Робин Гуд за первым столом

16.01.18 12:34 753    
Непорядочные сотрудники, у которых к рукам что-то постоянно липнет, к сожалению, могут встретиться в любой аптеке. Говоря словами английского философа Фрэнсиса Бэкона, «возможность украсть порождает вора». И хотя этот печальный факт – не повод впадать в паранойю и устанавливать камеры наблюдения в туалетах всей аптечной сети, руководитель должен быть готов к подобному повороту и знать, как действовать, если в его организации вдруг завелся вор.

Статья из электронного журнала для владельцев и ТОП-менеджеров аптечных сетей «PharmaChief»

Черный список, которого нет

Первое и главное: подавляющее большинство провизоров и фармацевтов – все-таки люди честные и достойные. Речь идет о неприятных исключениях, с которыми в тот или иной момент сталкивается каждый управленец. Что особенно досадно, доказать вину сотрудника с сомнительными моральными принципами практически невозможно, поэтому лучше себя заранее обезопасить.

Например, во многих аптеках с закрытой выкладкой процессы организованы таким образом, что материальную ответственность за имущество несут все провизоры и фармацевты в равной степени. Дело в том, что отследить мелкие кражи и нарушения, если речь не идет о прямой краже денег из кассы, достаточно сложно. Еще сложнее понять, кто именно виноват. Обычно не помогают ни системы видеонаблюдения, ни пристрастные беседы. Круговая порука действует лучше – сотрудники не заинтересованы в том, чтобы в их коллективе работал нечистый на руку коллега и, в большинстве случаев, быстро от него избавляются. Сложнее дела обстоят в аптеках с открытой выкладкой. При такой форме реализации, как правило, заранее закладывается определенный процент краж. И заставлять в этом случае нести материальную ответственность провизоров и фармацевтов – не самое правильное решение.

Ситуация осложняется отсутствием на рынке черного списка неблагонадежных сотрудников, составить который мешает ожесточенная конкуренция между аптеками. Зачастую, поймав своих провизоров на нарушении, работодатель молча отпускает их в свободное плавание, а потом наблюдает, кто из конкурентов выловит это «сокровище».

С другой стороны, даже если какая-то аптечная сеть вдруг решила бы проявить сознательность и поделиться с коллегами именами провизоров нон-грата, не факт, что такой шаг не обернется для руководства большими проблемами. Все-таки нельзя обвинить человека, пока его вина не доказана судом. Любой юрист скажет, что обвинение человека в воровстве без должных доказательств – это причинение ему морального вреда. И по итогу можно получить судебный иск о защите чести, достоинства и деловой репутации (ст. 3 ГПК Украины, ч. 1 ст. 15 ГК).

А довести ситуацию с воровством до суда бывает очень сложно. Часто, когда полицейские приходят в аптеку, обнаружившую у себя недостачу, они просто разводят руками и говорят: «Может, вы просто ошиблись в расчетах?».

Аптечный коммунизм

Что же заставляет сотрудников рисковать своим добрым именем на рынке труда и примерять на себя лыжную шапочку с прорезями для глаз?

Психологи считают, что работники аптеки, периодически присваивающие чужое имущество, часто в принципе не считают себя ворами.

Даже спустя почти треть века существования самостоятельной Украины в нашей стране далеко не у всех граждан сформировалось уважительное отношение к чужой собственности. Если в странах ЕС действует подход «Мой руководитель обеспечивает мне стабильный доход, и в моих интересах работать на совесть и способствовать развитию его бизнеса», то у нас все иначе. Украинскому сотруднику работодатель по умолчанию должен. Логика занятная: «Если бы не я, у них бы вообще ничего не получилось. Он мне недоплачивает», «Я работаю, а они только деньги лопатой гребут».

То есть провизор не ворует, он берет то, что, по его мнению, принадлежит ему по праву. Так сказать, налаживает социальную справедливость.

Чаще всего от аптечных Робин Гудов достается руководителям, которые практикуют выплату «серых» зарплат: все-таки полностью официальное оформление заставляет людей относиться к своему месту работы серьезнее.

В одной из харьковских аптек был случай, когда заведующая, попавшись на воровстве, заявила, что просто «взяла свою премию», которой ее, по мнению сотрудницы, неправомерно лишили.

