Фармацевтическая составляющая Национальной стратегии: Украина в Зазеркалье

20.04.15 10:54 835    
«Ну а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех
ног, чтобы только остаться на том же месте,
а чтобы попасть в другое место, нужно бежать
вдвое быстрее»
«Алиса в Зазеркалье», Льюис Кэррол.


Сейчас в Украине преинтереснейшая ситуация!
Хотите знать, что будет с аптечными сетями, импортом и продажей лекарственных средств (в том числе через розничную сеть), станет ли медицина платной и когда? Не нужно смотреть принятые законы. Изучайте то, что примут в течение ближайших пяти лет!
В конце марта 2015 года была презентована финальная версия Национальной стратегии реформирования системы здравоохранения Украины (среди прочего, она предусматривает и фармацевтическую реформу). По сравнению с предыдущей редакцией, период проведения реформ сократили на пять лет (2015–2020 гг.).

Разработка указанного документа проведена Стратегической совещательной группой по вопросам реформирования системы здравоохранения Украины, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Украины от 24.07.2014 г. № 522. В ее состав вошло 12 украинских и международных экспертов, отобранных по результатам открытого конкурса из нескольких сотен кандидатов. Можно сказать, что украинская карьера нынешнего министра Минздрава Украины А. Квиташвили началась именно в составе данной группы!

Все ли запланированное в «первую пятилетку» касается в первую очередь фармацевтического рынка, лекарственных средств и аптечных сетей?

Во-первых, это внедрение механизма признания в Украине экспертизы регистрационных материалов лекарственных средств, которые уже прошли процедуру регистрации в ряде других стран (США, ЕС, Австралия, Канада и др.).

Во-вторых, – расширение сети оптовых и розничных аптек (посредством упрощения системы лицензирования, введения нотификации – декларирования соответствия на момент начала работы и пр.) и упрощение сертификации GMP.

В-третьих, – продолжение работы по госрегулированию цен на лекарственные средства, включенные в Национальный перечень лекарственных средств и товаров медицинского назначения (развитый фармацевтический рынок может эффективно регулировать цены, но в рамках переходного периода предусмотрены дополнительные меры), по следующим направлениям:

— регистрация цены согласно процедурам ЕС;
— внешнее референтное ценообразование (определение базовой цены на лекарственные средства в Украине, исходя из «среднеарифметической» цены на лекарственные средства в странах-соседях) – для оригинальных лекарственных средств;
— ценообразование в процентном соотношении к цене оригинальных лекарственных средств (например, стоимость генерика устанавливается в размере 50–70 % от стоимости оригинального препарата) – для генериков;
— определение цены компенсации (реимбурсации) посредством внутреннего реферирования (определение базовой средней цены на лекарственные средства, исходя из имеющихся на рынке Украины предложений) цен;
— мониторинг наличия и доступности лекарственных средств (на первых порах будут отслеживаться лекарственные средства согласно перечню ОЛС, рекомендованному ВОЗ, а национального производителя будут «стимулировать» к производству лекарственных средств из указанного перечня).

Дополнительно для уменьшения расходов на лекарственные средства государство планирует воздействовать на фармацевтов и провизоров, осуществляя поддержку генерической и терапевтической замены, а также путем стимуляции параллельного импорта.

Да, фармацевтика имеет шансы на подъем (особенно импортеры)!
Но есть и другие вопросы. Как изменится работа аптечных сетей после начала перехода к платной медицине и реорганизации существующей системы лечебных учреждений? Увеличится ли средний чек, если за лекарственные средства начнут платить страховые компании? Как много врачей окажется на улице, пополнив ряды безработных, в конце концов?
В Национальной стратегии реформирования системы здравоохранения Украины на 2015–2020 годы заявлен отход от финансирования государством учреждений здравоохранения по исчерпавшей себя системе Семашко (по койко-местам). К примеру, Министерство здравоохранения координирует и содержит общие учреждения здравоохранения, при этом часть финансирования направляется на специализированные учреждения, принадлежащие иным министерствам (Минобороны, МВД, Минтранс и др.). Это что получается: простатит работника милиции отличается от простатита учителя?

Жесткий регламент расходов учреждений Минздрава убивает инициативность. Врачи лишены возможности самостоятельно выбирать приоритеты: приобрести оборудование вместо расходных материалов или, сэкономив на коммунальных расходах, увеличить расходы на персонал и т. д. Неизрасходованные к концу года средства лечебное учреждение должно вернуть, а в следующем году получить уже меньше. Ну и каковы будут действия администрация лечебного учреждения при такой схеме?
Из-за негибкой системы финансирования лечебные учреждения, работающие в зоне АТО, получают финансирование, идентичное финансированию учреждений, находящихся в глубоком тылу (при абсолютно различных объемах работ). Это, конечно же, убивает во враче нацеленность на результат (речь не о патриотизме, а об оплате труда) и инициативность.

То есть на лицо признаки «плановой» болезни. Работа не на результат, а «где теплее». И, конечно же, – коррупция и манипуляции финансами (это святое). Потому что если наказывают результативных, а награждают неэффективных, – это быстро надоедает, персонал «выгорает» и решает свои финансовые проблемы «самостоятельно» (хоть и не в рамках закона).
Для решения проблемы запланировано сокращение ряда лечебных учреждений. Новая структура учреждений здравоохранения будет включать в себя: местные больницы, региональные больницы и областные лечебно-диагностические центры. Специализированные учреждения будут объединяться в многофункциональные учреждения, которые предоставляют широкий спектр услуг.

Запланирована поддержка частной практики первичной медицинской помощи: переподготовка врачей, изменения в требованиях по лицензированию, частичная компенсация их расходов из бюджета или посредством медицинского страхования и пр.
Удельный вес «узкой» и «широкой» специализации врачей будет меняться. Будущее за квалифицированным медицинским персоналом (в том числе медсестрами), семейными врачами (роль которых будет увеличиваться), работающими на профилактику. Удельный вес узкоспециализированных врачей уменьшится, а «внутривидовая» конкуренция между ними – возрастет (надеемся, за счет роста квалификации).
В планах Национальной стратегии: создание Генерального плана больниц; привлечение для оказания части немедицинских (стирка, питание, уборка) и диагностических (лаборатории) услуг отдельных организаций; внедрение системы оплаты за пролеченный случай; поощрение работы «независимых» менеджеров – управленцев в учреждениях здравоохранения; отбор управленческого персонала на контрактной основе и многое другое.
При этом в стратегии определено, что задачи необходимо решать, учитывая низкие расходы на охрану здоровья, рост которых не предвидится в ближайшее время. По мнению авторов документа, существующие проблемы решит не увеличение расходов, а их верное перераспределение!
В целом, выводы Национальной стратегии однозначны: поскольку 30 % общих расходов на охрану здоровья – текущие расходы на лекарственные средства, а госзакупки – лишь небольшая доля общего оборота лекарственных средств, то фармацевтическая составляющая общей реформы имеет все шансы стать «двигателем» реформы здравоохранения, задавая необходимую динамику и находя отклик у общественности!
Возможно, фармацевтический сектор будет одним из первых, кто начнет выталкивать экономику Украины на поверхность!

Юрий СТОРОЖУК
юрист, заместитель директора по юридическим вопросам
компании «Агентство медицинского маркетинга»


Теги: , ,


Комментировать

 *

Наши клиенты

Google+