Баллада о ленивом провизоре

13.11.17 16:45 1 492    
Разрываешься между бабушкой, которая просит найти препарат на букву «О» с загадочным описанием «ну, такие зелененькие таблеточки», и молодой мамой, переживающей из-за того, что ее сынок стал сильно срыгивать при кормлении, и «может быть, есть какое-то средство от этой проблемы». Сзади подпирают еще пять посетителей – как-никак час пик, все едут с работы. И вдруг приходит мысль: а где, собственно, коллега Наташа? Выходила покурить – да, было дело, полчаса назад. Да как-то забыла вернуться. А еще весь день она вроде трудилась, не покладая рук, но почему-то все дела в итоге переделали другие сотрудники, и помощи ее особо никто не ощутил. Что же происходит? Ответ простой, но неприятный: в коллективе завелся лентяй.

Статья из журнала для провизоров и фармацевтов «Рецепты аптечных продаж»

На каждую Золушку найдется своя туфелька


Что же провизору делать в ситуации, когда один работает, а другой только ест? Один из вариантов, самый, кстати, сложный – перестать беспокоиться и продолжать работать.

Как ни обидно осознавать, что один выкладывается больше, чем другой, но нельзя позволять мыслям о несправедливости завладеть собой. Это только ухудшит настроение и снизит мотивацию хорошо работать, а там и до профессионального выгорания недалеко. Лучше сосредоточиться на своих обязанностях, жизнь сама все расставит по своим местам. Как бы долго хитрый лентяй не увиливал от своего объема работы, наступит момент, когда руководитель все поймет и объективно оценит продуктивность каждого провизора.

Типичная история в одной из киевских аптечных сетей: девушка пришла на работу после окончания университета, где коллектив уже давно сложился, большинство сотрудниц работали 10 лет и больше и, конечно, хорошо сдружились между собой. Естественно, им было о чем поболтать и кого обсудить за чашкой чая. Но новенькая сотрудница была настроена выполнять свои обязанности на совесть, и в «глухие» часы без посетителей разбирала товар, наводила порядок на полках, наконец, предложила оформить витрины. Каково же было удивление «старожилов», когда спустя год заместителем заведующей выбрали молоденькую амбициозную сотрудницу!

Без вас не справлюсь!

Другой вариант, как быть с ленивыми коллегами, более тонкий, но не менее интересный: нужно вовлечь их в работу. Или, проще говоря, попросить о помощи.

«К нам в аптеку пришла новенькая, которая никогда не участвовала в маркировке товара. Это было странно и начинало меня раздражать. В очередной раз приступая к делу, я прямо спросила Олесю, не хочет ли она мне помочь. Оказалось, что Олеся, которая только недавно получила диплом, просто не знала, что маркировка входит в ее обязанности, и думала, что остальным сотрудникам за это доплачивают. Больше проблем у нас не возникало», – рассказала Ирина, провизор одной из харьковских аптек.

Конечно, не всегда видимая лень оказывается результатом ошибки. Но в любом случае отказать на прямую просьбу о помощи лентяю будет неудобно, и придется начать нормально работать. Кроме того, такой ход – хороший намек на то, что все вокруг не слепые и видят, насколько мало этот провизор загружен.

Выставляем границы

В ситуации, когда коллега часто пользуется добросовестностью других сотрудников и забывает о своем вкладе в общее дело, необходимо обозначить фронт работ для каждого. Если сложно сделать это самостоятельно, стоит попросить помощи у руководителя. В конце концов, никто не обязан выполнять работу за других. Помешать пойти на переговоры с той же заведующей может такое распространенное явление, как нежелание прослыть ябедой или слишком правильным, нечутким человеком. Но нужно отдавать себе отчет в том, что в итоге мириться с ленивым сотрудником придется во вред себе. Делая вид, что все в порядке, мы будем вынуждены работать в состоянии постоянного напряжения. А еще способствуем развитию лени и халатности у других сотрудников. И если брать на себя слишком много, то рано или поздно активный работник просто выгорит (или его организм даст сбой). Поэтому не пытаемся «перекрыть» собой чужую лень и помним о своих непосредственных обязанностях. В конце концов, другим провизорам тоже нужно дать возможность поработать.

Чего еще не нужно делать?