Ситуация была бы лучше, если бы бизнес больше времени уделял бэкграунду новых сотрудников. Увы, на украинском фармрынке пока не принято звонить предыдущим работодателям, да и конкуренция за каждого специалиста достаточно высока. Но в идеале желательно четко прослеживать трудовой путь соискателя на должность и обзванивать его бывших работодателей. Ведь если человек всю жизнь не воровал, он и не начнет это делать. Но есть некая прослойка людей, которая ходит из аптеки в аптеку и везде работает нечестно. Так что большое число рабочих мест за короткий промежуток времени – повод заподозрить неладное.
Как они это делают?

Способы хищения разнообразны, и с каждым годом, увы, носят все более изобретательный характер. Вот несколько распространенных вариантов аптечной кражи:

• Предприимчивый кассир при расчете с покупателем может внести в чек лишнюю позицию, а клиент оплатит ее по невнимательности. В этом случае страдает покупатель, а аптека несет репутационные потери.

• Работник не пробивает часть товаров в чеке (отменяет эти позиции), присваивая их стоимость себе. Ущерб наносится аптеке.

• Покупателю предлагают за полную стоимость товар, на который действует скидка. Денежная разница идет в карман сотруднику.

• Недобросовестный персонал может вступить в сговор с таким же экспедитором. А через время обнаруживается разница между фактически поставленным товаром и указанным в накладных.

• Сотрудник аптеки получает чужую скидку по дисконтной карте или незаконно предоставляет такую скидку своим родным и знакомым.

• Манипуляции с товаром: на упаковку наклеивается штрих-код от другого товара, сканируется иная упаковка, подменяется партия товара, искусственно создается бракованный товар. Отдельно можно выделить продажу «левого» товара, то есть продажу через аптеку продукции, закупленной сотрудниками неофициально, без ведома руководства. Эта ситуация возможна либо при полной бесконтрольности, либо при отсутствии программы учета товара.


За все надо платить!

Бороться с воровством «своих» сложно, но можно. Лучший друг руководителя на все времена – видеокамера, ведь она позволяет в случае необходимости представить доказательства суду.
Оптимальное место для размещения «всевидящего ока» – торговый зал, касса, подсобки.

Минус: видеонаблюдение в одиночных точках – дело затратное. Хотя многие руководители, наученные горьким опытом, прибегают к этой мере, чтобы избежать больших потерь в будущем.

Отличным контролирующим мероприятием является внезапная и выборочная инвентаризация.

Конечно, не стоит сбрасывать со счетов такой инструмент профилактики воровства и повышения лояльности персонала, как конкурентная зарплата, денежные и нематериальные поощрения за бдительность и безупречную работу. Такое отношение к сотрудникам снижает вероятность рождения Робин Гуда, ведь у провизоров меньше причин чувствовать себя несправедливо обделенными.

Спорный подход – коллективная ответственность. Например, в смене работают три человека, и в случае недостачи спрос будет со всех троих, а не с кого-то конкретно. Такая мера хороша, если провизоры в сговоре друг с другом. Но, как показывает опыт, многие не афишируют свое маленькое клептоманское хобби, и без зазрения совести перекладывают связанные с ним недостачи на плечи коллег. Разделенная на троих ответственность, таким образом, все равно дает нечестному работнику две трети дохода от украденного. Поэтому лучше поискать другие методы, чтобы в полку «лесного воинства» не прибыло.

Еще один неплохой способ борьбы с воровством – это обещание вернуть деньги покупателю при невыдаче чека. Простенько и со вкусом.

Ну а если сильно повезло, и сотрудник пойман с поличным, есть свидетельские показания против него, результаты инвентаризации или момент кражи запечатлен камерой видеонаблюдения? В таких случаях в полицию подается аргументированное заявление, составленное в свободной форме. Необходимо описать обстоятельства инцидента и обосновать свои подозрения в отношении конкретного лица. Замалчивать факт воровства и отпускать аптечного расхитителя на все четыре стороны не стоит – ведь таким образом мы поощряем это антисоциальное явление и оставляем проблему нерешенной на несколько поколений вперед.

Марина Чибисова


Теги: , , , ,


Комментировать

 *

Наши клиенты

Google+