Наследие ведьм: с чего началась украинская фармация

19.07.16 11:30 1 156    
Сколько бы ни сравнивали аптеку с FMCG-сегментом, каждый провизор в глубине души точно знает: отпуск препарата – это нечто большее, чем просто продажа. В работе фармацевта всегда остается какая-то мистика, тайна, которая заставляет относиться к ней с уважением и трепетом, передающимся, кажется, на генетическом уровне. Чтобы понять, откуда берется это чувство, нужно заглянуть в глубину истории Украины, туда, где зародились первые представления наших предков о лекарствоведении.

Мистика первобытного мира

С момента своего появления на территории Украины фармация была окружена магией. В этом нет ничего удивительного, ведь, как и у всех остальных народов мира, первой религией славян стало язычество. Все, что происходило вокруг, объяснялось сверхъестественными силами, а болезни воспринимались как наказание, «гнев богов». И боролись с ними в рамках первобытного миропонимания: с помощью заговоров, ритуальных танцев и погружения в транс специально обученных людей – шаманов. Вот таким был портрет первого фармацевта: загадочная, пугающая личность, разрисованная неведомыми символами, в странной одежде и в окружении целого ассортимента лекарственных трав и животных компонентов, в которых, кроме него, поначалу никто не разбирался.
Кстати, нередко эту почетную должность получали люди, страдающие истерией или эпилепсией, так как считалось, что душевные болезни возникают из-за одержимости духами, причем необязательно злыми.

Шаман-«фармацевт» готовил целебные снадобья, методом проб и ошибок определял растения, содержащие компоненты с алкалоидным, наркотическим, седативным и болеутоляющим действием.
Собирать их было целым искусством: учитывались определенные дни, время суток, фазы Луны. Одни травы собирались исключительно в полнолуние или только в полночь. Другие срезались ножницами, так как считалось, что при соприкосновении с кожей они потеряют магические свойства. К некоторым подходили с определенной стороны, срывали только после предварительных заклинаний или произносили похвалы, чтобы задобрить. Следовало попросить у растения сил и здоровья и даже разрешения сорвать его. А к де­ревьям и кустарникам вообще относились как к одушевленным существам, наделяли их чертами живых людей.

Интересно, что языческие шаманы интуитивно следовали логике современной гомеопатии: кровотечения лечили растениями с красными цветами, желтуху – желтыми перьями птиц, с помощью травы, растущей на камнях, изгоняли камни из желчного пузыря.

Светлые волосы, синие глаза

Не новость, что в разные временные периоды территорию Украины населяли трипольцы, племена киммерийцев, скифов, сарматов и пр.
До наших дней дошли лишь обрывки сведений о том, какой была фармация в те периоды. Известно, что лекарствоведением в древние времена занимались волхвы и ведуны. Такие люди в основном не женились, потому что в браке связь с небесами несколько притуплялась, реакция в ответственные моменты могла стать замедленной, поверхностной, без ощущения ответственности за свою миссию врачевателя. Приобретенный опыт таких «докторов» передавался из поколения в поколение. И те волхвы, которые получали знания по наследству, пользовались в народе огромным уважением. Были у волхвов и ведунов и свои ученики, которых отбирали по определенным признакам. Так, родители будущего врача и фармацевта должны были иметь репутацию честных и порядочных людей. Ребенок мог получить знания, только если обладал такими качествами, как сообразительность, способность к обучению, исполнительность, а также был белокурым и синеглазым – считалось, что такие дети могут чувствовать на расстоянии.

Незнакомых целителей, которые появлялись в селениях, люди боялись, называя их «врачя», что расшифровывалось как «бродяга, опасный чудак».

Для лечения применялись разно­образные лекарственные средства. Большой популярностью пользовались мази на основе живых растений, семян, корней, цветов и побегов.
Знаменитый общественный деятель митрополит Илларион (Иван Огиенко), изучив дохристианские верования украинского народа, сообщил, что в трипольские времена врачи широко использовали масла розы, лилии, липы, ореха, бука, горчицы, абрикоса и сливы, а также из семян дикой груши и яблони. Грушевое масло давало отличный косметический эффект. Порошки изготавливали не только из растений и их различных частей, но и из минералов и костей. Древним врачевателям были известны стимулирующие, противовоспалительные, успокаивающие и обезболивающие травы. Комбинация последних применялась в различных пропорциях. Например, мог быть такой сбор: валериана, белена, мак, дурман, красавка. Это позволяло целителям осуществлять оперативные вмешательства на конечностях, в брюшной полости и черепе.

