Сценарии жизни. Психологические модели

11.02.15 11:39 1 381    
Итак, в прошлой публикации мы рассмотрели две модели жизни, которые выделяют психологи: жизнь-целедостижение и жизнь-подготовка. В этой публикации мы остановимся еще на двух очень интересных сценариях жизни: жизнь-творчество и жизнь-трата времени.

Жизнь-творчество

Это привлекательная модель жизни. Люди этого типа нестандартны и независимы от чужих мнений. Настоящие творцы талантливы и преданы любимому делу, даже если из-за него они будут страдать.

Андрей Макаревич как типичный представитель данной модели жизни написал песню, которая в нескольких строках характеризует этот тип людей:

Поднят ворот, пуст карман
Он не молод и вечно пьян,
Он на взводе – не подходи,
Он уходит всегда один.
Он не знает умных слов,
Он считает вас за козлов.
Даже в морге он будет играть –
На восторги ему плевать.
Но зато мой друг
Лучше всех играет блюз,
Круче всех вокруг
Он один играет блюз.


Люди этого типа часто достигают больших высот, если они, конечно, действительно талантливы. Однако им часто не хватает системности и организованности в работе. Я знаю одного талантливого программиста, который создал очень хороший продукт управления ассортиментом аптечной сети, на нем действительно много держится, но его основная цель – самовыражение, управленческий труд ему не интересен. Поэтому, несмотря на то, что он начальник отдела, дела идут не системно, со значительными административными сбоями. Многие управленцы знают, как бывает тяжело управлять художниками, дизайнерами, талантливыми писателями и др.

Для них не существует такого понятия, как дедлайн. Но здесь присутствует еще одна проблема: они творят только то, что им нравится, то, во что они действительно верят, а за это редко платят большие деньги. Давайте вспомним один забавный эпизод из фильма «По семейным обстоятельствам»: мама, чей жизненный сценарий «Целедостижение» промывает мозги сыну, у которого сценарий «Творец».

Сказала сыну:
– Мы патриоты!
Ни один твой холст не должен быть увезен за рубеж. Вот это все должно остаться здесь, как историческая ценность.
– Мам, ну что ты говоришь, ну?
– Я знаю, что я говорю.
Потом в один прекрасный день я читаю в газетах, что еще один умный человек решил построить Новокировский проспект и для этого сломать Домняковку.
Тогда я сказала сыну:
– Иди на Домняковку и рисуй! Рисуй быстро, пока они не взяли встречный план, не перевыполнили его и не сломали все досрочно.
– Мама, что ты говоришь?
– Я знаю что. Ломать легче, чем строить. Это знает ребенок. Поэтому ты должен работать, работать день и ночь. А если б у тебя был план реконструкции Москвы, ты мог бы сделать все загодя. В наше время художник не может работать стихийно. Нужно знать, что увековечивать. Вечное не терпит поспешности!


Тут надо помнить, что настоящему творцу трудно работать по заказу. В советские времена художнику для того, чтобы заработать на жизнь, нужно было писать «красных комиссаров». Но не все творческие личности на это шли.
Конечно, если творцу везет и его увлечение совпадает с потребностями рынка, то он имеет колоссальные шансы на успех. Другое дело, когда люди иных моделей жизни пытаются надеть на себя костюмчик творца, то есть называют себя творческими натурами, не обладая определенными для этого талантами, попросту прикрывая собственную леность.

У настоящего творца есть вечный творческий созидательный импульс, который на волне вдохновения подталкивает его к действиям, связанным с любимым делом. У творческого человека концепция мышления «изнутри – кнаружи». Они сами создают себе памятник, стремясь, чтобы их образы, мысли и творения остались в истории…

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не заростет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.


Поскольку по-настоящему творческие люди плохо следуют режиму питания, физкультуры и т. д., часто они рано перегорают, склонны к вредным привычкам. Нередко они не принимают правил общества, как бы не вписываются в систему.

Помните, как у Высоцкого:
Волк не может нарушить традиций.
Видно, в детстве, слепые щенки,
Мы, волчата, сосали волчицу
И всосали: нельзя за флажки!


