Сценарии жизни. Психологические модели

12.03.15 15:14 978    
Итак, в предыдущих публикациях мы рассмотрели четыре модели жизни: жизнь-целедостижение, жизнь-подготовка, жизнь-творчество, жизнь-трата времени, а в этой статье мы остановимся еще на двух очень интересных моделях: жизнь-грезы и роковая жизнь.

Жизнь-грезы

К сожалению, по моему внутреннему ощущению, в настоящее время достаточно много молодых людей пребывает именно в этой модели. Недавно, читая тренинг, на котором собрались юные девушки, я начал оперировать цитатами из литературных произведений и обнаружил, что они их не помнят. Тогда я процитировал известные старые фильмы, к примеру:
«Нашлись добрые люди… Подогрели, обобрали. То есть подобрали, обогрели»;
– «А что вообще в мире делается?» – «Стабильности нет. Террористы опять захватили самолет»;
«Я мзду не беру, мне за державу обидно».

В это трудно поверить, но большинство участников тренинга не знали, из каких фильмов эти цитаты, а одна девушка удачно пошутила: «Мы этих цитат уже не слышали, столько не живут!».
Тогда я перешел на цитаты более новых фильмов:
«Когда я вырасту и женюсь, я буду жить один!»;
«Каждый человек умирает, но не каждый живет»;
«Вольтури не дают второго шанса»;
«Там полно неудачников. А также угля, зерновых, ресурсов. Много полезного. Но больше всего неудачников».

К сожалению, из каких именно фильмов данные цитаты, тоже вспомнили единицы.
– Где же они проводят время?
– В Интернете!
– Что они там делают?
– Чатятся и выкладывают фотки.

Конечно, не все, но многие. Судите сами: жизнь в виртуальном мире более безопасная и увлекательная, любая игра предоставит тебе несколько жизней, там нет ответственности, как в реальной жизни. Беседуешь с одним мужчиной за 40 лет, а он спешит закончить разговор, чтобы поиграть в танчики. Наверное, нужно периодически отвлекаться, переключать мозги, так сказать, но у людей в модели «Грезы» это основное времяпрепровождение. Они, как и «Творцы», несколько отгорожены от реального мира, но они ничего не создают, просто убегают от реальности. Это может быть не только Интернет, но и бесконечное пересматривание сериалов, запойное чтение детективов, непрерывное слушание музыки в наушниках и т. д.

У меня есть товарищ, который уже много лет в поисках работы, его жена занимается пилением ногтей, но периодически справедливо пилит и его: «Когда ты уже устроишься на работу?». А люди так устроены, что если что-то не получается, они находят оправдания в трехмерной графике поиска оправданий. Вначале в системе ОБСТОЯТЕЛЬСТВ: непростая ситуация в стране, не повезло, не востребованная профессия и т. д. Если заканчиваются обстоятельства, в качестве виновных в ситуацию включаются ЛЮДИ: если бы предыдущий начальник был нормальным человеком, если бы ты меня поддерживала, а не пилила, если бы родители помогли больше нам, а не моей сестре и пр. Только когда заканчиваются эти оправдания, человек начинает искать причины в системе «Я»: а что я сам смогу сделать, чтобы что-то изменить. Так вот, в данной ситуации для того, чтобы муж нашел работу, жена купила ему новый компьютер… Привело это к тому, что он еще больше погрузился в грезы с лучшей скоростью и качеством картинок…

Причины формирования такой жизненной модели часто можно найти в детстве: к примеру, родители ставят перед ребенком такие суперамбициозные и непосильные задачи, что он не выполняет их и, как следствие, стремится отгородиться от мира, «уходит в планшет», где он может все и является чемпионом разных игр. Я видел людей с такой моделью, которые даже были неплохими сотрудниками: например, верстальщик, не снимающий наушники, просто делает машинально свою работу, а весь его внутренний мир пребывает в грезах. Такие люди могут быть даже удобными, они не сплетничают, не борются за власть, им на все наплевать, кроме своего участка работы и своих грез, такие люди в принципе не способны на активные сфокусированные действия.

Роковая жизнь

Роковые люди могут напоминать людей модели «Целедостижение», их даже можно перепутать. Они тоже инициативны, энергичны, несутся по жизни, однако модель «Роковая жизнь» не предусматривает никаких тормозов. Такие люди одержимы, для них не существует никаких внутренних ограничений. Например, человек, который все время рвался на самый верх к власти, как к самому надежному средству заработать много денег (очень много денег!), на начальном этапе ворует мало и осторожно, продумывает эффективные трехходовые схемы личного обогащения. Потом он ворует все больше и больше, и уже не может остановиться, захватывает все новые земли под собственные застройки, пока это всем не надоедает. В итоге, его либо сажают в тюрьму, либо он спасается бегством.

Это как в песенке Семена Слепакова:
Произошел в моей жизни быстрый карьерный рост,
Я занимаю в России очень высокий пост.
Мимо меня протекает денег огромный поток,
И иногда я себе позволяю из потока сделать глоток…

Вот раньше я крал осторожно, а щас обнаглел совсем,
И не заметить уже невозможно моих двухходовых схем.
В стране объявлена, вроде, борьба с такими, как я,
Но я еще на свободе, и здесь же мои друзья.
Где логика я не вижу, над этой загадкой бьюсь,
Ведь я же так всю Россию спи*жу, пока я его боюсь.


Либо, например, талантливый игрок, который часто выигрывает и на этом зарабатывает, рано или поздно ставит все на КОН и в конце концов проигрывает.

Это как в песне:
Долго лгала мне за картою карта,
Что я уж не мог опьяниться вином.
Холодные звезды тревожного марта
Бледнели одна за одной за окном.

В холодном безумье, в тревожном азарте
Я чувствовал будто игра это – сон.
«Весь банк, – закричал – покрываю я в карте!»
И карта убита, и я побежден.


Часто роковые люди успешно занимаются бизнесом до какого-то момента, пока им не захочется выйти на абсолютно новый уровень – они ставят на карту все и проигрывают. Это сценарий, они все равно бы ставили планку все выше и выше, до тех пор, пока бы не сорвались.
Также роковые люди часто обладают особым магнетизмом, они способны собрать вокруг себя талантливых людей, которые затягиваются как в воронку, из которой тяжело найти выход. Вспомним трилогию «Крестный отец»: «Никакая власть на земле не изменит судьбы, а настоящую власть не отдают, ее берут».
Заключительная часть трилогии. Двадцать лет спустя. Майкл Корлеоне планирует полностью легализовать семейный бизнес. Хочет как лучше. Но внезапно все получилось как обычно. Потому что судьбу не обманешь. Модели жизни очень тяжело корректируются, ведь они родом с детства. Чтобы изменить судьбу, надо погрузиться в то место и время, а это очень непросто. Нужно много работать над собой и все обязательно получится.

Юрий ЧЕРТКОВ,
бизнес-тренер, директор компании «Агентство Медицинского Маркетинга»


Теги:


Комментировать

 *

Наши клиенты

Google+