Ирландии (12,04 %), Финляндии (35 %) и Франции (20 %).
В США не требуют от организаций платить за отпуск по болезни, хотя многие государственные и местные органы власти в настоящее время рассматривают необходимость принятия новых законов в этой области. Некоторые американские компании сокращают пособие по болезни, чтобы компенсировать повышение расходов на медицинское страхование для своих работников.

Ложечка варенья для больного Карлсона

Таким образом, стандартного решения на все случаи нет. Все ситуации индивидуальны. Поэтому начинать процесс решения проблем с большим количеством больничных листов нужно с расследования причин. Это поможет спроектировать необходимые мероприятия. Ниже – несколько советов для профилактики прогулов.

Совет 1. Будьте в курсе и быстро реагируйте на первые признаки напряженности или несчастья работников.

Совет 2. Предложите вознаграждения за нулевые прогулы.

Совет 3. Тщательно обучите новых сотрудников политике компании, и если она изменится, убедитесь, что вы предупредили об этом всех.

Совет 4. Учитывая тот факт, что работа провизора проходит «на ногах» и тяжела даже чисто физически, исследуйте и открывайте новые способы снижения физической нагрузки работников.

Совет 5. Рассмотрите возможнос­ти предоставления работникам дополнительных выходных дней – может, в вашей аптеке слишком тяжелый график, и люди банально устают.

И самое главное: будьте гибкими в воп­росе разрешения работникам наверстать упущенное время по обоснованной причине – например, по уходу за больным членом семьи. Проявляйте понимание и сострадание, дайте понять, что вы неравнодушны к нуждам сотрудников, когда они на самом деле в этом нуждаются. Если люди будут знать, что, работая несколько дополнительных часов каждый день на следующей неделе, они смогут восполнить потерянный день, у них не возникнет желания хитрить и изворачиваться. Как говорил Иешуа в «Мастере и Маргарите», правду говорить легко и приятно.

Немного полезной информации

Вопрос 1. Имеет ли работодатель право отказать в компенсации за больничный из-за того, что он был предоставлен с опозданием?

Ответ: В выплате пособия может быть отказано, если сотрудник обратился с больничным листом позже, чем через 12 месяцев после выхода с больничного, а также в случаях, предусмотренных ст. 23 Закона «Об обще­обязательном государственном социальном страховании».

Вопрос 2. В каких случаях работодатель имеет право отказать в выплате компенсации за больничный лист?

Ответ: Согласно ст. 23 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании», в оплате больничного могут отказать в таких случаях:

• получение травм или заболевания при совершении преступления;
• умышленное причинение вреда своему здоровью с целью уклонения от работы или других обязанностей либо симуляция болезни;
• получение травм или заболевания во время пребывания под арес­том и во время проведения судебно-медицинской экспертизы;
• получение травм или заболевания во время принудительного лечения, назначенного постановлением суда;
• получение травм или заболевания вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения либо действий, связанных с таким опьянением;
• получение травм или заболевания в период отпуска без сохранения заработной платы, творческого отпуска, дополнительного отпуска в связи с учебой.

Вопрос 3. Учитываются ли при расчете больничных квартальная премия, другие поощрительные и компенсационные выплаты?

Ответ: По закону учитываются все выплаты, на которые начисляется единый социальный взнос (в том числе поощрительные и компенсационные, а также основная и дополнительная зарплата). Исключением являются суммы предыдущих больничных, одноразовой материальной помощи по семейным обстоятельствам, а также помощи по беременнос­ти и родам.

Вопрос 4. Имеет ли сотрудник право на больничный, если у него заболел ребенок?

Ответ: Да, сотрудник может взять больничный сроком до 14 календарных дней, если заболел ребенок в возрасте до 14 лет. В случае помещения ребенка в стационар предоставляется больничный на весь срок его пребывания в медицинском учреждении.


Чем болеют фармацевты?

Существует ряд профессиональных заболеваний, характерных для аптечных работников. Первое место среди них удерживает, конечно же, лекарственная аллергия. В воздухе аптечных помещений выявляется высокое содержание лекарственной пыли. Наибольшие концентрации химических веществ наблюдаются при распаковке и заполнении аптечной тары, а также при изготовлении порошковой смеси, включающей множество компонентов с малым удельным весом. Чаще всего аллергия проявляется аллергическим ринитом, конъюнк­тивитом, дерматитом, а если контакт с веществом продолжается, то может перерасти в бронхиальную астму.
Второе место можно отдать заболеваниям опорно-двигательного аппарата, связанным с длительным нахождением на ногах (остеохондроз, артрит и пр.). Варикозное расширение вен – также очень частая проблема. Наконец, тройку «лидеров» замыкает стресс и связанные с ним состояния (тревожность, бессонница, депрессивные расстройства) – работа с людьми не лучшим образом сказывается на состоянии нервной системы, особенно если человек склонен принимать все близко к сердцу.

Марина Чибисова


Теги: , , , ,


Комментировать

 *

Наши клиенты

Google+