«Найти в Украине другой потребительский рынок, который показал бы похожую динамику, сложно»

13.11.12 17:49 1 108    

Директор консалтинговой компании «Агентство медицинского маркетинга» Юрий Чертков

Газета «Коммерсантъ Украина», №183 (1673), 13.11.2012

 

 — Чем фармацевтический рынок Украины привлекает портфельных инвесторов?

— Даже в кризис продажи лекарственных препаратов в стране росли — с осени 2008 года по данный момент рынок ежегодно рос на 14% в финансовом выражении (без учета инфляции) и на 4% — в натуральном. Найти в Украине другой потребительский рынок, который показал бы похожую динамику роста, сложно. Сейчас увеличение продаж сохраняется, и это дает инвесторам основания полагать, что средства в активы будут вложены эффективно.

 

Однако до кризиса владельцы не были готовы продавать доли в компаниях. Что изменилось?

— Даже до кризиса на рынке велось много переговоров о продаже долей в компаниях, часть из них даже доходила до due diligence активов. Но до заключения сделок стороны так и не доходили, потому что собственники компаний просили за них слишком много. Тогда рынок рос галопирующими темпами, и был большой ресурс для повышения цен на лекарства отечественных производителей, что и давало компаниям повод устанавливать такую высокую стоимость своего бизнеса.

— То есть мы говорим о сделках, переговоры по которым начались еще до кризиса?

— Не во всех случаях. «Портрет» потенциального покупателя сильно изменился. Если до 2008 года рынком интересовались такие стратегические инвесторы, как, например, Actavis, то сейчас это в основном инвестиционные фонды. Как правило, покупая актив, они меняют команду менеджеров компании и стараются определенным образом переналадить процессы продвижения препаратов на рынке. Так, например, произошло в «Сперко» — там уже поменялся менеджмент, а компания планирует выйти в аптечный ритейл и развивать фармацевтическую розницу.

— Насколько выгодной была продажа долей в «Биофарме» и «Сперко»?

— Сделка с акциями «Биофармы» интересна прежде всего тем, что была продана компания с хорошим продуктовым портфелем. «Сперко» — это высокотехнологичная компания, у которой также есть ряд интересных брендов. Например, «Нокспрей» — лидер среди назальных спреев, представленных на украинском рынке.

— Кто еще из фармпроизводителей потенциально интересен для покупки?

— Интересны компании, которые себя не переоценивают и имеют ноу-хау в производстве. Например, «Экофарм», Житомирская фармацевтическая фабрика, возможно, «Фитофарм». То есть предприятия, которые быстро могут привести свои мощности в соответствие с международными требованиями и имеют более или менее интересные портфели для быстрого роста.

— Как это скажется на потребителях — повлияет ли на качество и цену продукции?

— На цену это не повлияет, а вот качество будет повышаться. Но это связано прежде всего с регуляторными требованиями. Доступность препаратов в аптеках станет выше, поскольку маркетинговая активность компаний возрастет. Расширятся продуктовые портфели компаний, повысится прозрачность их работы. В целом, я думаю, что изменения и для потребителей, и для самих компаний будут положительными, потому что любые денежные вливания ведут к развитию и более активной работе.

Интервью взяла Вероника Гаврилюк



Комментировать

 *

Наши клиенты

Google+