Лариса Близнюк: «Когда занимаешься любимым делом…»

31.05.18 14:36 334    
Лариса Близнюк Универсального залога успеха, неверно, не существует. У каждого человека есть свой талант, собственная жизненная история и, что очень важно, свой выбор – путь, ведущий к достижению определенных целей, чтобы в конечном результате быть счастливим и довольным собой. Как это получилось у нашей очаровательной собеседницы, директора компании «ФармРост», Республика Беларусь, Ларисы Близнюк.

– В чем заключается идея вашей тренинговой компании? Откуда она вообще появилась?

‒ Мы на белорусском рынке находимся в низком конкурентном поле, поскольку мало узкоспециализированных тренинговых компаний работают в фармацевтической области. Можно сказать, в Беларуси таких компаний практически нет. Но они есть в ближайшей к нам Украине. Именно там, в городе Киев, Юрий Чертков, успешный врач, бизнесмен, обладающий очень глубокими знаниями и достигший вершин в карьере, создал в 2009 году свою компанию «Агентство Медицинского Маркетинга» (АММ). Я в это время возглавляла одну из аптечных сетей в Минске, ООО «Фарммаркет-плюс». Мы тогда еще ничему не учились, как и все остальные аптеки. Фармацевтов готовили в вузах и колледжах, а на курсах повышали их профессиональный уровень. Производители своими силами добавляли сведений о профессии, о БАДах, о медицинской технике. Информации о потребителях, о клиентах аптек, не было совсем. Никто не задумывался об их потребностях, не выяснял их. В этом мы точно были первые.

Я нашла Юрия в 2013 году в Интернете, поговорила с ним по скайпу, поверила ему, доверилась его профессионализму. Так наша аптечная сеть заказала цикл тренингов и рекордно выросла в продажах. Средний чек вырос более чем на 19 %.

Как руководитель, я была полностью вовлечена в этот процесс: подобрала персонал для тренингов, мотивировала его. Юрий тоже все сделал блестяще. Поэтому с 2013 года мы уже не останавливались в тренинговом процессе и создали себе на рынке имидж самой подготовленной аптечной сети.

Затем, поскольку я видела, что обучение очень эффективно влияет на продажи, я стала находить производителей, заинтересованных в продажах, они подключились к процессу и стали оплачивать тренинги для нашей сети. Получались трехсторонние тренинги: компания-спонсор, Юрий Чертков – тренер, наша аптечная сеть – плацдарм для продаж.


– Лариса, а как вы сами оказались в фармацевтике?

‒ Прикладная математика – мое базовое образование. Казалось бы, ничего общего с фармацевтикой. Несколько лет подряд, еще студенткой, я ездила на заработки в Польшу. Находясь в стране, мне очень хотелось общаться с местным населением. Поэтому я решила выучить польский язык, с чем успешно справилась, причем одна из целой студенческой группы. А потом именно благодаря моим знаниям языка, которым я овладела с 1993 года, меня пригласили на работу в польскую компанию. Ее директор связался с нашим университетом, чтобы узнать, преподают ли у нас польский, и выбрать себе работника среди студентов-выпускников. Тогда ему и указали на меня, как на единственно возможного претендента. Так волею судьбы я попала в польскую фармацевтическую компанию. Эта работа стала для меня большим личным прорывом: другие деньги, другие профессиональные перспективы. Компания занималась поставкой польских лекарственных средств в Беларусь. Поэтому с тех времен я очень хорошо разбираюсь в специфике нашего фармацевтического рынка.

– Как дальше складывалось сотрудничество с украинской компанией АММ?

‒ В 2015 году Юрий Чертков решил открыть представительство компании АММ в Беларуси и искал руководителя. Я узнала об этом от других людей и прямо спросила у Юрия, почему бы ему не рассмотреть мою кандидатуру. Он был изумлен. Потому что в то время я была заместителем директора фармацевтического холдинга. По его мнению, «с такой должности не уходят». Вот так я стала коллегой Юрия, представителем компании АММ в Беларуси.

– Как называется компания в Беларуси? Как идут дела сегодня?

‒ Тут все просто – «ФармРост», представительство компании АММ в Республике Беларусь. Мы не смогли сохранить название АММ, так как в Гродно есть другая компания с аналогичным названием – «Агентство медицинского маркетинга». Поэтому мы придумали новое название – «ФармРост». Оно мне очень нравится: емкое и понятное. Сразу видно, чем мы занимаемся. Наш слоган, как и у украинских коллег: «Мы обучаем – вы зарабатываете».


В 2015‒2016 годах я работала вообще одна, бухгалтерия у нас на аутсорсинге. Не могу сказать, что это было очень тяжело. Человек, который открыл в своей жизни хотя бы одну аптеку, потом может в одиночку горы свернуть. Сейчас нас уже двое. На день приходится по 40 дел, больших и маленьких. Есть много мелких технических задач, которые я бы делегировала, но пока делаю сама, ничего страшного в этом нет.

