Лечебные избы России

14.11.12 19:22 1 709    

Аптечный рынок наших соседей в чем-то до боли напоминает украинский: общая история, схожие проблемы, особенности современного развития. Тем не менее, российская действительность имеет свои нюансы, которые находят свое отражение в национальной фармации.

 

Игра исторических бликов

Наиболее давние упоминания об аптекарском деле на Руси относятся к XI в., когда при монастырских богадельнях и больницах сформировались запасы лекарственных средств и появились ответственные за них лица. Однако открытие первой регламентированной государством царской аптеки состоялось лишь в 1581 г. Долгое время в России на аптеку смотрели с благоговением как на сказочное место, где можно найти редкие зарубежные товары, которые не встретишь в обычной лавке. Аптеки называли «лечебными избами», поскольку традиционно они находились в одном здании с больницами.

Естественно, с развитием фармацевтической промышленности на смену диковинным зельям и снадобьям пришел стандартный перечень лекарственных средств. Во времена СССР и почти 20 лет после него российские аптеки выглядели как отряд в униформе ‑ одинаковое оборудование однотипных тонов, идентичное расположение прилавков вдоль стен. Но сегодня у россиян, как и у их украинских коллег, появилось понимание необходимости выделиться, для чего подбирается нестандартное оборудование, внедряются новые форматы аптек.

Златоглавая царица

По данным ряда маркетинговых исследований российский рынок лекарственных средств ежегодно растет на 20-25%. Однако новичкам закрепиться на нем непросто. Активнее всего аптечная торговля идет в Москве – доля столицы в структуре общероссийского рынка составляет около 25%. Это связано с тем, что в Москве фармацевтический бизнес начал развиваться раньше, чем в других городах страны. Вместе с тем за последние три года темпы роста столичного рынка несколько замедлились и сейчас составляют 18-19% в год. Для сравнения: в крупных российских городах этот показатель равен 20-25% в год. О причинах догадаться несложно: даже в крупнейшем мегаполисе есть свой «потолок», и в то время как московский рынок уже перенасытился лекарственными средствами, регионы еще дают возможность расти. Именно поэтому крупные игроки рынка начали экспансию в другие города и страны. В то же время провинциальные аптечные сети продолжают «завоевывать» Москву. Например, питерская компания «Первая помощь», владеющая 70 аптеками в Северной столице, открыла в Москве несколько своих аптек. Ранее, в 2004 г., питерский ритейлер «Натур продукт» приобрел в Москве сеть «Народная аптека». Работает в столице и несколько аптек самарской сети «Имплозия».

Впрочем, Москва, как правило, встречает конкурентов из других городов неласково. Открыв в столице 1-2 аптеки, многие региональные компании потом закрывают или продают их, не получив ожидаемой прибыли.

Крупные аптечные сети контролируют 40% столичного рынка. Под брендом той или иной сети в Москве работает свыше 500 аптечных учреждений. Больше всего аптек у компаний «36,6», «Ригла», «Доктор Столетов», «ОЗ», «Старый лекарь», «Биотэк», «Фармир», «ЗЕМ фарм» и «Самсон-Фарма».

Весьма необычное явление для фармацевтического бизнеса представляют собой аптеки «на колесах» сети «Народная аптека М». Такой формат имеет своих постоянных покупателей, однако в последнее время большинство людей предпочитают покупать лекарства в стационарных аптеках. Прежде всего потому, что у «автолавок» очень ограничен ассортимент. 

Тонкости жанра

Желающих обосноваться в аптечном бизнесе в России предостаточно. Однако чтобы войти на рынок и закрепиться там, нужны большие инвестиции. В среднем для открытия одной аптеки в Москве необходимо от $40 тыс. до $85 тыс. Эти деньги уходят на аренду помещения сроком на 3 месяца, его ремонт, закупку мебели и оборудования, получение необходимых лицензий и справок. Но для того чтобы аптека стала приносить доход, требуется время, в течение которого приходится тратить средства на закупку товаров, оплату труда персонала. Так что для закрепления на рынке может потребоваться до $500 тыс. При этом, вопреки распространенным стереотипам, сверхприбыль в этом бизнесе заработать невозможно. Товарооборот одной розничной точки составляет примерно $25-30 тыс. в месяц, что на порядок меньше, чем в западных странах. Частная аптека с торговлей через окошко в осенне-зимний период приносит не более $5 тыс. прибыли в месяц. У сетевых аптек с открытой формой торговли этот показатель чуть выше – $6-7 тыс. в месяц. Зарабатывать больше аптеки не могут хотя бы потому, что цены на многие препараты регулируются государством. Например, в Москве нельзя «накручивать» более 23% к оптовой цене – это предельная торговая надбавка. В среднем по России розничная наценка составляет 25-30%. Поэтому цены в аптеках – как сетевых, так и независимых – находятся в одном диапазоне.

По словам участников рынка, объемы продаж в российских аптеках с открытой формой торговли на 20-30% больше, чем при торговле через прилавок. Выбор формы торговли зависит от количества потребителей, проходящих ежедневно мимо аптеки. Если это 10-15 тыс. человек, то можно открывать аптеку самообслуживания. При меньшей интенсивности потока целесообразнее торговля через прилавок. Наиболее выгодно открывать аптеки в «спальных» районах. Высокая арендная плата в центре города «съедает» весьма значительную долю прибыли находящихся там аптек.

 

Русское «авось»

Удельный вес лекарств отечественного производства на российском рынке в натуральном выражении составляет примерно 65%, однако в денежном выражении на их долю приходится всего 30% – по мере роста доходов и под воздействием рекламы россияне начинают покупать все больше импортных лекарств.

Растущий спрос на дорогие препараты удивительным образом сочетается с традиционным невниманием россиян к своему здоровью и привычкой заниматься самолечением. Заболев, российские граждане чаще всего идут не к врачу, а сразу в аптеку, к провизорам и фармацевтам, надеясь именно от них получить советы по лечению. Согласно опросам, не имеющий рецепта клиент аптеки в 50% случаев консультируется насчет лечения с провизором. А более 40% посетителей аптек хотели бы посоветоваться с врачом прямо в аптечном учреждени. Поэтому организация консультационного центра в российской аптеке является важным конкурентным преимуществом.

 

(Плашка)

Компанией Nielsen было проведено глобальное онлайн-исследование, в котором приняли участие более 27 тыс. регулярных интернет-пользователей из 54 стран мира. В результате выяснилось, что россияне, стремясь вернуть себе хорошее самочувствие при легких проблемах, чаще делают выбор в пользу «быстрых» безрецептурных средств. Как и во многих европейских странах, в России фармацевты имеют большое влияние на выбор ОТС- препаратов. Кроме того, российские граждане выбирают безрецептурное средство лечения, ориентируясь на рекламу или свой предыдущий опыт.

Топ-лист российских недомоганий выглядит следующим образом:

  1. Головная боль (57% опрошенных)
  2. Простуда (56%)
  3.  Насморк/заложенность носа (53%).

Также к наиболее частым легким заболеваниям у россиян относятся боли в спине и кашель (по 44%).

Даша ПАРКЕР

 



Комментировать

 *

Наши клиенты

Google+