Дерево с небес
По мнению древних украинцев, особой магической силой обладала яблоня, она же «дерево с небес». Лекарства изготавливались из почек яблони, молодых листьев, лепестков, собранных в период цветения. Из зернышек отжималось масло. Каждому «яблочному» средству приписывалось свое действие.

Свободные духом

Больше всего сведений сохранилось о лекарствоведении скифов, населявших нашу землю в VII в. до н. э. Например, во время раскопок Чертомлинского кургана (Днепропетровская обл.) обнаружены золотые вазы, на которых изображены скифы, оказывающие медицинскую помощь (удаление зуба, перевязка конечностей). Был у них и свой подход к лекарствоведению. Древнегреческий философ и ученый Теофраст упоминал в своих трудах о «сладком корне» (солодке голой), который активно применялся скифами как отхаркивающее средство, а также в качестве примочек при нарывах.
Почиталось скифскими лекарями и растение алинда, напоминающее строением листьев капусту, – его использовали как противопростудное лекарство. Коноплю и опий применяли для анестезии, когда требовалось хирургическое вмешательство. Активное применение у скифов нашли и средства животного происхождения – бобровый жир, мозг. Из работ Геродота известно, что скифские женщины делали специальные косметические мази для рук, используя кипарисовое, кедровое и лавандовое дерево.

Разнообразие лекарств природного происхождения связано не только с кочевым образом жизни скифов, но и с растительным богатством земель, которые они населяли: Украина, Кавказ и смежные территории, богатые степями и лесами.

Интересно, что именно скифы стали прародителями отечественных фармкомпаний: в трудах античных историков указывается, что самые ценные лекарственные растения скифы культивировали, создавая целые плантации, а потом развозили по всему миру и продавали.

Среди целебных растений в скифской медицине было немало сильнодействующих и даже ядовитых. Для уменьшения их токсического действия скифы подмешивали в лекарство различные примеси и вывари, такие как мед, бобовые растения, – вот так и появились в Украине комбинированные препараты. Наряду с эффективными средствами скифы применяли и такие, целесообразность которых под большим сомнением. Это значит, что в основе их фармации лежал эмпирический подход.
Историки отмечают, что скифы оказали большое влияние на древнегреческих врачей, предположительно даже на Гиппократа.

Украинское слово «ліки» происходит от санскритского «лікі» – тайный дух чего-то. «Лікар» – от санскритского «лікіті, лікітар» – мудрец, художник, тот, кто умело пишет, ваяет, создает что-то.

Берегиня здоровья

Уже в более поздний дохристианский период на территории современной Украины лекарствоведением заведовали не только мужчины, но и женщины, которых называли ведуньями, «чаровницами», ведьмами. Считается, что мужчины-волхвы участвовали в общественных магических ритуалах, а вот женщины занимались лекарским знахарством на бытовом уровне. В христианских летописях прародительниц современного украинского провизора называли «бабами богомерзкими». Несмотря на противостояние церкви, их наследие по большей мере сохранилось: в XIX в. фармакология примерно на две трети состояла из набора лекарственных трав, изученных древними чародейками и записанных в лечебники и «травники» XVI–XVII вв., ставших достоянием науки.

Еще долгое время после образования Киевской Руси знахари процветали и пользовались доверием народа. Они продавали на базарах лекарственные растения, мази, амулеты, помогали советом и, как правило, воспринимались как посредники между человеком и неизведанными силами.

Источники: Історія медицини / за ред. М. І. Боголюбова. – М., 1998;
Медична енциклопедія. – М., 1994;
Українська та зарубіжна культура. – К., 2001.
Полный список источников находится в редакции.


Марина Чибисова


Теги: , , ,


Комментировать

 *

Наши клиенты

Google+