«Украинская весна» на фармацевтическом рынке: цветочков дождались, скоро будут ягодки

07.05.14 12:15 1 877    
Для бизнеса основным вопросом является рентабельность. Меценатство или социальные проекты в бизнесе возможны, но противоречат его духу. И, конечно же, они физически невозможны «под принуждением».
Думаю, не все в Украине при работе с поставкой лекарственных средств пользуются схемой с несколькими оффшорными компаниями – посредниками, прогонка (например, лишь по документам) препаратов, между которыми приводит к завышению «себестоимости» товара и позволяет эффективно выводить валюту за территории Украины.
Есть много примеров использования подобных схем. Так, по «статистике» Государственной таможенной службы Украины, более 70 % лекарственных средств, импортированных в Украину из Белоруссии, проходят через компании посредников из Новой Зеландии, США и Израиля. Закупку в 2010 году вакцины для профилактики туберкулеза через компанию Isatella limited (Кипр) осуществили по стоимости от 14,63 до 16,15 гривен за единицу, тогда как в 2009 году с использованием прямого контракта с производителем – по стоимости 1,53 гривен за единицу.
Законом Украины «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине» №  1166-VII (Закон № 1166), принятым 27 марта 2014 года, был введен НДС на поставку лекарственных средств и медицинских изделий. Логика принятия конкретно этой нормы – предотвращение указанных выше махинаций со стоимостью лекарственных средств при их импорте (и наполнение бюджета как дополнительная ценность).
Введение НДС в размере 7 % на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения, конечно же, стимулирует развитие внутреннего рынка Украины. Не потому что это очень разумная и выверенная норма, а потому что так сложилась ситуация в стране. Однако внутренний рынок Украины не дает и не даст в ближайшие годы весь необходимый объем лекарственных средств! И точно так же не все участники фармацевтического бизнеса получают сверхприбыль с использованием оффшорных схем и поставкой препаратов в государственные органы!
И, если быть откровенным, сам Закон № 1166 – тоже «небольшая» юридическая махинация, поскольку (в нарушение пп. 4.1.9 п. 4.1. ст. 4 Налогового кодекса Украины), налоговые льготы (в данном случае – на импорт лекарственных средств) были изменены в течении бюджетного года.
При более детальном анализе Закона  №  1166 подтверждается ощущение, что в очередной раз правительство идет по состоявшемуся алгоритму: во-первых, принимается нормативно-правовой акт с непопулярными положениями; во-вторых, предсказуемо возникает негативная реакция общественности и представителей бизнеса; в-третьих, делается небольшой «шаг» назад. При «корректировке» Закона № 1166, например, применились отсрочки во времени (3 и более месяцев) для действия многих норм как одна из мер «уступок».
По мнению участников рынка, момент для внедрения НДС на лекарственные средства и медицинские изделия неудачный. При существенном изменении курса доллара США к украинской гривне, неопределенности в части получения Украиной помощи от МВФ, с учетом того, что значимая часть препаратов является импортом, введение НДС дополнительно расшатывает и без того раздутые ценовые рамки.
И до горизонта событий по-прежнему далеко. Помощь от МВФ, которая могла быть выделена «до конца апреля 2014 г.» (информация с начала и на протяжении апреля 2014 г.), теперь уже «может быть выделена до конца мая 2014 г.» (информация по состоянию на 30.04.2014 г.). Условная определенность есть разве что в адресности ожидаемых средств: поступление в резерв НБУ (даст откат валютного курса), модернизация ЖКХ, модернизация ГТС.
Для приведения Закона №  1166 в законченный вид (вспомним проблему НДС 20 % вместо 7 %) 19.04.2014 г. вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторых других законодательных актов Украины относительно устранения отдельных несогласованностей норм законодательства» № 1200 – VII (Закон № 1200).
Пунктом 5 раздела I Закона № 1200 введена ставка в 7 % (пп. «в» п. 193.1 ст. 193 НКУ) по следующим позициям:
1. снабжение на таможенной территории Украины и ввоз на таможенную территорию Украины лекарственных средств, разрешенных для производства и применения в Украине и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств, а также медицинских изделий за перечнем, утвержденным Кабинетом Министров Украины;
2. снабжение на таможенной территории Украины и ввоз на таможенную территорию Украины лекарственных средств, медицинских изделий и/или медицинского оборудования, разрешенных для применения в пределах клинических испытаний, разрешение на проведение которых предоставлено центральным органом исполнительной власти, которая обеспечивает формирование государственной политики в сфере здравоохранения.