Именно наплевательское отношение ко всему материальному чаще всего отличает истинно творческих людей от псевдотворческих.
Возьмем, к примеру, такого известного режиссера, как Никита Михалков. У этого талантливого режиссера всегда складывались невероятно гармоничные отношения с существующей властью, какой бы она не была. Он удивительным образом уживался с любой, ни разу не снял картины, которая как-то бросала бы тень на существующий государственный уклад, это удобный творец…

У некоторых действительно талантливых творческих людей встречается такой феномен, как «личностная инфляция». Например, известная актриса и певица, когда-то создававшая шедевры, а ныне пошлая престарелая девица, которая отличается только скандалами и экстравагантными выходками.
Если в организации работает настоящий творец, с такими людьми нелегко, трудно предъявлять жесткие требования к результату, кроме того, нужно предоставлять условия для того, чтобы его таланты раскрылись и работали в полную мощность. А это очень сложно.

Мне вспоминается случай… Я обучал врачей частной клиники, в моей группе был доктор, терапевт – отец известной украинской певицы. Он сам, будучи доктором, пишет тексты и музыку для своей дочери, причем песни просто шикарные.

Так вот, этот доктор единственный в группе отказывался отрабатывать навык «отзвона пациенту». Он считал, что это пациенту не нужно, а делается это только для «раскрутки» клиента на дополнительные посещения клиники, стало быть, на дополнительные затраты. Я задал ему вопрос, что заставляет его работать в частной клинике? Он ответил, что никогда не мог брать деньги от пациентов, ему пришлось перейти в частную клинику, где он зарабатывает оговоренный процент от приема. Тогда я его спросил, продает ли он свои песни? Он ответил, что продает, но только за очень большие деньги. Дело в том, объяснил он, что я могу брать деньги только за то, что сам создал… и цену определяю тоже я, не ориентируясь ни на какие стандарты…

Жизнь-трата времени

трата времени У меня есть школьный товарищ, парень неплохо учился в школе, особенно в младших классах, но по мере взросления как-то его энтузиазм становился все меньше и меньше, пока совсем не улетучился. Сейчас ему 39 лет, он работает менеджером самого линейного звена в заурядной конторе, но в принципе на жизнь хватает, учитывая, что ни семьи, ни детей у него нет…
Однажды я его встретил и спросил: «Как дела?».
Он пожал плечами и спокойным тоном ответил: «Как обычно, серые будни и алкоголические выходные…». Прошел год, я вновь его встретил и спросил: «Как дела? Помнится, год назад были серые будни и алкоголические выходные. Я надеюсь все в порядке, ничего не изменилось?».

Он ответил после паузы: «Ты знаешь, в принципе кое-какие изменения все же есть: к алкоголическим выходным прибавился четверг…».
Алкоголь для него – это просто повод более-менее незаметно прожигать жизнь. Не алкоголь, так наркотики, можно просто чахнуть без всяких внешних вредных воздействий…

тайм Людей, которые прожигают жизнь, легко узнать по отношению ко времени – они ходят, говорят, действуют так, будто время бесконечно.

Часто эту модель выбирают дети богатых родителей, они все время заняты бесплодными однообразными тусовками. Это как в песни Бориса Гребенщикова:

Я видел генералов,
Они пьют и едят нашу смерть,
Их дети сходят с ума
От того, что им нечего больше хотеть.


Часто на эту модель западают привлекательные молодые дамы: подкадрили принца и расслабились, ходят в солярии, читают бестолковое чтиво, трепятся с подругами, не понимая того, что принц имеет шанс стать королем, и если после этого он не увидит возле себя королеву, то принцесса будет изгнана, часто с обидами и судами…

Безусловно, вечеринки и тусовки нужны. Людям же необходимо отвлекаться от забот, наполнять жизнь красками, нужно общаться с друзьями в непринужденной атмосфере и т. д. Но это лишь средство расслабиться, а не цель. А для людей модели «прожигателей жизни» посещение мероприятий, встречи с друзьями, ни к чему не ведущие, кроме секса, свидания становятся основным содержанием и наполнением жизни. Надо сказать, что я видел представителей этой модели даже в бизнесе, но бизнес этот был связан с увеселительными услугами…

Юрий ЧЕРТКОВ,
бизнес-тренер, директор компании «Агентство Медицинского Маркетинга»

Статья из журнала “Рецепты аптечных продаж” (№36 февраль 2015)

Теги: , ,


Комментировать

 *

Наши клиенты

Google+