Ни в коем случае не стоит жаловаться коллегам. Да-да, соблазнительно перемыть косточки недобросовестному сотруднику и получить свою дозу сочувствия, заодно и укрепить командный дух в стиле «Сегодня дружим против Светки». Но едва ли подобный разговор поможет решить проблему. Кроме того, возникает риск выставить себя в невыгодном свете.

Конечно же, не нужно опускаться до уровня лентяя.

Рано или поздно может посетить мысль: «А зачем выкладываться, если можно работать спустя рукава, подолгу пить кофе и сидеть в соцсетях. Зарплата у нас все равно одинаковая, а план мы и так не выполняем». Прочь деструктив! Если никто не говорит о поведении такой сотрудницы, это не значит, что его не замечают. Поэтому важно помнить о своих целях и амбициях – продвижение по карьерной лестнице, более высокая зарплата и т. д. Продолжаем работать.

Очень невыгодный вариант – вымещать свое раздражение на провинившейся коллеге, переходить на оскорбления. Все-таки аптека – учреждение интеллигентное по определению, и будь вы хоть тысячу раз правы, руководство станет на сторону того, кто держал себя в руках. Публичная критика может обернуться против вас.

5 типов ленивых сотрудников


1. «Пропадун»

Любит исчезать без объяснений в самый неподходящий момент – например, когда набежала очередь в час пик, ему вдруг срочно нужно позвонить, выйти покурить или что-то в этом роде, а его пятиминутки тянутся по полчаса.
Что делать: Составить четкий график перерывов и заставить человека следовать ему.

2. Жертва

Аналог студента, утверждающего, что «собака съела его домашнюю работу». Причин опоздать у этого типа сотни, и жертва знает их все наизусть. Может придумать что угодно, чтобы избежать выполнения рабочих обязанностей, будь то проколотая шина по дороге на работу или больные дети и домашние животные.
Что делать: Всем коллективом отмечать любой пример подобного поведения, и делать это постоянно.

3. Прокрастинатор

Этим недостатком время от времени страдают все, но у некоторых он превращается в болезнь. Такой сотрудник без конца оставляет важные отчеты на потом и создает в команде дополнительное напряжение.
Что делать: Хороший способ: «Иван Федорович спрашивал, как там у тебя дела, все ли получается?». Пусть человек знает, что за его работой следят.

4. Делегирующий

Любит перекладывать свои обязанности на всех остальных, даже не будучи руководителем. Нередко даже на посетителей («Почитайте, там все написано», «Ну не знаю, вот есть четыре препарата, выбирайте, какой вам надо» и т. п.).
Что делать: Разъяснить при необходимости стандарты аптеки, вовлекать в работу, обратить внимание начальства на проблему.

5. Смутьян

Распускает слухи о коллегах, заводит пустые разговоры, создает негативный фон в отношении начальства.
Что делать: Не поддаваться на провокации, сохранять холодную голову, никого с ним не обсуждать. И главное – держаться подальше. Таких людей очень быстро увольняют.


Лень или усталость?

А что делать, если лень-матушка напала именно на вас, и нет никакого желания стараться и работать изо всех сил? Ситуация тревожная, и если ее для себя не разрешить, так и до увольнения недалеко.

Прежде всего для лени всегда есть неявные причины. Психологи выделяют три: либо человек сильно устал, либо он чего-то боится, либо он просто привык работать спустя рукава. Определив причину лени, нужно попытаться ее устранить. Если работать хорошо мешает недостаток знаний, нужно поднажать на самообразование. Поручили какие-то обязанности, которые вызывают ужас (например, страх общения по телефону)? Значит, или пробуем побороть внутренних демонов, или признаемся руководству в том, что такие вещи вам не очень удаются, и, возможно, есть более подходящие для вас задачи. Если в ответ поступит предложение подучить и подправить профессиональную карму, нужно соглашаться – это возможность роста и свидетельство того, что вы готовы работать, а не просто ищете отговорки.

И, конечно, при длительном припадке лени нужно спросить себя: мое ли это, нравится ли мне работа в аптеке? И если ответ положительный, необходимо стараться относиться к своим обязанностям серьезно. А если нет – не стоит занимать чужое место.

Марина Чибисова


Теги: , , ,


Комментарии (1)

  • Елена

    |

    часто ленюсь на работе, возможно это симптом нелюбви к текущей работе (и уровню зп)

    Ответить

Комментировать

 *

Наши клиенты

Google+