История начинается в Шумере

25.09.14 09:10 2 408    
История развития фармации и медицины полна тайн и драматических событий, величайших открытий и самоотверженного труда многих поколений ученых, врачей и фармацевтов. Приоткрыть завесу этих тайн и взглянуть на тех, кто стоял у истоков профессии, мы предлагаем в новой рубрике «У истоков». Наш первый экскурс – в «страну черноголовых», колыбель цивилизации – Шумер.

На заре истории

Во второй половине IV тыс. до н. э. в Южной Месопотамии появились шумеры – народ, который в более поздних письменных документах именовал себя «черноголовыми». До сих пор неизвестно, к какой этнической группе они относятся; запутаны и неясны многие моменты их истории. Попытки археологов отыскать прародину шумеров, мифический остров Дильмун, окончились неудачей. Лингвисты в своих исследованиях продвинулись не намного дальше. Язык шумеров с его причудливой грамматикой не родствен ни одному из сохранившихся до наших дней. Даже этноним «шумеры» – научная абстракция. Название взято из титула древних ассирийских царей «царь Шумера и Аккада». Поскольку семитоязычное население Месопотамии называло свой язык «аккадским», другой ранние исследователи обозначили «шумерским», а его носителей – «шумерами».
По всей видимости, родина черноголовых находилась где-то в Азии, в горной местности, расположенной таким образом, что ее жители смогли овладеть искусством мореплавания.
Свидетельством того, что шумеры пришли с гор, является их способ постройки храмов, которые возводились на искусственных насыпях, к тому же в шумерском языке слова «страна» и «гора» пишутся одинаково. Многое говорит и в пользу того, что «черноголовые» прибыли в Месопотамию морским путем. Первые их поселения появились в устьях рек. И, едва обосновавшись на новых землях, шумеры занялись организацией ирригационного хозяйства, мореплаванием и судоходством.

Первый завоеванный шумерами город – Эреду – стал колыбелью их государственности. Оттуда черноголовые двинулись вглубь Месопотамской равнины, возводя или завоевывая новые города, налаживая в них быт и сооружая величественные храмы-зиккураты. Уже в начале III тыс. до н.э. под протекторатом шумеров находилось полтора десятка полноценных городов-государств, выросших из небольших неолитических поселений коренных жителей Месопотамии, не знавших даже колеса до прихода шумер. А еще через полтысячи лет – городов уже было более 30-ти. Вот только самые известные из них: Ур, Урук, Лагаш, Сиппар, Ниппур, Вавилон.
Причины столь мощного культурно-технического взрыва до сих пор вызывают споры историков. Ряд авторитетных специалистов перечисляет, как минимум, 3-4 десятка открытий, сделанных шумерами. Среди них технические устройства для облегчения физического труда (колесо, гончарный круг), достижения в области науки и культуры (письменность, школы, отраслевые альманахи и каталоги, первая в мире фармакопея и первый сборник афоризмов и пословиц), политические преобразования (двухпалатный парламент, система налогов, социальные реформы), формирование системы единых денежных отношений (введение серебряного шекеля в виде «слитков на вес» в качестве денежных единиц).
В XXIV веке до н.э. большая часть Шумера была завоевана аккадским царем Шаррумкеном (Саргон Великий). К середине II тысячелетия до н.э. Шумер был поглощен набиравшей силу Вавилонской империей. Еще раньше, к концу III тысячелетия до н.э., шумерский язык потерял статус разговорного, хотя и сохранялся еще в течение двух тысяч лет как язык науки и культуры. Сами шумеры ассимилировали с местными семитскими племенами и сошли с исторической арены, оставив после себя тысячи тайн и загадок.

Люди и Боги

Шумеры полагали, что они созданы для служения богам. Своим трудом они как бы «кормят» богов, и без них боги не смогли бы существовать так же, как и шумеры без богов.
Вселенная черноголовых состояла из нижнего и верхнего мира и землей между ними. Нижний мир считался огромным космическим пространством под землей, противовесом небесам.
Шумерский пантеон функционировал как ассамблея во главе с богом-царем. Собрание богов делилось на группы, основная из которых – «Великие Боги» – состояла из 50 божеств и вершила судьбу человечества.
Считается, что у шумеров не было бога-покровителя медицины. Богиню смерти Гулу называли великой врачевательницей, но изначально это была богиня смерти. Она ведала свойствами растений и считалась «госпожой ядов».
Другой претенденткой на эту роль была богиня Баба, дочь бога неба Ана. В одной из табличек ее именуют «великой целительницей «черноголовых», сохраняющей людям жизнь, создавшей людей, готовящей вино и пиво». А эти напитки широко применялись в шумерской лечебной практике.
Правда, известен еще один шумерский артефакт, «визитная карточка» врача по имени Ур-лугалединна, придворного медика правителя Лагаша. Это цилиндрическая печать с изображением бородатого божества в длинном одеянии с великолепной тиарой на голове. В правой руке бог держит некий предмет; исследователи считают его пилюлей. Рядом изображено дерево, с которого свешиваются два инструмента, напоминающие хирургические иглы. На высоких постаментах стоят два сосуда. Надпись гласит: «О, бог Эдинмуги, наместник бога Гира, помогающий родящим самкам животных, Ур-лугалединна, врач, является твоим слугой». Другой информации об этом загадочном божестве пока не обнаружено.

