Шипко vs Мусий: по чьим правилам продавать ЛС в 2016 году?

12.01.16 13:43 657    
Вот и закончился 2015 год. Сердце хочет с надеждой смотреть в 2016 год, но разум привычно скептичен: ждать нужно только гадостей, все новости на рынке ЛС – плохие!.. Увы, опасений пока и правда немного больше, чем надежд.

Согласитесь, что все мы боимся разного: одни опасаются нервных «от собачьей жизни» покупателей, другие боятся проверок, третьи – падения продаж или увольнения. Но все это можно объединить в большую группу – мы боимся смены привычного уклада, изменений правил игры!

Однако именно в 2016 году правила игры на фармрынке могут круто измениться. Если будет принята новая редакция ЗУ «О лекарственных средствах», это заставит аптечный сектор выйти из зоны комфорта в неизвестность…

Несмотря на все сложности, в 2015 году количество аптечных сетей на рынке Украины сохранялось практически на том же уровне, что и в прошлом году (без учета зоны АТО и Крыма).
Это понятно, ведь отказаться от ЛС покупателю сложнее, чем от ряда продуктов или предметов роскоши. Топ-100 аптечных сетей заняли около 60 % рынка, топ-5 оптовых фармоператоров контролируют более 80 % рынка, наценка на ЛС в аптеках предсказуемо колеблется в пределах 22–26 %, общие прибыли зависят от состояния рынка и покупательской способности населения.

Казалось бы, фармацевтический рынок стабилен, не жалуется, другим не мешает! Но стабильности не будет, пока не появится стабильность в системе здравоохранения вообще и в МЗ Украины в частности…

Не буду рассказывать обо всех сложностях системы здравоохранения и МЗ Украины в конце 2015 года (о вечных неудачных реформах, реорганизации Гослекслужбы и поисках руководителя, отставках и работе министров МЗ Украины, непорядке с лицензированием и т. д.).

Скажу о главном.

Даешь новую редакцию ЗУ «О лекарственных средствах» в рекордно короткие сроки!..

В начале 2015 года подготовка новой редакции ЗУ «О лекарственных средствах» вызвала активный интерес. А потом – тишина. Причина в том, что «спешит» законодатель очень медленно: два законопроекта появились в конце зимы 2015 года, осенью 2015-го они были включены в повестку, а затем – вновь режим ожидания.

«Ну а провизорам-то с этого что?», – спросите вы. Как что?! Давно обсуждаемая реформа системы здравоохранения ведет к сокращению госпитального сектора и увеличению объемов амбулаторного и аптечных секторов (!). К тому же принятие ЗУ «О лекарственных средствах» в новой редакции (с учетом измененных норм) неминуемо повлечет изменения в других нормативно-правовых актах, в первую очередь – в аптечном секторе!

На сегодня существуют два законопроекта:

1. Законопроект № 2162 от 17.02.2015 г. (инициатор – А. Ф. Шипко). Согласно данным ВР Украины, А. Ф. Шипко довольно уверенно «специализируется» на социально-гуманитарной сфере, является автором немалого количества направленных (не будем говорить «полезных», это нужно проверять отдельно) инициатив для медицины и среднего бизнеса. На момент подготовки статьи также нет явных инцидентов, свидетельствующих о работе А. Ф. Шипко «под диктовку» крупных олигархов, как не было и громких скандалов (возможно, связанно это с тем, что А. Ф. Шипко еще не бывал на знаковых политических должностях).

2. Законопроект № 2162-1 от 02.03.2015 г. (инициатор – О. С. Мусий). Олег Степанович − личность более противоречивая: пройдя Майдан, Крым и «медные трубы» министерской должности в МЗ Украины, он уже стал немного (не будем говорить искренне или нет, это нужно проверять отдельно) более «членом системы». И законодательные инициативы его более разноплановые (от социально-гуманитарных до поддержки угольной промышленности и некоторых вопросов топливно-энергетического комплекса), и круг знакомых (А. Яценюк, М. Пасечник и др.) и скандалов, в которых он побывал, – все немного шире и разнообразнее.

Я никого не подозреваю в корысти, но… разобраться бы! Оба законопроекта появились в конце зимы 2015 года, и оба с европейским вектором. Но, как известно, законы пишутся не для народа, а «для себя, любимого». Да и есть в этих законопроектах что-то неуловимо важное…

А какая, извините, разница: 2162-я или 2162-1-я новая редакция?

