Польша: под знаком перемен

29.08.13 12:49 11 217    
польша Страна, которая спешит за будущим, – пожалуй, лучшее определение для Польши. Здесь все пластично и изменчиво, и на каждую прогрессивную тенденцию находится отклик, как на уровне государства, так и в бизнесе. Для украинских аптек это полезно вдвойне – ведь на примере западного соседа мы можем посмотреть, как приживаются те или иные инновации и спрогнозировать перемены, которые, пусть с некоторым запозданием, но происходят и у нас.

Здравый подход

Будучи европейской державой и постоянно стремясь к лучшему, Польша внедрила у себя все основные подходы, которые применяются в Европе.
Так, здесь в полной мере реализована страховая медицина, установлены оптовые надбавки на перечень лекарственных средств, подлежащих реимбурсации (на уровне 9,9 %), действует строгое законодательство в сфере рекламы фармацевтической продукции. И с учетом всего этого рентабельность польского фармацевтической розницы достигает 9 %, что даже выше, чем средний показатель по другим странам Европы (8,1 %), не говоря уже об Украине, где рентабельность колеблется где-то в пределах 1 %.
Можно, конечно, сделать вывод, что поляки чаще болеют и ходят в аптеки, отсюда и прибыль. Тем более что Польша остается одной из стран с наиболее высокими показателями по заболеваемости сахарным диабетом.
В то же время средняя продолжительность жизни здесь довольно высокая: 76–78 лет – у женщин и 72 года – у мужчин. По оценкам ВОЗ, это говорит о высоком уроне жизни и хорошем состоянии здравоохранения.
Получается, система отлажена таким образом, что люди больше и лучше лечатся, уделяют внимание профилактике, следовательно, дольше и качественнее живут.
Велика заслуга в этом отношении Национального фонда здоровья (NFZ), в ведении которого такие вопросы, как контроль расчетов между врачами и пациентами, оплата медицинских услуг и лекарственных средств. Деятельность фонда регулируется МЗ Польши, которое и принимает решение о льготах на те или иные препараты.
аптека польша

По пути аналогов

Всего в Польше действует порядка 13 тыс. аптек. Таким образом, одна аптека обслуживает примерно 2,7 тыс. человек. Аптечный ассортимент представлен 3-4 тыс. наименований лекарственных средств. Значительную его часть составляет импортная продукция. Однако все большую долю рынка занимают отечественные генерики. Поскольку местные фармацевтические компании не обладают достаточной научно-исследовательской и экономической базой для создания инновационных продуктов, именно генерики стали основой польской фарминдустрии. Они составляют 62-63% рынка в деньгах и порядка 85-86% – в упаковках. Это отличает Польшу от других европейских стран, где доля генериков намного ниже.
Приличная часть препаратов польских фармзаводов поступает на экспорт. А в целом в стране производится более 2 тыс. наименований лекарственной продукции (готовые лекарственные формы, субстанции, гомеопатические препараты, парафармацевтика, изделия медицинского назначения).
poland

