Радушие грузинской «АПТИАКИ»

16.09.14 08:33 6 072    
Tbilisi Из всех соседей темпераментная Грузия всегда остается самой оригинальной. И аптечное дело – не исключение. Гремучая смесь европейских стандартов, кавказского гостеприимства и оптимизированного под национальные реалии законодательства не просто впечатляют, но где-то даже расширяют рамки сознания и наталкивают на мысли в духе: «Что было бы, если…».

Параллели рынка

Что было бы, если в Украине не вводили бы НДС на лекарственные средства? Ведь в Грузии без этого налога прекрасно обходятся. Хотя тут нужна маленькая оговорка: в стране есть 18 % НДС на БАДы, изделия медицинского назначения и косметику. Однако можно предположить, что его отсутствие на препараты – один из позитивных факторов в пользу их доступности для населения.
Второй известный драйвер грузинского рынка, – это параллельный импорт, который разрешен здесь уже 5 лет и за этот период поспособствовал снижению стоимости лекарственных средств на 30 %. Закон позволяет импортировать из любой страны в любой упаковке препарат производства, уже зарегистрированного в Грузии, без какого-либо документа или согласия самого производителя.
Как отмечают участники рынка, оказалось, что продукция многих международных компаний в Польше, Литве, Румынии и других странах ЕС почти в 4 раза дешевле, чем в СНГ. На вопрос, почему для польского потребителя препарат стоит в разы дешевле, чем для грузинского, ответом зарубежных производителей было туманное: «Политика компании». Получается, что параллельный импорт помог решить эту проблему и обойти такой неприятный для Грузии момент. И хотя поначалу крупные предприятия были недовольны реформой из-за накопившихся остатков, которые, в связи с резко возросшей конкуренцией, пришлось продавать почти себе в убыток, со временем и они ощутили на себе пользу «параллельных» закупок по более низкой цене.
Сегодня в стране, знаменитой красивыми тостами, импортерами лекарственных средств выступают как дистрибьюторы, представительства, небольшие торговые организации, так и сами аптеки.
Завистливые вздохи со стороны украинского рынка вызывает и облегченный процесс регистрации лекарственных средств, который действует в Грузии.
Раньше здесь было 4 лицензии — на производство, аптеку, оптовую деятельность и импорт. Последние две отменили. И теперь любая компания может импортировать фармацевтическую продукцию без лицензии. Хотя внутренняя реализация, конечно, возможна только через аптечное учреждение.

Эконом-класс в виде таблеток

На этом дух реформаторства в стране горных пейзажей не заканчивается. Так, в прошлом году здесь был введен новый порядок выдачи фармацевтического продукта в индивидуально необходимом для пациента количестве путем разборки оригинальной упаковки и расфасовки в аптеке. Причем, делать это может только специалист с высшим фармацевтическим образованием и исключительно в момент реализации. Повторная упаковка и маркировка препарата осуществляется с рядом предосторожностей, а для антибиотиков даже используется отдельное автоматическое или мануальное счетное устройство.
Благодаря имплементации этого порядка, который известен как проект «больших упаковок», таблетированные лекарственные средства в грузинских аптеках можно покупать поштучно.

Игра в монополию

Но хотя создается впечатление, что все нововведения в Грузии действуют во благо потребителю, некоторые эксперименты имеют и обратную сторону.
Например, много говорят о монополизации на грузинском фармацевтическом рынке. В Службе страхового надзора Грузии отмечают, что владение инвестором одновременно фармацевтическим, госпитальным и страховым бизнесом, которое после грандиозной «распродажи» государственных объектов в 2010 г. встречается сплошь и рядом, создает конфликт интересов.
Тенденция к монополии прослеживается и на уровне аптек: три основных дистрибьютора владеют крупнейшими сетями и занимают до 85 % рынка.
Естественно, при таком положении дел цены на препараты потихоньку начали расти. Согласно последним данным, торговая наценка на аптечный ассортимент в Грузии уже в 2 раза выше, чем в Италии, и в 3 раза – чем в Чехии. А это почти сводит на нет все заслуги параллельного импорта.
Чтобы как-то «оживить» конкуренцию и привести цены к вменяемому уровню, в 2013 г. было решено допустить на довольно закрытый, в общем-то, рынок 5 европейских фармацевтических компаний. Но, как отмечают некоторые эксперты, появление новых игроков при всем их благотворном влиянии на конкурентную среду может окончательно разорить мелкие аптечные сети и оставить без работы многих фармацевтов.

