Медицинская риторика как высокоэффективный терапевтический и коммуникативный инструмент - Агентство Медичного Маркетингу

Медицинская риторика как высокоэффективный терапевтический и коммуникативный инструмент

👁 3 661

мушкетер-195x300
Уважаемые коллеги! Я открываю новую рубрику «Медицинская риторика».
Как следует из названия, целью этой рубрики будет помочь практикующему врачу овладеть психологическими приемами и речевыми навыками, которые сделают его убедительным для пациентов, партнеров, коллег, научат разрешать в свою пользу трудные ситуации и в профессиональной, и в повседневной жизни.

В «Медицинской риторике» мы будем рассматривать различные рабочие и жизненные сценарии, с которыми обычно сталкивается доктор, и вырабатывать скрипты и речевые модули реагирования на них, находить те или иные поведенческие стратегии в стереотипных профессиональных и жизненных затруднениях.

Насколько навыки медицинской риторики способны увеличить личную эффективность доктора? О каких цифрах идет речь — 10, 30, 50 %?
Есть статистика, согласно которой в рамках делового общения 80 % зависит от коммуникативных навыков и только 20 % — от узкой профессиональной подготовки. Конечно, этот тезис спорный, но судите сами: узкая подготовка — это некий обязательный уровень, без которого мы не получим диплом, не пройдем дальнейшую квалификацию и аттестацию, то есть, по этому компоненту профессионализма все врачи приблизительно на равных.
А вот как раз в коммуникативных и маркетинговых компетенциях разница в навыках и знаниях врачей огромна, и именно восполняя этот пробел в образовании, можно добиться существенного прорыва.

Почему для врача так важно владеть приемами, которые позволят ему влиять на свое окружение? Ответ прост: потому что он врач. То есть, специалист, от способности убеждать которого зависит, пройдет ли пациент курс лечения, купит ли необходимые препараты и дойдет ли вообще до аптеки или выбросит назначение, вооружившись самонадеянным: «Я лучше знаю, ведь у меня есть Google».

Но это лишь одна сторона медали. Как известно, врач, помимо ответственности за больного, чувствует постоянное давление. На него давит руководство, через него пытаются достичь своих целей медицинские представители фармкомпаний, а нередко и не слишком щепетильные коллеги — профессиональную конкуренцию пока никто не отменял. Обучаясь правильно реагировать на попытки манипулирования, врач берет под контроль свою жизнь и карьеру. Но чтобы стать проактивным лидером, мало лишь отражать атаки — нужно и самому влиять на свое окружение. Человек, который умеет убеждать других в правильности собственной точки зрения и настаивать на своих решениях, всегда поднимается по карьерной лестнице быстрее и выше более нерешительных коллег.

Очевидно, что когда мы пытаемся воздействовать на поведение другого человека, мы им манипулируем. Нет смысла обсуждать, хороши манипуляции или плохи — это так же смешно, как выяснять, хорошо или плохо общаться друг с другом.

Убежден, что благодаря этой рубрике вы освоите множество необходимых в ежедневной практике коммуникативных приемов. И в итоге легко сможете лидировать в общении, защищаться, контратаковать, сглаживать острые углы и отсекать вербальные поползновения.

Но это не все. Помимо профессиональной стороны есть еще и повседневная жизнь. И в ней нас окружают очень разные люди. В семье, на работе, в кругу знакомых всегда будут те, кто желает нам добра или зла. Люди, которые завидуют нам белой либо черной завистью, хотят подтолкнуть к необдуманным и не выгодным для нас действиям. Многие из них стараются насадить нам комплекс вины — в профессии врача такое встречается особенно часто. «Вы меня плохо лечите», «Ваши лекарства не помогают», «Что-то от вашего лечения мне стало хуже» — самые безобидные и простые варианты такой манипуляции. А ведь есть еще те, кто мучает нас советами, когда мы этого не просили, отвлекает от действительно важных дел и осознанными либо неосознанными манипулятивными приемами заставляют заниматься их делами. В последнее время многие партизаны словесных войн успели превратиться в настоящих снайперов и наслаждаются собственными остротами, выстрелами и вербальными атаками — разумеется, за чужой счет.
Вербальными мины подстерегают практикующего врача каждый день. Словесные залпы коллег и пациентов часто сбивают с правильного курса, заставляют укрепиться в предубеждениях и тормозят развитие. Если мы верим не себе, а другим людям, мы не способны активно влиять на мир, менять его в лучшую сторону. А будем честны: врачу, который в себе сомневается, не доверяет собственным решениям, остается разве что сменить профессию. Поэтому так важно уметь отстаивать себя как личность и специалиста.

Нападки на врача со стороны пациентов, болезненные уколы окружения, междоусобные войны и интриги в отделениях, непослушание детей, несоблюдение режима терапии пациентами, борьба за материальные ресурсы семьи — во всех этих случаях вам будет помогать медицинская риторика, особая наука на стыке медицины, психологии, менеджмента, правоведения и самомаркетинга.

При чтении рубрики «Медицинская риторика», а также при использовании описанных в ней техник, инструментов, поведенческих сценариев или для защиты от них вам придется расширить свое сознание. Нужно будет вникать в неисчерпаемые возможности использования языка и речевых модулей, оперировать определенными фразами и даже отдельными словами и проверять эффективность различных словесных цепочек.