Вежливо, но сдержанно

В польских аптеках сравнительно низкие торговые наценки – около 18 % (для сравнения – в других европейских странах этот показатель составляет 25-30%). При этом стандартная ставка НДС здесь – 22 %, а ставка для лекарственных средств – 7 %.
Если еще 5 лет назад управлять одной аптекой мог только фармацевт по образованию, то сегодня эти ограничения (как и многие другие) сняты. В результате на рынке, который еще недавно состоял в основном из маленьких частных аптек, произошло перераспределение в пользу крупных аптечных сетей. Небольшие аптеки, не выдерживая конкуренции, все чаще закрываются. С какой-то стороны это даже грустно, потому что вместе с ними уходит и особая душевная атмосфера, встречающая до сих пор всех посетителей польских аптек. Конкуренция на уровне отдельно взятой аптеки создала ситуацию, при которой каждый хозяин старался выделиться, соревнуясь с другими в красивом оформлении, учтивом и профессиональном обслуживании. Очень популярен у маленьких аптек дизайн «под старину»: дубовые панели, потемневшая бронза и т.д.
Однако, независимо от формата и размера аптеки, внутри посетителя всегда ждет качественная консультация, особенно в отношении ОТС-группы и парафармацевтики. Но вот наше стандартное: «Дайте что-нибудь от живота/головы» здесь наткнется на железный совет проконсультироваться с врачом. Возмущаться бесполезно: таков закон.
И даже если вы пришли с рецептом, обслужить вас может только фармацевт с высшим образованием.
У техника-фармацевта – вспомогательные функции, такие как изготовление и фасовка лекарственных средств (конечно, в основном в аптеках, где есть экстемпоральная рецептура). А если такой сотрудник хочет самостоятельно работать с посетителями, ему придется пройти специализацию, сдать экзамен и получить соответствующее удостоверение. И только после этого аптекаря допустят до первого стола.
Реестр всех фармацевтических специалистов страны ведет Аптечная палата.
Интересно, что в Польше почти не встретишь фармацевтического работника, который не говорил бы как минимум на двух языках – английском и немецком, что не может не радовать гостей страны. Также очень удобно то, что многие аптеки подстраиваются под часы работы супермаркетов, поэтому обслуживают посетителей в режиме 24/7.
польща

Законные основания

Основные документы, регулирующие фармацевтическую деятельность и обращение лекарственных средств в Польше, – это законы «О медицинских изделиях», «О департаменте (комитете) регистрации лекарственных средств», «Об обороте наркотических и психотропных лекарственных средств», «Об аптечных палатах».
В последнее время существенное влияние на аптечный рынок оказывает закон «О возмещении стоимости лекарственных средств», который вступил в силу с 1 января 2012 г. и, по мнению участников рынка, содержит много спорных моментов. Вопросы возникли в связи с ситуациями, когда работодатель отказывается возместить аптеке стоимость препаратов для своего сотрудника (по закону большая часть нагрузки по медицинскому страхованию ложится именно на работодателей). Еще один непростой момент – неправильно выписанные или поддельные рецепты. В новой редакции создатели закона постарались учесть эти нюансы. Дистрибьюторы недовольны установленными оптовыми наценками на препараты из «страхового» перечня и, по прогнозам, планируют оптимизировать затраты, в том числе путем сокращения штата, чтобы не остаться в убытке. Производители тоже не всем довольны и, по подсчетам маркетологов, именно новый закон стал причиной падения рынка в прошлом году на 4 %.
Еще больший резонанс в аптечном бизнесе вызывают изменения законодательства в сфере рекламы, которые также действуют с 2012 г. Буквально в прошлом месяце было вынесено 50 судебных решений по поводу аптек, чьи программы лояльности признаны замаскированной рекламой фармкомпаний, нацеленной на потребителя.
В связи с этими прецедентами Государственная фармацевтическая инспекция совместно с NFZ даже планирует сделать заявление для польских аптек, в котором напомнят им о новых правилах рекламы.
аптека

Свежий ветер

Все эти перипетии вряд ли могут всерьез кого-то удивить – ведь изменения не могут нести с собой исключительно позитив. Где-то новым веяниям нужны доработки, кому-то сложно сразу перестроиться и принять их. Но в конечном счете выигрывает всегда тот, кто быстрее других погружается в действительность и ищет новые возможности, вместо того чтобы горевать о прошлом.
Фармацевтический рынок Польши в этом отношении достаточно противоречив: с одной стороны, он демонстрирует европейскую дисциплинированность и системность, с другой – тихий бунт против новшеств, которые, с его точки зрения, не слишком полезны.
В одном можно не сомневаться: польская фармация и дальше будет оставаться площадкой для новаций, и в скором времени мы увидим решения, которые поляки найдут для успешной работы в изменившихся условиях.

Источники:
1. pharmapoland.com
2. who.int/countries/pol/en
3. emergingmarketsdirect.com
4. marketingpirula.hu
Полный список литературы находится в редакции.

Светлана ВЕШНЯЯ


Теги: ,


Комментировать

 *

Наши клиенты

Google+