Море, солнце и горячий рынок

16.05.18 12:41 209    
турция Ленивые отдыхающие, после недели питания по All Inclusive похожие на упитанных моржей, бесконечные отели, бассейны и пляжи, ковры и базары – вот беглый перечень ассоциаций, которые вызывает Турция. Но за расслабляющим фасадом из песка и зонтиков скрывается один из самых перспективных европейских фармрынков, вызывающий все больший интерес у инвесторов. В чем же заключается тайна турецкой аптеки?

Статья из электронного журнала для владельцев и ТОП-менеджеров аптечных сетей «PharmaChief»

Перекресток мира

В отличие от многих других стран с развитым туристическим бизнесом, Турция не спешит разлечься в шезлонге и бездумно разглядывать морскую даль, пожевывая соломинку от коктейля. Деятельная соседка Украины постоянно развивается, растет и расчищает себе пространство – по крайней мере, в фармацевтическом секторе.

Началось все с того, что несколько лет назад страна вдвое увеличила расходы на здравоохранение. Объем расходов составил $62,3 млрд с 74,4-миллионным населением и постоянным ростом базы пациентов. Параллельно уровень государственного страхования вырос с 50 % в 2003 году до 100 % в 2015 году, о чем упоминается в отчете компании Frost&Sullivan, которая назвала Турцию одним из самых «горячих фармацевтических рынков» на мировой арене. Кроме того, количество пациентов с хроническими заболеваниями увеличилось в два раза: 9 млн пациентов с сахарным диабетом и 1 млн онкобольных.


Естественно, это дает огромный потенциал для всех типов компаний, работающих в системе здравоохранения, в первую очередь – для игроков фармацевтического рынка. На данный момент турецкий рынок лекарственных средств занимает шестое место в Европе и 16-е – в мире. По разным прогнозам, к 2023 году его объем достигнет $23 млрд против $8 млрд, в которые он оценивается в настоящее время. В 2017 году среднегодовой темп роста объема турецкого фармацевтического рынка составил 6,5 %.

В пользу Турции играет и ее географическое положение, которое позволяет стране стать экспортным каналом для глобальных производителей лекарственной продукции, предоставляя им выходы на рынки стран Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Балканского полуострова, Кавказа и др.

Гости, которым рады

2a9r5n2ul4_1cx9h21_6b0 Сегодня в Турции работают более 300 местных и зарубежных фармкомпаний, из которых около 70 имеют собственное производство. Среди зарубежных компаний с местным производством – Recordati, Sanofi, Amgen, East Pharma, Baxter, Bayer, GSK, Novartis, Pfizer и Roche.

В последние два года о своем желании расшириться на Турцию заявили несколько крупных игроков. В частности, компания Dr. Reddy’s и TR-Pharm заключили стратегическое соглашение о сотрудничестве для производства и коммерциализации портфеля биосимиляров в Турции. Стороны занялись продвижением трех биоподобных версий брендированных лекарственных средств.

Производство в стране курортов и морей запустила и французская Servier, в портфель которой входят препараты для лечения онкопатологии, депрессии, заболеваний вен и др. Выпуск лекарственных средств в Турции осуществляется на предприятиях местных фармацевтических компаний Abdi İbrahim Pharmaceuticals и İlko İlaç Pharmaceuticals Corporation. Инвестиции французской компании в запуск производства в Турции составили 11 млн турецких лир ($4 млн).

3a9r5n2ul4_1cx9h21_6b0 Латвийская компания Olainfarm тоже заинтересовалась потенциалом Турции и в 2017 году начала поставку в страну четырех наименований лекарственных средств. При этом в 2018–2019 годах производитель планирует расширить ассортимент экспорта в Турцию до более чем 80 наименований.

Не остались в стороне и украинские фармкомпании. В частности, о своем желании выйти на турецкий рынок заявили представители ЧАО «Биофарма».

В чем же причина такого успеха?

Согласно отчету консалтинговой компании GlobalData, фармрынок Турции значительно изменился за последнее десятилетие благодаря Программе трансформации здравоохранения, которая была принята правительством страны. С успешной реализацией этой программы связывают и увеличение продаж фармацевтической продукции на 22,1 %, которое наблюдалось в последние годы. С момента начала реформы здравоохранения медицинские услуги стали доступнее для населения страны, и, как следствие, выросло и количество международных фармкомпаний на рынке.

