Несколько слов о Монголии

05.05.17 11:16 567    
Не так давно я в качестве бизнес-тренера посетил эту самобытную страну, и теперь хочу поделиться впечатлениями о монгольских аптеках. Как обычно, не претендую на полную объективность. По сути, это какие-то зарисовки на ходу, первый беглый взгляд. С другой стороны, лучшему пониманию любого фармацевтического рынка часто помогает именно свежее восприятие.

Правда и домыслы


Ветра дают надежную уверенность в турбуленции. В Монголии холодно, но сухо, так что мороза я не чувствовал, разве только на открытых местностях, где есть ветра. Они считают себя самой холодной столицей мира. Население страны насчитывает более 3 млн человек, из них 1,5 млн живет в Улан-Баторе, еще 5 млн монгол проживают в Китае, там есть особый район – внутренняя Монголия.

Статья из электронного журнала для владельцев и ТОП-менеджеров аптечных сетей «PharmaChief»

Населения мало, но увеличивается в размерах очень быстро: в среднем на семью приходится три ребенка, так что наблюдается мощный демографический прирост. Местные жители убеждены, что цены у них высокие, но я этого не заметил: мясо значительно дешевле, чем у нас, овощи тоже недорогие, интересно, что картошка у них своя. Бензин – 90 центов. Самая популярная машина на дорогах – Toyota Prius: считают, что она устойчива к морозам. Дороги забиты, пробки, причем регулируемые вручную регулировщиками с палками, плохо продуманы развязки. Недвижимость тоже недорогая: однокомнатную квартиру можно купить за $35 тыс. Кредиты дают госслужащим под 8 % в местной валюте, инфляция – 12 %. С валютой ситуация смешная: $1 – более 2 тыс. (!) тугриков, $100 – мешок денег! Считают, что у них 5 % совсем бедных, 5 % очень богатых, остальные живут средне. Такое правило Парето по-монгольски. По-русски практически не говорят, забыли, хотя в свое время были одной из социалистических республик. Чуть лучше с английским.

Что касается системы здравоохранения, то есть частные клиники, но преобладают государственные, где большие очереди и низкий уровень медицинского сервиса. Медицинское страхование развито слабо.

По льготным ценам продается около 400 препаратов. Разница в цене компенсируется из Фонда социального страхования. Скидка может достигать от 50 % до 80 %. Продавать такие препараты могут далеко не все аптечные учреждения. Например, в столице из более чем 600 аптек только 102 имеют лицензию на торговлю лекарственными средствами по социальной страховке.

mongol-2

Чем лечатся на родине Чингисхана

Объем фармацевтического рынка оценивается примерно в $110 млн и прирастает на 5 % ежегодно. По данным Департамента здравоохранения Монголии, в стране работают 260 компаний, имеющих лицензию на ввоз и продажу лекарственных средств, более 30 местных производителей и около 1300 аптек. В основном это аптеки смешанной выкладки, в которых представлено много диетических добавок, разных киселей, в среднем 5000 позиций. Также особенностью бизнеса является эксклюзивность на многие продукты: дистрибьюторы не обмениваются эксклюзивами, то есть только первичная дистрибуция, наличие эксклюзивов интересных производителей – конкурентное преимущество. Средняя отсрочка – 30–45 дней. Автозаказ есть, но развит слабо, товар в аптеки доставляется пять раз в неделю. Интересно, что в крупных городах, таких как столица Улан-Батор, работает столько аптек, что из них формируются целые аптечные улицы.

Лекарственные средства чаще импортного производства – порядка 78 % из 30 стран мира. Как говорят в Центре по развитию здравоохранения, среди импортных препаратов наибольший удельный вес имеет Индия – стране слонов в Монголии принадлежит около 13 %. Лекарственные средства из соседней России занимают 11 % рынка, из Германии – 9 %, из Словении – 6 %. А вот ближайший сосед Китай занял только 5 %.


Тем не менее такое национальное разнообразие лекарственных средств обеспечивает широкий диапазон цен на аптечный ассортимент. Например, если аспирин местной компании «Моносфарм» стоит 16 тугриков, то тот же аспирин производства Kirkland (США) обходится в три раза дороже, а ацетилсалициловая кислота от Bayer-Shering (Германия) – в 25 раз. Как говорится, на любой кошелек.

Кстати, выбор лекарственных средств в Монголии весьма небеден: в прошлом году в государственном реестре «прописку» получили 2711 препаратов.

mongol-5

Кадровые вопросы

Представители фармацевтических компаний в среднем зарабатывают $1000 – по украинским меркам немало. Развита вертикальная диверсификация: дистрибьютор, а под ним – сеть. Операторы-лидеры рынка – «Моносфарм» и «Азиафарма».