При этом помним, что слово не только лечит, но и может нанести существенный вред. Наш язык является самым простым и самым восхитительным терапевтическим инструментом. К сожалению, часто мы этим инструментом орудуем неуклюже, как громоздким и тяжелым мечом. И, пожалуй, главная задача рубрики «Медицинская риторика» — раскрыть секреты, благодаря которым доктор будет манипулировать языком как хорошо отточенной и непредсказуемой шпагой.

Медицинская риторика — высокоэффективный терапевтический и коммуникативный инструмент, а в момент вербальных атак она хлесткая и беспощадная, в своем завораживающем танце она сокрушает агрессора и смешит друга.

Дискуссия, консилиум, спор, диалог, переговоры, полемика, сочувственные речи — с этими формами коммуникаций современный врач сталкивается каждый день. Без умения грамотно объяснять терапевтическую стратегию, доказывать свою позицию, убеждать в необходимости начать лечение или решиться на операцию, аргументировать личную диагностическую точку зрения и анализировать позицию коллеги либо пациента невозможно быть по-настоящему эффективным врачом.

Что же подтолкнуло меня создать такое направление, как медицинская риторика?
Прежде всего, мои воспоминания, опыт работы с врачебными группами в тренинговом и лекционном формате и осознание абсолютной нужности данной тематики для практикующих врачей.
Что за воспоминания? Мои две бабушки. Первая, мамина мама, умерла в возрасте 52 лет от повторного инсульта. Она долгие годы страдала повышенным артериальным давлением и….. вообще не принимала таблеток. Женщина с высшим педагогически образованием, жена полковника вооруженных сил — не принимала таблеток! Поразительно, но доктора не смогли убедить ее в том, что когда давление повышено, его необходимо понижать!

Моя вторая бабушка, папина мама, умерла от почечной недостаточности в возрасте 62 лет. У нее был сахарный диабет второго типа, и она не принимала сахароснижающие препараты. Бабушка была провизором и женой народного судьи города. До сих пор помню, как она мне говорила: «Доктор говорит, что надо бы принимать препараты, снижающие сахар в крови, но я-то знаю, сколько у этих препаратов побочных эффектов»…
Специалисты, которые имели возможность прочесть мои предыдущие книги для врачей «Чему не научать в медицинском вузе» и «Доктора, зарабатывайте», знают, что я как автор предпочитаю придерживаться четкой структуры, поэтому начну с глоссария.

Итак.
Риторикой называется наука об эффективном применении речевых компонентов (слов и фраз), сценариев (скриптов) во время общения с другими людьми и во время публичных выступлений. Риторика описывает технические приемы, которые позволяют добиться коллегиального решения в свою пользу либо просто выбить почву из под ног оппонента. Термин техника подразумевает, что речь пойдет как об искусстве общения, так и о практических навыках — определенном знании, мастерстве, дополнительных возможностях для тех докторов, кто ее применяет часто, шлифует хитроумные приемы и достигает в этом совершенства. Сначала риторика считалась искусством убеждать словом, теорией эффективной, убедительной публичной речи. Это понимание было связано с Аристотелем, который соотносил риторику и логику. Именно его считают основателем классической теории аргументации.
Диалектика, в дословном переводе «внутренняя противоположность», означает возможность вести диалог и убеждать партнера по дискуссии в своей правоте. Это искусство убеждения и вместе с тем — готовность решать проблемы посредством общения, когда консенсус достигается в процессе взаимного познания. При этом важно точно сформулировать мысли, трансформировать их в слова, которые близки к адресату убеждения с целью достижения взаимопонимания. Цицерон называл диалектику «исследователем и судьей истинного и ложного». Современное понимание диалектики намного шире и относится к философии. Под ней понимают науку об общих законах движения и развития природы, общества и мышления как процесса борьбы противоположностей.
Эристика считается высшей школой мастерства, это техника ведения спора, диспута и полемики. Под данным термином подразумевают не только владения специальными приемами, но и способность представить неопровержимую аргументацию, позволяющую одержать принципиальную победу в споре. Эристика была создана софистами и вытекала из убеждения, что на свете нет объективной истины.
Рабулистика — это искусство изощренной аргументации, позволяющее выставить предмет обсуждения или последовательность чьих-либо мыслей в нужном свете, не всегда соответствующем действительности. Рабулистику нельзя назвать самостоятельной наукой, скорее, это смесь из эристики, риторики и логики.

Так что же такое медицинская риторика?
Медицинская риторика — это манипулирование всеми необходимыми приемами для того, чтобы направлять беседу с пациентами или коллегами в желательное русло и подводить собеседника к желательному выводу и результату.
Читайте рубрику медицинская риторика, продолжение следует!

С уважением,
Юрий Чертков,
бизнес-тренер,
директор компании
«Агентство Медицинского Маркетинга»

Поділитися:

ХАЙП-МАРКЕТИНГ

Книги


книги

АНФО

АММ в соц.мережах:

Scroll to Top

Агентство Медичного Маркетингу