Самое главное, что мне требуется от партнера, – это порядочность. Нет смысла работать с теми, кто может предать и подвести, это потом дорого обходится компании. Обычно мне достаточно пару раз пообщаться с человеком, чтобы разглядеть в нем это качество. Потом мне важен, конечно, профессионализм. А еще очень нужна скорость, не люблю медленных людей, потому что сама все делаю быстро.

– Сложный вопрос для любого предпринимателя, работающего на себя и в одиночку: много ли времени оставляет работа для семьи?

‒ С одной стороны, я работаю очень много. Меня клиенты иногда спрашивают: «Вы что, не спите никогда?». С другой стороны, я могу планировать свой день самостоятельно, в течение дня выполнять семейные дела, закончить когда-то работу раньше. Сегодня я отработаю 14 часов, завтра только 6. Гибкий график регулируется потребностями не только бизнеса, но и моей семьи. Стараюсь, чтобы вопрос с семьей у меня никогда не «заваливался».

Главное, не нырять в работу без памяти. В свои 47 лет стараюсь включать голову и отделять важное от самого важного. Главное, муж и дети меня понимают и поддерживают. Но если придется выбирать, то семья важнее! Никому не пожелаю столкнуться с таким выбором. Потому что если работа хорошо налажена и организована, речь будет только о форс-мажорах.

Я обычно нахожусь в хорошем ресурсном состоянии. Когда работала по найму, наблюдала, как там все ждут отпуск. У меня нет состояния, когда хочу уехать на отдых. Это хороший показатель. Бывает, когда много работаешь, физически устаешь. Тогда говорю себе «стоп», отправляюсь на массаж, к косметологу, прическу поменять. В воскресенье позволяю себе отоспаться. Иначе себя можно загнать, никому от этого пользы не будет. Обычно даже в воскресенье утром иду проверять почту. Если мне не хочется это делать, то это звоночек, что пора передохнуть. Но в целом у меня нет ощущения, что я только работаю, а не живу.

– Вы любите отдыхать? Как проводите отпуск?

‒ Если отпуск длинный, обычно это две недели, люблю проводить его за границей, где-нибудь в Европе. Как правило, на море, но обязательно с экскурсиями, с посещением новых городов. Очень люблю самостоятельные экскурсии с путеводителями, чтобы словно растворяться в новом городе. Если говорить об идеальном путешествии, то ездила к приятельнице на север Италии, недалеко от Венеции. Она меня каждое утро по дороге на работу подвозила на станцию, откуда я потом уезжала на поезде то во Флоренцию, то в Венецию, то в Верону. И просто гуляла там по городу. Если чувствовала, что заблудилась, то расслаблялась и просто шла дальше, «отпускала ситуацию». И всегда быстро выходила, куда мне было нужно! Это какое-то особенное чувство единения с прекрасным городом! Так, в Вероне я долго искала дом Джульетты по карте, а когда расслабилась, то сразу к нему вышла. Это происходит, только когда ты один на один с городом.


– Как профессия повлияла на Вас лично? Например, глядя на Вашу почти девичью фигуру, хочется спросить, в чем рецепт. Как поддерживаете свою красоту?

‒ Сразу скажу, что фармацевтика не имеет к этому никакого отношения. Это постоянные занятия спортом. В детстве я много плавала, потом были шахматы, футбол, волейбол. И в студенчестве, и сейчас я хожу на фитнес. Препараты для похудения не пила ни разу в жизни.

В рабочие дни я всегда иду на тренировку к 8 утра. У кого-то день начинается с кофе, у меня – со спорта. Тренировка длится всего 30 минут, это американский фитнес. Бывает, что и 6 раз в неделю позаниматься получается. Плюс я иду пешком туда и обратно, всего 10 минут в одну сторону. Можно сказать, что это мелочь, но ведь автолюбители ездят даже 100 метров. Вот так и хожу теперь в любую погоду. Вернее, бегу.

– Что вообще Вы сами регулярно покупаете в аптеке? У вас дома есть аптечка?

‒ У меня так повелось, что мы с семьей вообще ничего не принимаем, болеем крайне редко. Пока я работала в аптеке, я могла что-то прикупить по мелочи, сейчас у меня нет такой потребности.

У нас дома самая обычная «аптечка туриста». Там есть жаропонижающие, антигистаминные препараты и т. д. Слежу только за сроками годности, чтобы вовремя обновлять аптечку.


– Аптечный рынок очень динамичен. Что делаете у себя в компании, чтобы уследить за всеми новостями и трендами в управлении?

‒ Компания АММ – украинс­кая. А это очень крупный рынок, и он всегда опережал наш в плане инноваций. АММ работает на своем рынке, а потом привозит свой опыт к нам. Все наши тренеры с Украины, уровень специалис­тов в фармацевтической области там очень высокий. Немалую роль в развитии играет и талант руководства. Если появляются какие-то новые веяния, они сразу внедряются у нас. Например, с 2017 года мы ввели дистанционное обучение для сотрудников аптек – АНФО (Академия непрерывного фармацевтического обучения). Это происходит на специальном дистанционном портале, вся Украина так учится уже несколько лет, а сейчас и Беларусь.

