Украина — ЕС: найти 5 отличий

29.08.13 13:10 1 964    
Украина ЕС Сложно вспомнить ритейлера, дистрибьютора или производителя лекарственных средств, который не стремился бы соответствовать суровым европейским стандартам качества, в том числе и в работе с персоналом. При этом не всегда есть понимание того, что же эти стандарты собой представляют. Литературы по теме, конечно, море, но гораздо полезнее узнать о европейском опыте из первых уст.

Первое, что рекомендуют участники европейского рынка лекарственных средств, – не стоит бездумно копировать западные критерии, число которых может доходить и до 350. Прежде чем внедрить в компании что-то эдакое, необходимо задать себе вопрос: а что это даст моему бизнесу и нужно ли оно мне вообще?
Ведь многие подходы, которые на практике используют европейские аптеки и производители, связаны с особенностями местного законодательства, пока еще слабо к нам относящегося.
Например, в Украине сейчас популярна система KPI, и все знают, что при грамотном построении она отлично работает. В то же время в Швейцарии сотрудники крупнейших фармацевтических компаний работают без ключевых показателей эффективности уже много лет. Казалось бы, в чем секрет? Может быть, значение KPI преувеличено и от них лучше отказаться?
На самом деле, согласно швейцарскому законодательству, нельзя насчитывать сотруднику заработную плату в зависимости от его производительности. Поэтому ритейлеры и дистрибьюторы здесь ищут другие показатели и возможности мотивации персонала, в то время как украинские собственники бизнеса могут позволить себе идти по более простому пути.

Или еще пример: в Германии с 2011 г. действует закон, инициированный страховыми компаниями и организациями потребителей, согласно которому оптовая надбавка на упаковку лекарственного средства составляет не более 0,93 евро. И дистрибьюторы вынуждены приспосабливаться к таким условиям. В принципе, во многих странах ЕС действуют максимальные наценки, которые колеблются в диапазоне 7-11 %. Еще одна особенность – на европейских рынках происходит интересная регуляция цены. Если вы покупаете препарат в аптеке, за него платится 100 %. Приобретая средство у своего семейного врача, вы уже сэкономите 13 %. При покупке через Интернет (что допускается в Европе), цена в среднем ниже на 22 %.

«Сегодня самым популярным индексом в логистике лекарственных средств в Европе является CO2 след. Если компания не придерживается принципов экологичности и углеродный след ее транспорта не соответствует нормам, с ней просто никто не будет работать», – рассказал Роберт Лубанди, директор компании Lubandy Logistics Services (Австрия).

Получается, что при всем стремлении к гармонизации у украинского бизнеса пока больше различий с западными соседями, чем сходств. И все же у европейцев можно почерпнуть много полезного.
Лишившись рычагов отрицательной мотивации, они сосредоточились на позитиве. В результате сформировался вывод, что достаточно потратить 1,5 % бюджета на улучшение условий труда в компании, чтобы производительность персонала значительно повысилась. Кроме того, желательно сделать сотрудников более универсальными и по возможности оставлять на работе только тех, кто хочет развиваться в профессиональном отношении. Конечно, квалифицированный сотрудник стоит дороже, но он и делает больше и лучше.

Также, по мнению европейских собственников, успешный бизнес невозможен без стратегического планирования, в котором обязательно должны принимать участие менеджеры. Их основная задача – донести цели компании до последнего сотрудника, а затем регулярно их проверять. В идеале сотрудник полностью принимает на себя ответственность и понимает, почему он это делает.
Ну и главное, о чем напоминают западные коллеги, – универсальных методик не существует. Поэтому нужно выбирать критерии, которые подойдут именно вашей компании.

Марина ЧИБИСОВА


Теги: , , ,


Комментировать

 *

Наши клиенты

Google+