В свое время рабочая группа по подготовке новой редакции ЗУ «О лекарственных средствах» при МЗ Украины наткнулась на принципиальный вопрос, который рассортировал «государственных мужей» по двум лагерям, каждый из которых и предоставил «свой» законопроект. Вот этот вопрос: «Фармацевтический сектор должен работать автономно от системы здравоохранения или же во взаимосвязи с ним?».

Если совсем утрированно, то это звучит так: «Фармрынок отдельно и МЗ отдельно или фармрынок подчиняется МЗ для решения великой задачи оздоровления населения?». Причем для решения этой задачи нужно ввести три уровня аккредитации аптечных учреждений (хотя и добровольных), построить формулярную систему трех уровней (государственного, регионального, локального), ввести обязанности провизора по предоставлению рекомендаций покупателям и т. д.

Вы догадались, к какому лагерю ближе нормы законопроекта № 2162-1 от 02.03.2015 г. (автор инициативы – О. С. Мусий)? Совершенно верно: фармацевтический рынок должен работать под контролем и справедливым началом МЗ Украины…

Так что же это, ваша честь, получается?! Проблемы у больниц, а отвечать – аптекам?..

При вынесении коллегиального (несколькими судьями) судебного решения иногда используется механизм отдельного мнения. Это если решение принято по сути, но судья, который не полностью с ним согласен, излагает свою позицию отдельно.

Я против утрированной постановки вопроса: «Фармрынок, ты с МЗ, или ты – против МЗ?». Это перефразированное выражение, приписываемое Сталину (но происходит оно от очень старой латинской поговорки). Потому что здесь сразу же появляется несколько уровней конфронтации: врачи – фармацевты, государственное финансирование – частный рынок, аптеки наживаются – врачи не могут лечить из-за алчных аптек и др.

Играя на этих противоречиях, сладкоголосые «государственные мужи» продвигают инициативы, выгодные им, но не инициативы, нужные основной массе населения! Одевают их в переливы эмоциональной окраски, помощи нуждающимся, борьбы против фармацевтической мафии…

А все потому, что за МЗ Украины идет бой, как за кормушку! Никого не интересует, что кормушка старая и в дырках, все видят, что на очередной ремонт кормушки можно бесконечно долго просить у государства денег… А ситуация-то ведь, если смотреть объективно, абсолютно ясная!

Во-первых, фармацевтический рынок в Украине – по сути, самый зарегулированный из всех сфер экономики. Это на словах признают все, но под шумок (по накатанной) предлагают ввести и три уровня добровольной аккредитации, и обязать провизора выполнять работу врача и т. д.! Я считаю, что фармрынок давно заслужил право на некоторое ослабление контроля со стороны государства, и уж тем более на право развиваться автономно.

Во-вторых, проблемы у нас не на фармрынке, а в системе здравоохранения. Уважаемые депутаты, реформируйте систему и по минимуму вмешивайтесь в механизмы, которые хорошо работали и до вас! Не нужно решать проблемы убыточной отрасли за счет эффективно работающей отрасли.

В-третьих, все беды не от свободного рынка, а от сращивания бизнеса с государственной коррупцией. Если парацетамол имеет завышенную цену в одной аптеке, клиент найдет другую, где дешевле. Но если для того чтобы ЛС попало к больному, нужно раздать ряд взяток (за регистрацию ЛС, за добровольную аккредитацию, за получение лицензии и пр.), то парацетамол станет дорогим в каждой из аптек!

Так чего же ждать в 2016 году?

А выводы (какая из редакций ЗУ «О лекарственных средствах» лучше, кто из депутатов хуже и т. д.) придется делать каждому самостоятельно. И влиять на ситуацию (если есть такая возможность) тоже нужно самостоятельно.

Хорошо уже то, что мы учимся правильно понимать и оценивать действия и ходы «государственных» мужей! И выбирать (по мере своих возможностей и если есть эта возможность) по своему уму: иметь нам один свод правил для регулирования фармацевтического рынка и аптечного сектора или другой.

В общем, скажем словами персонажа известной новогодней комедии (интересно, в этом году ее не запретят, как слишком «советскую»?): думайте сами, решайте сами – иметь или не иметь!

Юрий СТОРОЖУК, юрист, заместитель директора компании
«Агентство Медицинского Маркетинга» по юридическим вопросам


Теги: , , , ,


Комментировать

 *

Наши клиенты

Google+