В бизнес – легкой походкой

Объем розничного фармрынка Грузии составляет $278 млн. По официальной статистике, в Грузии 1800 аптек, но в реальности после введения параллельного импорта их стало заметно меньше.
Хотя в плане легкости ведения аптечного бизнеса кавказская страна, опять же, сильно выигрывает у соседних государств. Лицензию аптекам здесь выдают не на 5 лет, как это было раньше, а на всю жизнь.
Кроме того, владельцы аптек больше не ждут месяцами, когда соберется комиссия по выдаче лицензий. Субъект хозяйствования просто отправляет информацию в Минздрав о том, что открылась новая аптека, и может начинать спокойно работать. Правда, есть одно «но»: когда комиссия таки «дозреет» его проверить и, к примеру, обнаружит нарушение, вопрос будет решаться через суд.
Кстати, цены на лекарственные средства здесь официально законодательством не регулируются. Прайс дистрибьюторов и аптек чаще всего совпадает, так как аптеки получают скидку от дистрибьютора, а не наценивают сами. При этом аптечная скидка достигает 10-25 %.

Немного цифр
• На 46 % вырос фармацевтический рынок Грузии за последние 5 лет.
• В Грузии запатентовано 231 изобретение в области фармации.
• Местными компаниями экспортируются препараты в 25 стран.

Кавказская щедрость души

И все же не только реформами интересна местная фармация. Ведь здесь, в солнечной гостеприимной Грузии, даже аптеки самобытны, и каждая из них с теплотой распахивает двери навстречу посетителям. Кстати, слово «аптека» по-грузински звучит почти так же – «аптиаки». Символом аптеки чаще всего служит знакомый нам крест либо, как у сетевых аптек Aversi, белый голубь с оливковой ветвью на фоне красного сердца.
Аптечный ассортимент во многом совпадает с украинским. Здесь тоже широко представлена косметика и парафармацевтика, а кроме того, в каждой аптеке обязательно присутствуют минеральные воды знаменитых марок.
Национальный колорит на витринах проявляется календарями и постерами с изображениями святых. Продажа таких товаров не приурочена к какому-либо празднику, в Грузии действительно много верующих людей. Некоторые из них, хотя и надеются на помощь современной науки, не забывают при этом попросить помощи и у высших сил.
Забота о посетителе проявляется и в аптечных акциях, которые несколько отличаются от привычных нам.
Например, сетевые аптеки очень часто для привлечения клиентов устраивают дни распродаж, когда многие лекарства продаются со скидкой от 7 до 20 %. А в небольших частных аптеках часто принято дарить маленькие подарки детям.
В аптеках принято с почтением относиться к людям старшего поколения. По негласному этикету, пожилого человека пропускают вперед без очереди, и провизор общается с ним вежливо и терпеливо столько, сколько потребуется. При этом остальные покупатели могут спокойно ждать и 10, и 20 минут – таков уж грузинский менталитет, который воспитывается у населения с самого детства.
Сервис в грузинских аптеках в большинстве своем очень душевный: посетителю и покажут, и расскажут, и посоветуют, а в некоторых случаях даже такси вызовут.
Научиться такому вряд ли возможно – радушие в крови у этих людей, и передается по наследству вместе с лучами южного солнца. И при всей противоречивости грузинских реформ, которые, тем не менее, постепенно выводят страну на новый уровень и уже заслужили для нее 18 место в мире по простоте ведения бизнеса (данные Всемирного Банка), Грузия остается тем местом, где в аптеках – только высококлассные специалисты, готовые принять любого покупателя, как родного.

Источники:
1. Доклад Виктории Пресняковой, генерального директора консалтинговой компании Labris, в рамках всеукраинской конференции-практикума «ФармаШеф-2014».
2. Доклад Паата Куртанидзе, учредителя компании Aversi, в рамках конференции «Фармацевтический и медицинский рынок: инвестиционный потенциал».
3. bizzone.info.
4. khokavkaza.com.
Полный список источников находится в редакции.

Светлана ВЕШНЯЯ

Статья из журнала “Рецепты аптечных продаж” (№32 сентябрь 2014)

Теги: ,


Комментировать

 *

Наши клиенты

Google+