Швеция: королевство аптечного стиля

15.12.14 09:21 1 976    
Где живет Снежная Королева? Если верить великому сказочнику, то где-то в суровой тундре Лапландии, которая сегодня является частью одного из самых развитых европейских государств. Собственно, спокойная невозмутимость, светлые волосы и глаза и так выдают в холодной красавице шведку. И то, что Кай остался жив-здоров в ледяном замке, расположенном за Северным полярным кругом, еще раз подтверждает, что речь идет о Швеции, в которой, как известно, отрасль здравоохранения отлажена до идеала.

Наследие Валгаллы

Парадокс: в стране, которая считается чуть ли не самой здоровой в мире, фармацевтический рынок остается не только успешным, но и очень перспективным. Это, кстати, развенчивает миф о том, что фармацевты «наживаются на чужих болезнях». Ведь если люди внимательно относятся к своему здоровью и готовы тратиться на качественные препараты, аптеки с удовольствием идут им навстречу. Да и советы по профилактике давать куда приятнее, чем уговаривать посетителя с высокой температурой или артериальным давлением «под 200» обратиться к врачу.
И дело не только в высоком уровне доходов на душу населения. Важен менталитет. Швеция выросла из северных легенд, где суровые скандинавские боги полны чувства собственного достоинства. Наверное, поэтому люди здесь привыкли заботиться о качестве своей жизни.
Фармацевтический сектор наглядно демонстрирует, как этот подход осуществляется на деле.

Все лучшее – людям

По украинским меркам Швеция – небольшая страна (всего 9 млн населения). При этом фармсектор здесь отличается четкой структурированностью и прозрачностью. На внутреннем рынке представлены как отечественные, так и зарубежные компании, что обеспечивает его высокую плотность. Игроки отмечают отсутствие «перекосов» в сторону интересов какого-то одного сегмента рынка – например, только крупных производителей, как это часто бывает, или только тех, которым благоволит государство. В Швеции все находятся в примерно равных условиях. Благоприятный климат для развития фармацевтического бизнеса способствует тому, что здесь постоянно появляются новые компании, это создает здоровую конкуренцию. Кроме того, большое внимание уделяется исследованиям субстанций и разработке инновационных препаратов, что открывает новые возможности для производителей лекарственных средств.
По данным рейтинга Business Monitor International (BMI), Швеция – один из самых привлекательных фармрынков в мире. Сегодня объем продаж лекарственных средств Rx-группы в Швеции составляет порядка 88 % общего рынка, в денежном выражении – $3,6 млрд. Сектор ОТС-препаратов в 2014 году достиг $488 млн, что связано с обвалом патентов, который произошел в последние годы.


Эксперты отмечают, что в стране действует отлаженная система подготовки квалифицированных кадров. Вместе с принципами реимбурсации и пониманием того, каким должно быть здравоохранение развитой европейской державы, такой подход обеспечивает высокое качество фармацевтических услуг. С подачи государства главная цель всех компаний на рынке – чтобы их продукт попал в число лекарственных средств, подлежащих возмещению. Основными критериями включения препарата в систему являются его эффективность и экономическая целесообразность. Вот и получается, что фармпроизводители вынуждены выдавать качество на 150 %, чтобы опередить конкурентов и не остаться «за бортом». Денежные средства, которые правительству удается сэкономить, действуя по этому принципу, направляются на мероприятия, способствующие обеспечению населения дорогими оригинальными препаратами. За это отвечает организация Sweсare, которая занимается разработкой и продвижением системы реимбурсации.
Благородной цели создания новых качественных препаратов в Швеции служит и то, что здесь расположен ряд биофармацевтических компаний, в том числе несколько транснациональных корпораций, которые занимаются R&D.