У истоков медицины

По мнению большинства исследователей, первыми врачами Шумера были жрецы. Впоследствии из их среды возникли два направления (специализации). Одних называли прорицателями или заклинателями (ашипу). Других – целителями или практиками (асу), что означало «ведающий водой».
Ашипу знали и применяли не только заклинания, но и прогностические предсказания. По сути, они были врачами-диагностами.
Асу – знатоки лечебных трав и снадобий – не только назначали, но и готовили лекарственные средства. Так что их смело можно именовать первыми фармацевтами.
Прорицатели устанавливали причину болезни по положению звезд, полету птиц, внутренностям жертвенных животных, точной дате рождения пациента и начала его заболевания. Симптомы же рассматривали как знаки, определяющие его исход. Сохранившиеся таблички школы заклинателей описывают процедуру этого «знакового» осмотра на достаточно высоком профессиональном уровне. Врач тщательно обследовал больного, в нескольких местах проверял температуру тела, изучал состояние кровеносных сосудов, измерял пульс. Магические элементы лечения состояли из специальных заклинаний, применялись определенные символические акты – завязывались узлы, лепились и уничтожались фигурки злых духов-виновников болезни. Однако строго соблюдалась не только определенная последовательность магических действий, но и рецептура приготовления лекарств.

Асу – врачи или фармацевты?

Большинство текстов, которые представляют это направление, составлено по единому образцу. Каждая табличка состоит из ряда последовательных записей. Как правило, они начинаются стандартными формулировками двух типов – «Если человек болен (и у него такие-то симптомы)…» или «Если человек страдает от (такой-то) боли в голове (или других частях тела)…».
Далее дается подробное перечисление симптомов с использованием устойчивой терминологии и описанием субъективных ощущений больного. Постановка диагноза сопровождается детальными инструкциями врачу: как, из чего готовить лекарства, в какой последовательности давать их больному и какими процедурами сопровождать. Каждая запись заканчивается своеобразным заключением: «Он поправится…» или предупреждением, что не стоит рассчитывать на благополучный исход болезни.
Практические врачи знали и применяли массаж, клизмы, припарки и компрессы, рекомендовали покой, отдых или специальную диету, прописывали медикаментозный курс лечения.
В фармации шумеры достигли невиданных для своего времени результатов. Свидетельством этому является первая в мире фармакопея, составленная в 3500 лет до н.э. целителем Лю-Лю на небольших глиняных пластинах. Этот уникальный труд был расшифрован лишь в 1956 г., но многие термины и процедуры, описанные в нем, до сих пор являются предметом споров. Согласно этому документу, шумерам уже в IV тыс. до н.э. были известны такие химико-технические процессы как фильтрование, растворение, измельчение, экстракция кипячением, перегонка, сушка, выпаривание. На их основе создавались определенные фармацевтические технологии.
Лекарства готовили главным образом из местных трав и некоторых животных продуктов – жиров, крови, молока, кости и небольшого количества минеральных веществ. Наиболее популярными из последних в то время были хлорид натрия и нитрат калия. Из животных материалов применялись молоко, змеиная кожа, панцирь черепахи.
В знании трав шумерам не было равных. «Медицина» и «зелень» (травы) даже обозначались одним словом. Шумерам были известны растения с послабляющим эффектом, диуретики, противокашлевые, иммуномодуляторы и анальгетики. Они использовали несколько тысяч видов растений. Среди них: кассия, мирта, тмин, части истолченных семян, части корней, ветвей, коры, камеди ивы, груши, фигового дерева, финиковой пальмы. Использовалось все это как в свежем, так и сухом, растертом виде. Растительные ингредиенты размачивали или разваривали в жидкостях, смешивали с водой, пивом, уксусом, медом или твердым жиром.
Некоторые лекарства глотали, другие были приготовлены как свечи или вводились с помощью клизмы, третьи втирались в кожу в виде лосьонов и мазей.
Были в арсенале шумерских врачей и «рецептурные препараты». Спирт и наркотические вещества использовали только по специальному назначению, как правило, при проведении хирургических операций и для лечения психических заболеваний. Рецепты их приготовления хранились в тайне и были привилегией храмовых жрецов. Именно туда и отправлялись запросы от врачей-практиков.

***
На данный момент в распоряжении ученых имеются несколько тысяч клинописных табличек, которые дают представление о многих сторонах жизни Шумера. Расшифровано и осмыслено еще далеко не все. Особый интерес представляет группа документов, связанных с фармакологией и фармакопеей. Но и на сегодняшний день, увы, перевод медицинских терминов и компонентов рецептов представляют для шумерологов большие сложности. К примеру, касторовое масло шумеры называли «кровью черной змеи», а белый сок маковых головок – «львиным жиром». Что они имели в виду под «сердцем быка» или «кровью лошади» пока остается загадкой. И все же историки, археологи и лингвисты не устают поражать мир новыми открытиями из жизни шумерской цивилизации.
Кто знает, какие сюрпризы ждут нас в еще не расшифрованных глиняных посланиях? Возможно, скоро в аптеках появятся сироп с экстрактом из «цветка вечной жизни», найденного легендарным царем шумерского города Урука Гильгамешем.

Источники
1. Crawford, Harriet. Sumer and the Sumerians.
2. Leick, Gwendolyn. Mesopotamia: Invention of the City.
3. Авдиев В. И. История Древнего Востока.
4. Винокурова И. Древние шумеры у колыбели медицины
5. Крамер С. Шумеры. Первая цивилизация на Земле.
Полный список литературы находится в редакции.

Мария БЕЛИК

Статья из журнала “Рецепты аптечных продаж” (№32 сентябрь 2014)

Теги: ,


Комментировать

 *

Наши клиенты

Google+