Референтное ценообразование: хорошая, но несвоевременная попытка

07.09.15 12:00 1 212    
С 1 августа 2014 года в Украине введено референтное (сравнительное) ценообразование на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, закупка которых производится за счет государственного и местных бюджетов.

Не продержавшись и года, правительство отменило референтное ценообразование.

Постановлением Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины» от 22.04.2015 г. № 449 отменено референтное (сравнительное) ценообразование на лекарственные средства (ЛС) и изделия медицинского назначения (ИМН), закупка которых осуществляется за счет государственного и местного бюджетов.

Согласно указанному постановлению, Постановление КМУ «О референтном ценообразовании на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, которые закупаются за средства государственного и местных бюджетов» от 02.07.2014 г. № 240 поменяло свое название. Теперь это Постановление КМУ «Вопросы декларирования изменений оптово-отпускных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения» с аналогичными (дата, номер) реквизитами.

Согласно Постановлению № 449, Министерство здравоохранения Украины обязано корректировать задекларированные цены на основании изменения курса валют, а Государственная инспекция по контролю цен устраняется от участия в процедуре (раньше она предоставляла заключение об экономической обоснованности оптово-отпускных цен на основе механизма референтного цено­образования).

Также Постановлением № 449 установлено граничную торговую (розничную) надбавку на ЛС и ИМН (включенные в Национальный перечень основных ЛС и ИМН (кроме наркотических, психотропных ЛС, прекурсоров и медицинских газов) и обязательного минимального ассортимента (социально ориентированных) ЛС и ИМН для аптечных учреждений).

Надбавка устанавливается на уровне, не выше чем 25 %, которые начисляются к закупочной цене с учетом налогов. Граничные надбавки (поставка − сбыт), в свою очередь, установлены на уровне, не выше 10 %, которые начисляются к оптово-отпускным ценам с учетом налогов и сборов. При этом сумма стоимости закупки ЛС во внимание не берется.

Почему это случилось?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны задать другой вопрос, который уже неоднократно обсуждали на страницах журнала «Рецепты аптечных продаж»: нужно ли Украине референтное ценообразование?

Вопрос звучит странно, учитывая, что более года назад он был разобран на составляющие и, как казалось, было принято единое решение. Неоднозначное и не удовлетворившее всех, нужно оговорить сразу. Однако было доказано, что Украине нужно референтное ценообразование.

В нем (государственном контроле над ценообразованием ЛС и ИМН, которые закупались за государственные средства) виделась сила, что могла бы остановить ценовую «болтанку», вызванную плавающим курсом доллара США и евро. Планировалось, что это возможно за счет:

1) реализации декларирования оптово-отпускных цен на ЛС, которые отпускаются по рецепту врача и включены в Государственный реестр ЛС (с применением референтного ценообразования);

2) формирования реестра оптово-отпускных цен на определенные ЛС на основании позитивного заключения уполномоченного учреждения относительно граничного уровня оптово-отпускных цен на ЛС;

3) расширения перечня ЛС, цена на которые подлежит государственному регулированию.

Переход к референтному ценообразованию на некоторые ЛС и ИМН не предполагал выделения дополнительных бюджетных средств (но прогнозировалось увеличение объема работ для экспертного учреждения, уполномоченного МЗ Украины на проведение соответствующих работ), однако и конечный результат – уменьшение или хотя бы стабилизация уровня цен на лекарственные средства – также не предполагался как очевидный.

Конечно же, учитывая объем проходимых по референтному ценообразованию ЛС, все равно оставались возможности и для «игор» ценами, учитывая, что исследование ведется сразу по нескольким странам. Коррупция, махинации, лоббирование. Но это было малым злом по сравнению с теми преимуществами, которые открывались перед государством.

Но почему от него отказываются?

По данному случаю МЗ Украины столк­нулось с большим количеством обращений от аптек, покупателей, пациентов и учреждений здравоохранения с указанием на возникающие при реализации механизма референтного ценообразования проблемы.

Их причиной стала неэффективность предложенной системы в нынешних условиях. Изменения курса валют слишком резки и непредсказуемы, они нивелируют сам механизм привязки к референтным ценам.

Все еще нет оснований для стабильнос­ти валюты. Существуют проблемы с реальным сектором экономики, и все еще пахнет техническим дефолтом (запах то усиливается, то исчезает, но всегда ощущается где-то рядом).

Референтное ценообразование сейчас, как и многие другие обстоятельства, будет прямо или косвенно «подставлять» аптечные сети (и не только их). То есть в случае резкого обоснованного изменения курса валют, или дефолта, или необоснованного изменения курса валют (очередного наступления на восточном фронте, появления ЗНР, ХНР и др.) аптеки могут оказаться в роли «брошенных отрядов»: увеличить цену нельзя, несмотря на экономическую целесооб­разность, потому что нарушишь существующие нормативы. Со всеми вытекающими последствиями. И это только один из сценариев, касающихся аптек.

Все это значит, что механизм референтного ценообразования не будет работать надлежащим образом в нынешних экономических реалиях Украины. Поэтому его следует отложить к лучшим временам.

Эта ситуация демонстрирует наличие некой «обратной связи» между участниками рынка – с одной стороны, и МЗ Украины и Кабинетом Министров Украины – с другой. Механизмы, которые явно «не идут», пробуксовывают, следует отложить, если нет возможности исправить их в режиме реального времени.

Юрий СТОРОЖУК
юрист, заместитель директора по юридическим вопросам
компании «Агентство медицинского маркетинга»


Теги: , , ,


Комментировать

 *

Наши клиенты

Google+