В отчете GlobalData указывается, что Турция привлекает зарубежных инвесторов, поскольку обладает достаточным национальным золотовалютным запасом и небольшим государственным долгом. За последнее десятилетие ВВП Турции на душу населения вырос в три раза. 5a9r5n2ul4_1cx9h21_6b0

Своим путем

Но зарубежные инвестиции, конечно, хорошо, однако сбалансированный рынок должен иметь и собственное сильное производство – решили в турецком правительстве. Чтобы снизить зависимость от зарубежных производителей, на данный момент в стране реализуется «План работы» и «Документ о стратегии развития фармацевтической отрасли», направленные на улучшение положения страны в фармацевтической сфере и повышение конкурентоспособности и доли экспорта препаратов.

«План работы» устанавливает новые правовые нормы и административные функции, нацеленные на инвестиции в экспорт, подготовку кадров для нужд отрасли, а также на развитие сотрудничества между частными и государственными компаниями отрасли. В этот документ входит и план по созданию структуры для инвестиционной поддержки устойчивого развития фармацевтического сектора.

Ранее Минздрав Турции сообщал о развитии новых проектов в рамках правительственной реформы здравоохранения, отмечая, что власти страны будут уделять больше внимания отечественным производителям препаратов и вакцин.

За счет развития внутреннего производства государство рассчитывает сэкономить $500 млн. И еще $250 млн Турция сможет ежегодно экономить на импорте вакцин, если, конечно, сможет обеспечить производство половины из всех необходимых стране лекарственных препаратов, как планируется. Хотя для реализации этой амбициозной цели необходимо устранить ряд барьеров, которые, по мнению аналитиков, все еще актуальны. Среди них специалисты GlobalData, например, называют непрозрачность работы с госрегуляторами.

8a9r5n2ul4_1cx9h21_6b0

Аптеки под контролем

Что касается аптечного сегмента, то здесь вопросов с регулированием не возникает: хотя практически все аптеки в Турции частные, за их работой строго следят представители государственных органов, которые контролируют режим работы, качество продукции и соблюдение санитарно-гигиенических норм. Открыть аптеку в стране имеет право только гражданин Турции, выпускник профильного факультета, имеющий диплом, авторизованный Минздравом Турции. Для открытия новой аптеки необходимо получить разрешение в Турецком союзе фармацевтов, который контролирует весь аптечный бизнес страны. Но это не единственное требование к владельцу аптеки: еще он не должен страдать слепотой, иметь криминального прошлого или быть замешанным в профессиональных преступлениях. Открытие собственной аптеки обходится приблизительно в $40–50 тыс. Каждый фармацевт имеет право открыть только одну аптеку – аптечные сети в стране запрещены. Оптовым фармкомпаниям запрещено открывать собственные аптеки.

9a9r5n2ul4_1cx9h21_6b0
Но есть и послабления. Например, расстояние между аптеками законом не регулируется: новую аптеку можно открывать в любом месте любого населенного пункта, независимо от числа его жителей. По закону площадь помещения аптеки должна быть не менее 35 м2, а высота потолков – не менее 2,4 м. Кроме того, в аптеке обязательно должен быть туалет.

Наиболее востребованными препаратами в аптеках Турции являются антибиотики – они составляют 15,7 % всех продаж лекарственных средств; 14,1 % приходится на противоревматические лекарства; 8,6 % – средства от простуды и кашля; 8,2 % – анальгетики; 7,4 % – сердечно-сосудистые средства.

Всего в Турции функционирует более 23,8 тыс. аптек, в которых работают более 30 тыс. фармацевтов. Одна аптека обслуживает в среднем 3–3,3 тыс. клиентов, а на одного фармацевта приходится около 2,3 тыс. жителей.

***

В целом фармрынок Турции можно сравнить с молодым и амбициозным бизнесменом, который уже успел оценить конкурентную среду и теперь готов занять свою нишу, причем на собственных условиях. Пока его активности ограничивались партнерством с маститыми игроками, проблем не было. Но как пойдут дела по мере внедрения стратегии импортозамещения, можно будет увидеть уже в ближайшие годы.

Источники: saglik.gov.tr; PharmExec; Trend News Agency; FirstWordPharma.

Светлана Вешняя


Теги: , ,


Комментировать

 *

Наши клиенты

Google+