За последние 20 лет фармацевтический рынок вырос в четыре раза, объем выпускаемой местными производителями продукции увеличился в 15 раз, а число аптек – в три раза. Что особенно интересно для степной страны, аптечный бизнес действует по цивилизованным законам и стремится к мировым стандартам. Судя по моим наблюдениям, этого хочет и сам потребитель. Люди знают, как живут в развитых странах, хотят того же и для себя, а при таком бурном развитии конкуренция диктует свои права.

Правила работы монгольских аптек намного мягче, чем в Украине. Но есть крупный недостаток: слишком сильный дисбаланс между числом аптек в крупных городах и сельской местности. А учитывая, что на 1 км2 здесь приходится два человека, весы в сторону малонаселенных районов даже не кренятся, и монголы либо лечатся народными методами, либо ездят закупать лекарственные средства в столицу Улан-Батор, а также крупные города Эрдэнэт, Дархан и др.


Профессия фармацевта в Монголии очень уважаема и востребована. Получают аптечные работники от 500 до 800 тыс. тугриков в месяц, или $250–400. Конечно, по сравнению с зарплатами медпредставителей, не слишком много, но если сравнивать с окладом фармацевта во многих других пост­советских странах, то, в принципе, неплохо. Особо опытные специалисты могут получать даже 1 млн тугриков (около $500). При этом квалифицированного персонала катастрофически не хватает. Работодатели ищут специалистов, у которых есть не только фармацевтическое образование, но и минимум три года стажа в качестве ассистента фармацевта. Но, как сокрушаются местные руководители, чаще приходится готовить кадры непосредственно на рабочем месте, обучая выпускников вузов. Сегодня специалистов с высшим образованием в Монголии выпускают один частный фармацевтический институт и один государственный (раньше это был факультет Монгольского государственного медицинского университета). Среднее фармацевтическое образование можно получить в четырех медицинских колледжах.

Черная тень коррупции

Что еще из интересного: участники рынка даже не скрывают, что самым больным вопросом остается коррупция. Три года назад в Монголии разразился крупный коррупционный скандал в отношении трех чиновников Министерства здравоохранения, которые занимались тендерными махинациями. Вообще Монголия на втором месте в мире после Ливии по количеству граждан, считающих коррупцию в государственном секторе наиболее серьезной проблемой в экономике страны. В аптеках даже существует специальный термин для товара, навязанного «сверху» коррумпированными чиновниками, – «шахах». В переводе с монгольского это значит «прессовать, лить, требовать».

Именно с коррупцией аптеки связывают наличие поддельных и нелицензированных препаратов, которые непонятными путями попадают на монгольский рынок. Тем не менее вопрос с фальсификатом постепенно решается. Эксперты связывают это с улучшением организации контроля и обновлением правил продаж медикаментов и оборудования. К тому же наметилась тенденция: люди начали ответственно подходить к собственному здоровью. Не в последнюю очередь – благодаря массированной просветительской работе. То там, то тут периодически всплывают печальные истории о последствиях применения некачественных препаратов, которые также влияют на поведение покупателей.

***

В целом Монголия мне понравилась. Люди душевные, с юмором, полны оптимизма, да и общее развитие местных жителей приятно удивило!

К Украине относятся с уважением, интересуются нашей ситуацией. Так что удачи этой стране и ее народу!

29 октября 2016 года в Улан-Баторе состоялась конференция «Побуждающие консультации пациентов», организованная компанией “ASIA-PHARMA” Co.,Ltd при поддержке компании SANTO. Собрались 280 человек со всех уголков Монголии.
Очень актуальная тема, люди заинтересованные, открытые и вовлеченные! Задают много актуальных вопросов, у всех есть понимание, что рынок динамичен, и нужно подстраиваться под его реалии.
Отдельная огромная благодарность тренеру компании «Агентство медицинского маркетинга» Юрию Черткову за высокопрофессиональный подход и мотивацию участников на результат. Все очень воодушевленные, с массой положительных эмоций и впечатлений… Читать далее →

Видео мастер класса Юрия Черткова для врачей педиатров Монголии

Кусочек мастер класса для педиатров Монголии, с синхронным переводом на монгольский, аудитория реагирует хорошо

Posted by Юрий Чертков on Wednesday, November 2, 2016

Юрий ЧЕРТКОВ, бизнес-тренер,
директор компании «Агентство Медицинского Маркетинга»


Теги: , , ,


Комментировать

 *

Наши клиенты

Google+