– Лариса, идеальная работа для вас?

‒ Мне очень нравится моя работа. Я занимаюсь вещами, в которые верю. Успех любого предприятия зависит от людей не меньше чем на 50 %. Мы не сделали ни одного неуспешного проекта за эти годы. Меня особенно радует, что от моей работы есть конкретная польза клиентам и партнерам, и она реально видна. Это понятно, что какие-то вещи во имя общих интересов я готова делать даже бесплатно. Но в целом не совсем правильно вкладывать что-то в мир, при этом ничего не получая взамен. Благотворительностью я тоже, естественно, занимаюсь.

– Что является залогом успеха в аптечном деле? Например, знание, каких школьных предметов Вам пригодились в работе?

‒ В школе у меня была золотая медаль, я все предметы знала одинаково хорошо. Тут дело вовсе не в предметах и в знаниях, а в том, что ты делаешь, когда перед тобой стоит проблема. Сейчас, например, мой сын ищет себя, а я советую ему в каждый момент времени стараться все брать по максимуму из ситуации, делать то, что можно сделать. Потому что никогда не знаешь, что ждет в жизни дальше. Когда я работала в Польше, я не знала, что польский язык так меня продвинет, но выучила его, просто потому, что была такая возможность. Потом, когда я была в польской фармацевтической компании, у меня появилась возможность пойти в MBA, и я это сделала. Но я же не могла знать заранее, что именно там найду Юрия Черткова. Зато благодаря занятиям в MBA поняла, что людей нужно ценить и развивать. Кажется, что все это случайности, но на самом деле их нет.

Так что дело даже не в знаниях, а в характере, надо не бояться делать выбор и брать на себя ответственность. Хоть по натуре я ‒ человек сомневающийся и осторожный, но стараюсь не сдаваться, не прогибаться под обстоятельства.

– Вы предлагаете семинары и тренинги. А как и где Вы учитесь сами?

‒ Я очень много читаю. Смотрю видео спикеров, которые мне интересны, сама участвую в наших внутренних отраслевых конференциях.

– Какая она, современная аптека?

‒ Аптека – это то место, где слышат потребность покупателя, умеют уловить ее, даже когда она неявная, заказать для него что-то через Интернет. Покупатель может не знать, что ему понадобится, а мы уже готовы ему это дать. Аптека должна быть на шаг впереди, уметь быстро обрабатывать данные с сайта от потребителя. Ничего важнее потребителя в аптеке не существует. Умение работать с людьми – это главное отличие современной аптеки.

– Сейчас можно просто пойти в аптеку, а не к врачу?

‒ Если я сама понимаю, что случай не сложный, я иду в аптеку, получаю консультацию и покупаю то, что мне нужно. Но если у человека есть уважение к своему здоровью, то, конечно, надо обращаться к врачу. Не всегда можешь самостоятельно адекватно оценить сложность своей проб­лемы, а врач как специалист всегда видит глубже, имеет в своем распоряжении возможность назначить обследование для более точной диагностики. Да, с этим у нас все еще проблемы, мы ментально еще не привыкли к такому, и еще очереди в поликлиниках. Многие потребители лечатся в Интернете, занимаются самолечением. Это нехорошо, но это данность, это есть. Не так просто попасть к врачу и в Англии. Для себя и своих детей я предпочитаю, чтобы нас сначала посмотрел врач, только потом иду в аптеку.

– Идеальный покупатель в аптеке – это…

‒ Идеально для аптеки ‒ чем больше покупателей, тем лучше. Главное – покупатель не должен уйти в он-лайн. Сейчас эта тенденция прослеживается на очень многих площадках производителя стремятся связать напрямую с покупателем и устранить этап «магазин». Аптека существует так давно, как ложка и вилка, кажется, что так было и будет. Но количество аптек уже уменьшилось. А безрецептурные препараты уже там, в Интернете.

Фармацевты были очень востребованы еще 10 лет назад. Рынок образования не успевал за ростом количества аптек. Сейчас этой проблемы нет. И часть продаж неминуемо будет и дальше уходить в Интернет. Уже сейчас молодежь вообще не хочет общаться. Для нас, более старшего поколения, сходить в аптеку – это почти сходить к врачу. А молодежь предпочитает вообще ни с кем не общаться, чтоб привезли домой и отдали.

– Как Вы думаете, какая аптека будущего?

‒ Аптека будущего уже просматривается, но мы все равно не можем предположить, что будет потом. Аптека самообслуживания возможна только для БАДов и косметики, как сделано уже сейчас во многих крупных гипермаркетах. Самообслуживание возможно для безобидных товаров, только они могут находиться в зоне самообслуживания. А для фармацевтического сектора всегда на первом месте будет оставаться вопрос безопасности людей.

Наталья Терещенко, журналист


Теги:


Комментировать

 *

Наши клиенты

Google+