Работник аптеки должен продавать или лечить?

26.12.17 12:01 1 233    
провизор Несколько лет украинские ученые ищут дополнительный «смысл бытия» для работников аптек (кроме продаж), изучают опыт зарубежных коллег, печатают научные статьи. Некрасиво как-то получается: аптека в Украине просто продает ЛС и ИМН. Не благородно! Где «домедицинская» помощь, направления к врачу, консультирование в вопросах здорового образа жизни?!

Статья из электронного журнала для владельцев и ТОП-менеджеров аптечных сетей «PharmaChief»


По мнению главы правления Общественного объединения «Всеукраинс­кая фармацевтическая палата», ценность провизора в Украине стала измеряться «средним чеком», а не профессионализмом работника аптеки. На коммерческие рельсы перешли многие коммунальные и государственные (в прошлом) аптеки.

Да, таковы реалии работы аптек в Украине. Зарабатывают провизоры, что плохого? Не воруют же.

Но нет! Горят желанием, если не государство, так общественные организации, «придумать» работникам аптеки в Украине некую «миссию», «социально значимую цель» существования аптеки.

А поскольку сами придумать не могут, то пытаются за рубежом подсмотреть. Что там, в развитых странах?

США Консультации по приему ЛС и использованию медтехники, информирование в общих вопросах здоровья. Делают прививки, уколы, анализы
Дания Профилактика заболеваний, поддержание здорового образа жизни, измерение давления, сахара в крови, иное
Великобритания Пропаганда здорового образа жизни, поддержка при самолечении, вмешательство в рецепт, консультации по использованию ИМН, иное. Паллиативное лечение, фармацевтическая помощь на дому, независимое выписывание рецептов
Германия Консультации по вопросам применения ЛС, повышение информированности пациента в вопросах охраны здоровья и медикаментозной терапии
Испания Постановка диагноза, назначение курса лечения. Услуги для наркоманов (анализ, обмен игл / шприцов, замещение метадона)

Ложка дегтя

Как видно из краткой сводной таблицы, все, что смогли придумать в развитых (!) странах, это не более чем дополнительная «социальная нагрузка» на работника аптеки.

Та самая, которая, может, и улучшает качество жизни потребителя, но кардинально жизней не спасает, доход для аптеки не увеличивает, на профессиональный рост работника аптеки не мотивирует!

И глядя на эти «дополнительные опции» не поворачивается язык говорить о «расширении полномочий, повышении статуса и профессиональной независимости» фармацевтов!

Да и… вряд ли эта нагрузка предполагает увеличение заработной платы провизора. Скорее, все это будет предложено делать в границах «оплаченного» работодателем рабочего времени. Таков бизнес «по-украински».
Так зачем нам это нужно?

Бочка меда

Фармацевтическая практика в мире меняет свою ориентацию с «продукта» на «пациента» (потребителя). Поэтому чуть шире стают и полномочия фармацевта. Но почему?

Потому что провизор в Украине со временем может стать доступнее, чем врач.

С уменьшением количества медицинских работников и переходом на «частично платную» и «платную» медицину фармацевт может занять уникальную позицию между пациентом и лекарственными препаратами: предлагать и рекомендовать лекарственные препараты.

Конечно, это удобно (и возможно) не для всех аптек: отдельные аптечные сети крупных городов работают в формате длинных очередей из покупателей к каждому окошку – здесь успеть бы просто товар выдать, не то что проконсультировать!

Отдельные авторы видят выход в создании мотивации для провизора в профессиональном росте, ориентации на клиента, желании действовать в интересах потребителя. Но возможно ли это? Мотивация в виде высокой заработной платы и премии – все равно ощутимее…

При нынешней ситуации и подходе к оплате труда провизора и нормативной базе аптека все же будет магазином, а не учреждением здравоохранения.

П.С. Для объективности следует признать, что отдельные страны (та же Великобритания) вывели работу национальных аптек на иной уровень. Но для этого с 2005 года Национальная служба здравоохранения Великобритании обязана заключать контракты с аптеками по оказанию фармацевтической помощи и покрывать часть таких расходов.
Готова ли к этому Украина? Или финансирование «расширения автономии аптек» будет предложено осуществлять самим аптекам?

Юрий СТОРОЖУК, юрист, заместитель директора компании
«Агентство Медицинского Маркетинга» по юридическим вопросам


Теги: , , , , , ,


Комментарии (1)

  • Олеся

    |

    п.Юрію!!! Фармацевтична палата не «придумує» нові місії українським провізорам і фармацевтам, а в першу чергу,хоче нагадати ім їхні прямі!!! обов`язки — надання якісних фармацевтичних послуг,які можливо кардинально картину не змінять, але якщо збережуть життя ще хоч 10% населення — то це буде цінно!!!!!
    Я за освітою клінічний провізор . І коли я бачу що маркетинг уже настільки полонив фармацію та охорону здоров’я — мовчати уже немає сил.
    Молоді кадри мають погані знання,а старше покоління вчиться лише маркетингу і забуває про основне -зберегти здоров’я !
    Я є Вашою клієнткою уже 5 років. Дякую. Багато корисного для себе почерпнула. Але сьогодні не втрималась від коментарю :)
    Нещодавно я теж підєдналась до ГО Фармацевтична палата, бо нарешті знайшла однодумців :). Нам хочеться достукатись до свідомості фарм працівника , нагадати ,що наші рекомендаціі мають бути відповідальними !!! і ми (провізора та фармацевти) несемо відповідальність за нашого пацієнта. Чому ми не говоримо про бренди та генерики? про доказовість та безпечність ? рекомендовані курси терапії ? взаємодію лікарських засобів? побічні дії та протипокази?…… Я впевнена що ці знання також принесуть аптеці прибуток, спеціалісту хорошу заробітню плату,а пацієнту -якісну фармацевтичну допомогу!!!
    Але це все важче вивчити ,а ніж те що за продажу препарату «А» ти отримаєш 20 гр і не вникати у фарм етикет :( .
    Фармацевтична палата на безкоштовній праці ентузіастів :) прагне покращити роботу фарм галузі в Україні . Не завжди необхідно «придумувати велосипед» , якщо він уже є.Тому досвід інших країн ,думаю , доцільно використати ;)
    Буду вдячна за Ваш комент.
    Блажієвська Олеся , клін провізор,член ГО Фармацевтична Палата.

    Ответить

Комментировать

 *

Наши клиенты

Google+