“Святая” вода для украинцев

07.02.17 10:58 4 478    
Рейтинг Топ-10 продаваемых лекарств не отражает полную картину заболеваемости в Украине. Люди продолжают покупать лекарства, руководствуясь их “популярностью” и, в некоторых случаях, демократичностью цены.

Как и в украинской системе здравоохранения, в структуре самых продаваемых в стране лекарств практически ничего не меняется. Стабильным остается одно: список этих медикаментов никак не отражает структуру заболеваемости в стране.

Украинцы и далее покупают таблетки для лечения головной боли, простуды, профилактики сердечно-сосудистых заболеваний т.п.

В то время как в мире наиболее популярны лекарственные средства для больных сахарным диабетом, раком, гепатитом С и др.

“В Украине сложилась парадоксальная ситуация. Неинфекционные заболевания (диабет, рак, сердечно-сосудистые заболевания, хронические болезни органов дыхания) обусловливают более 2/3 общей заболеваемости и около 86% смертей в Украине.

Но это никак не отражается в структуре продаж лекарственных средств”, — удивляется Евгений Сова, коммерческий директор Научно-производственного центра “Борщаговский химико-фармацевтический завод”.

Рейтинг Топ-10 продаваемых лекарств

Самые продаваемые

На первую двадцатку самых продаваемых лекарств в стране приходится больше 9% всего розничного рынка, а это 4,7 млрд грн. в аптечных ценах (остальные — 45,7 млрд грн. аптечных продаж).

По словам Игоря Никифорчина, директора по развитию Фармацевтической фирмы “Дарница”, 13,5% этого объема можно отнести к лекарствам для лечения и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

Остальные лекарства из Топ-20 лечат головную боль, простуду, воспаление, спазмы и т.д. Если анализировать двадцать самых продаваемых рецептурных лекарств, то в ней доля препаратов для лечения сердечно-сосудистых заболеваний составляет 32%.


Нынешняя структура украинского фармацевтического рынка обусловлена, с одной стороны, отсутствием государственной системы возмещения стоимости лечения и низкими доходами населения.

С другой — несовершенством отечественного здравоохранения и невысокой медико-санитарной образованностью населения, считает г-н Никифорчин.

Такое положение дел, по его мнению, является барьером для выхода на рынок инновационных лекарств.

Например, по данным Европейской федерации ассоциаций фармацевтической индустрии (EFPIA), на долю Украины и еще примерно 20 стран, таких как Россия, Турция, Польша, Индия и т.д. (так называемых быстроразвивающихся рынков, пришлось только 3% от продаж новых продуктов, зарегистрированных на этих рынках в 2009-2013 гг.)

В отличие от других стран, в структуре украинского фармрынка непропорционально большое количество безрецептурных препаратов (64% в натуральном и 42% в денежном выражении). Например, в европейских странах, по данным Виталия Усенко, медицинского директора компании “Фармак”, доля таких лекарств составляет всего около 20%.

В отличие от Европы, где действует реимбурсация (полная или частичная компенсация стоимости лекарств), украинцы приобретают лекарства за свои деньги.

В развитых странах в структуре продаж медикаментов лидируют препараты кардиологической группы, на втором месте — онкологической, потом — для лечения инфекционных заболеваний. То есть объемы реализуемых медикаментов реально отражают структуру заболеваемости в этих странах.

На отечественный фармрынок влияет также высокий уровень самолечения в стране. “Украинцы привыкли получать информацию с телеэкранов или от родственников, соседей, обращаясь к врачу в последнюю очередь. Люди сами принимают решение бороться с некоторыми симптомами, забывая о комплексном подходе к проблеме”, — отмечает Евгений Сова.

Разумеется, рекламная активность фармацевтов отражается на объемах реализации безрецептурных препаратов. По крайней мере, в Топ-10 самых продаваемых безрецептурных лекарств входят четыре препарата (“Нурофен”, “Но-Шпа”, “Эссенциале” и “Линекс”) из десятки самых рекламируемых медикаментов (см. “Топ-10 лекарств по объему инвестиций в рекламу на ТВ”).

По данным Индустриального телевизионного комитета, в первом полугодии 2016 г., по сравнению с аналогичным периодом 2015 г., бюджеты фармкомпаний в телерекламу выросли на 13,6%, до $172,6 млн.

Ждать перемен?

Несмотря на скандалы, связанные с изменением системы госзакупок и др., нынешняя команда МОЗ все же пытается делать определенные шаги в реформировании украинской системы здравоохранения.

И если за принятыми концепциями, программами и постановлениями последуют конкретные и последовательные действия, не исключено, что будет изменяться и структура потребления лекарств в Украине.

В конце ноября 2016 г. Кабмин принял Концепцию общественного здоровья, в которой заложены основы переориентации фокуса системы здравоохранения от политики лечения к политике укрепления здоровья и предупреждения заболеваний.

Пока, конечно, планы изменить не только государственные подходы в здравоохранении, но и сознание людей, выглядят несколько абстрактно.

Но, возможно, впоследствии это принесет свои плоды, хотя бы повлияет на снижение уровня самолечения в стране.

Также с 1 апреля 2017 г. в Украине вводится реимбурсация (возмещение стоимости лечения) на лекарства для больных гипертонией, сахарным диабетом и бронхиальной астмой.

Операторы рынка в целом позитивно относятся к этой инициативе, хотя и не ожидают, что введение возмещения в ближайшей перспективе повлияет на изменение структуры потребления лекарств.

Ведь на программу предусмотрено 500 млн грн. бюджетных средств, что составляет всего 1% отечественного фармрынка.

“Введение системы возмещения стоимости лечения для 21 международного непатентованного наименования действующих веществ лекарственных средств мало повлияет на структуру рынка в этом году и в следующих, разве что список продуктов будет постоянно расширяться, а финансирование увеличиваться”, — считает Игорь Никифорчин.

В свою очередь, Юрий Чертков, директор компании «Агентство медицинского маркетинга» (АММ), также обращает внимание на то, что в стране есть ряд других патологий и заболеваний, требующих лечения и возмещения его стоимости. “Надеемся, что списки медикаментов будут обновляться и расширяться.

Например, в США референтное (сравнительное) ценообразование и списки реимбурсации лекарств создаются на уровне либо страховых компаний, либо штатов. Возможно, американская модель будет полезна для Украины”, — замечает г-н Чертков.

Партнер юридической компании Arzinger Лана Синичкина также считает, что при правильном внедрении системы реимбурсации этот механизм положительно повлияет на доступность качественных и эффективных лекарств для пациентов.

Хотя, по мнению эксперта, введение системы в том виде, в котором она предусмотрена действующими актами, уже сейчас приводит к обратному результату — дистрибуторы перестают заказывать лекарства, подпадающие под неоправданно жесткое ценовое регулирование.

Как бы там ни было, очевидно, что без увеличения доли государства в закупках лекарств их структура потребления в Украине не изменится.

Алла Силивончик, business.ua


Теги: , , ,


Комментировать

 *

Наши клиенты

Google+