Разъяснения по отдельным практическим сложностям (начисление НДС 7 % на остатки, выделение НДС при приходе товара, формирование налоговый кредита, иное) были освещены письмом Министерства доходов и сборов Украины от 04.04.2014 г. № 7860/7/99-99-19-04-02-17 (Письмо № 7860).
Так, согласно Письму № 7860, с 01.04.2014 г. лекарственные средства и изделия медицинского назначения реализуются с применением ставки НДС в 7 %, независимо от того, что их приобретение осуществлялось в режиме льготного режима налогообложения. При этом, согласно пп. 194.1.1 п. 194.1 ст. 194 Налогового кодекса Украины, налог определяется в размере 7 % базы налогообложения и добавляется к цене лекарственного средства или изделия медицинского назначения. Временно, до утверждения нового перечня изделий медицинского назначения (действующий – утвержден Постановлением КМУ «Вопрос освобождения изделий медицинского назначения от налогообложения налогом на добавленную стоимость» от 8 августа в 2011 г. № 867) или до внесения изменений в действующий перечень, ставка в 7 % применяется и к изделиям, указанным в нем.
Также временно, до внесения изменений в существующие формы налоговых накладных и их утверждения, налоговые накладные в бумажном/электронном виде на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения оформляются с учетом требований, изложенных в Письме № 7860. Формирование налогового кредита осуществляется в общем порядке, а порядок ведения реестров выданных и полученных налоговых накладных – с учетом требований, изложенных в Письме № 7860.
Логично, что именно нынешняя власть при своем особом временном (переходном) статусе может вбить гвозди непопулярных мер в фармацевтический рынок. А это значит, что есть еще придержанные новости для фармацевтического рынка, вслед за НДС на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Само по себе введение НДС в размере 7 % на территории Украины не внезапно возникшая норма. Не является она такой ни для соседних стран (уже давно существуют ставка НДС в следующих размерах: в Польше – 7 %, в Румынии – 9 %, в России, Чехии, Словакии, Италии, Латвии – 10 %, в Германии – 19 %, в Болгарии – 20 % и т. д.), ни для Украины (введение НДС на лекарственные средства рассматривалось только при правительстве Азарова Н. Я. три раза, но еще и до него была не одна попытка).
Конечно же, введение НДС должно бы компенсироваться равнозначным усилением механизма реимбурсации (это один из вариантов компенсации). В марте 2014 года МЗ Украины анонсировало реимбурсацию препаратов инсулина с одновременным государственным регулированием цен на инсулин, но с оглядкой на существующие обстоятельства программа была отсрочена. Условно эффективной можно считать пока только реимбурсацию с вовлечением страховых компаний в добровольном медицинском страховании. Иных успешных и интересных законопроектов или намерений МЗ Украины (кроме вероятности введения обязательного медицинского страхования) не наблюдается. Законопроектов о медицинском страховании же за последние годы внесено почти 10, но (даже в случае их принятия) их реализации мешает критическая экономическая ситуация в стране.
При этом экономическая ситуация не мешает МЗ Украины введению стандарта (и тенденции международного рынка) референтного ценообразования. Поясню. Внешнее реферирование цен на примере Украины – это ценообразование с учетом уровня цен на определенные лекарственные средства в 7-10 подобранных по принципу сходства (по целому ряду факторов) стран, например, странах – соседях. А вот ценообразование на основании сравнения цен на внутреннем рынке – это внутреннее (национальное) референтное ценообразование. Возможны оба варианта.
По состоянию на конец апреля 2014 года КМУ подготавливает проект постановления об установлении предельных оптово-отпускных цен на препараты. И это большой повод для беспокойства, потому что пока неясно, каким именно образом и за чей счет будут решены поставленные задачи стабилизации цены? Не будет ли это внутренним реферированием по понятным только государству критериям? Отпущенная в свободное плаванье гривна, введенный 7 % НДС принуждают к повышению цен на лекарственные средства (средний рост цен – от 3 % до 12 %). При этом политика «диалога» с конечным покупателем «поверх голов» непосредственных участников рынка (с целью увеличения доступности препаратов для населения), введение референтного ценообразования принуждают к снижению (закреплению на определенном уровне) цен на лекарственные средства.
Фармацевтический бизнес в Украине руководствуется теми же правилами, что и бизнес вообще. Поэтому, если среди принятых нынешней властью (то ли из-за некомпетентности, то ли по злому умыслу) нормативно-правовых актов Украины не появятся нормы, мотивирующие бизнес или хотя бы учитывающие его интересы, ситуация будет оставаться критичной.

Юрий СТОРОЖУК
юрист, заместитель директора по юридическим вопросам
компании «Агентство медицинского маркетинга»

Статья из электронного журнала “PharmaChief” (№3 май 2014)


Теги: , ,


Комментировать

 *

Наши клиенты

Google+