Конкурентные игры

Хотя во многом фармацевтическая Швеция – образец для подражания, есть темные пятна и на этом Солнце. Аналитики BMI указывают на спорную ситуацию, которая сложилась в дистрибьюции лекарственных средств. По сути, она представлена всего двумя крупными компаниями – Tamro и Oriola KD (55 % и 45 % рынка соответственно), и действует как «дуополия». С одной стороны, это обеспечивает прозрачность поставок, но в то же время не способствует формированию нормальной конкурентной среды.
Обратная ситуация складывается в аптечном сегменте. Все началось с того, что 5 лет назад правительство продало с аукциона 465 аптек государственной сети-монополиста Apoteket, которая на тот момент насчитывала 10 тыс. сотрудников и обрабатывала 24 млн только электронных рецептов при 90 млн обычных посетителей в год. В начале 2010 года торжественно была открыта первая с 1971 года частная аптека в стране. Вслед за ней появилось еще 200 новых точек. Более 20 участников с энтузиазмом вышли на рынок. Тогда все эти перемены воспринимались очень позитивно. Но уже спустя год в аптечном ритейле начались волнения. Конкуренция ужесточилась, в результате цены на аптечный ассортимент значительно снизились, и многие аптеки понесли убытки. Сейчас ситуация немного выровнялась в связи с тем, что рынок насытился частными аптеками. Но лидерами в аптечном сегменте Швеции остаются три крупных сети – национальная корпорация Apoteket AB, которая занимает около 1/3 рынка, Apotek Hjärtat и Kronans Droghandel.

Аптека и облачные технологии
Не так давно Швеция приоткрыла для аптек мира дверь в будущее. Весной этого года в аптеках сети Apotek Hjärtat появилась новая услуга: возможность осуществлять мобильные платежи.
Теперь с помощью приложения SEQR, которое доступно для мобильных устройств на базе iOS и Android, пользователи могут совершать покупки, просто сканируя QR-код или используя технологию NFC. Для подтверждения транзакции необходимо также ввести PIN-код. Скорее всего, вслед за этой «первой ласточкой» аптечные продажи «в облаке» появятся и в других странах.

Днем с огнем

Еще одним последствием мегараспродажи государственных аптек стала нехватка квалифицированных специалистов. По закону аптеку нужно закрыть, если в ней нет дипломированного фармацевта или провизора. Многие частные аптеки, которые пришли на смену государственным, столкнулись именно с этой сложностью.
Хотя есть и другая причина – недобор студентов в профильные вузы. Дошло до того, что в среднем по Швеции на место по специальности «провизор» или «фармацевт» претендовали всего 0,8 человек. Количество выпущенных специалистов снизилось в течение последних 5 лет более чем в 2 раза. Союз фармацевтических работников Швеции считает, что необходимо улучшить маркетинг профессии, чтобы увеличить число абитуриентов и снять вопрос дефицита профессионалов.
И все же, несмотря на некоторые трудности, шведские аптеки остаются эталоном качества. Сервис здесь играет настолько важную роль, что потомки викингов постоянно выискивают способы, как сделать покупку лекарственного средства еще комфортнее. Один из вариантов – заказ препарата по телефону или через Интернет. Чтобы получить продукт таким способом, покупатель должен иметь цифровой код для заказа. Все рецепты заносятся в регистр аптеки. Заказы на лекарственные средства принимаются круглосуточно и доставляются в течение трех рабочих дней.
Применение современных технологий в аптечных стандартах обслуживания – особая «фишка» Швеции, которая еще раз подчеркивает, как серьезно относятся здесь к здоровью населения.
Возможно, однажды фармацевтическая сказка Скандинавии станет реальностью и в нашей стране. Ведь у кого еще можно поучиться такому тонкому сочетанию инноваций и заботы о клиенте?

Формула успеха
Среди факторов, обеспечивающих развитие шведского фармацевтического рынка, аналитики называют растущую рождаемость на фоне большого числа лиц пожилого возраста. Средняя продолжительность жизни в Швеции впечатляет: 78,6 лет для мужчин и 83,2 года – для женщин. Доходы населения довольно высоки и находятся примерно на одном уровне. Значимым моментом для фармбизнеса также является высокая социальная защищенность шведских граждан.

Источники:
1. thelocal.se.
2. sveregesradio.se.
3. .thebhc.org.
4. itexpert.org.ua.
5. oecd.org/sweden.
6. lakemedelsverket.se.
Полный список источников находится в редакции.

Светлана ВЕШНЯЯ

Статья из журнала “Рецепты аптечных продаж” (№35 декабрь 2014)

Теги: , ,


Комментировать

 *

Наши клиенты

Google+