«Держите вора!» и другие бесполезные действия при аптечной краже

04.02.15 18:23 1 619    
кража в аптеке Воровство не является исконно аптечной проблемой – в сегмент фармрозницы эта беда пришла вместе с модой на открытую выкладку и заставленные «под завязку» полки. К сожалению, выявить «нечистого на руку» посетителя в общей массе достаточно сложно, особенно если он – профи. Тем не менее есть классические ситуации, при которых лучше вовремя проявить бдительность, чем потом гоняться за вором-призраком по окрестным улицам.

Все учтено

Прежде всего аптечному работнику стоит избавиться от излишнего перфекционизма и связанного с ним чувства вины. Когда руководство аптеки принимало решение о создании аптеки с открытой или полуоткрытой выкладкой, риски краж заранее предусматривались – как правило, на уровне 3–5 % потерь. В классической аптеке, где все манипуляции с лекарственными средствами производятся через окошко, такие потери составляют не более 01,–1 %. Но поскольку вариант фармамаркета может поднять выручку на 30 %, а то и все 50 %, то убытки, связанные с хищениями в торговом зале, не так уж сильно пугают владельцев. Чтобы не возлагать ущерб целиком на плечи персонала, на покрытие подобных затрат заранее выделяется определенная доля дохода. Это, конечно, не значит, что надо расслабиться и в упор не замечать воровство у себя перед глазами. Однако не все здесь зависит от провизора.

Следствие ведет фармацевт

Итак, кто они – аптечные воры, и чего хотят?
Важно принять как аксиому: злоумышленником может оказаться кто угодно – от благообразной бабушки с палочкой до юной влюбленной пары. При этом людей с откровенно подозрительным лицом в обществе «липких пальчиков» меньшинство.
Всех воров условно можно разделить на профессионалов и любителей.
Опытные мошенники действуют в одиночку либо вместе с сообщником, который умело отвлекает провизора во время кражи. Целью профессионала обычно являются отнюдь не препараты, а дорогостоящая медицинская техника – глюкометры, тонометры и др. Также они не побрезгуют дорогой косметикой и прочими товарами, которые можно без труда сбыть. Иногда воры со стажем выносят целые полки товаров.

Группа мошенников-любителей более многочисленна.
Чаще всего объектами кражи становятся витамины, презервативы, бритвенные станки, гели для душа, дезодоранты, зубные щетки и пасты, средства гигиены. Причем в холодное время года, начиная с осени и вплоть до майских праздников, число прецедентов значительно возрастает – примерно до 7 % аптечных потерь в этот период связаны с кражами. Причина очевидна: зимой проще спрятать товар в складках и карманах многослойной одежды.

Нередко на краже ловят пенсионеров. Случается, что пожилой человек действительно «забывает» пробить на кассе пузырек валерьянки. Если у провизора нет причин не поверить ему – лучше отпустить с миром, не предавая дело огласке. Но на всякий случай стоит запомнить лицо. Однако если в сумке обнаружен дорогой препарат, да еще и без коробки (которая, как правило, защищена специальной «полоской» и к тому же создает дополнительный объем), – сомнений уже не остается.
Еще один «классический» пример: пока взрослые рассматривают товар, малыш «промышляет» самостоятельно. А если его поймают за руку, алгоритм прост: родители возмущенно отчитывают чадо и извиняются за него. Кому придет в голову заподозрить ребенка в воровстве? Он просто польстился на красивую упаковку. Родителей тоже никто не упрекнет, тем более что они так прилично выглядят и так расстроены детской шалостью.

Ловкость рук

Но не только внешность и возраст вора могут быть обычными и не вызывающими подозрений. Также совершенно тривиальны ситуации, которые злоумышленники создают для облегчения процесса кражи. Никто не станет кричать «Пожар!» или хвататься за сердце, чтобы отвлечь внимание провизора. Скорее всего, это будет скандал у первого стола – пока вы разбираетесь с конфликтным посетителем, его напарник вершит свое черное дело. Другой вариант – рассеянная неловкость. Покупатель задел аккуратную горку мелкого товара и, усиленно извиняясь, помогает собрать его обратно. Лучше поблагодарить и твердо отказаться от его помощи: где гарантия, что одна-две из подобранных упаковок не исчезнут в рукаве?

Или, например, молодая мамочка приходит с ребенком и слезно просит присмотреть за ним: детского уголка у вас нет, ребенок устал и капризничает, а ей надо совершить много покупок.
Ребенок балуется, играет и завоевывает сердца всего женского коллектива. Нескольких минут, уделенных малышу, вполне хватит на то, чтобы его мама пополнила свои запасы за счет этого чадолюбивого учреждения.

Могут быть и другие варианты. Универсальных решений нет, но все-таки стоит внимательнее присмотреться и к посетителям, которые:

• не по погоде тепло одеты;
• очень задумчивы или нерешительны, подолгу простаивают возле полок с разным товаром, внимательно рассматривая то один продукт, то другой, уходя и возвращаясь, – такие «витающие в облаках» покупатели нередко «забывают» оплатить один-два или более товаров, «по рассеянности» положенных в карман или засунутых в дальний угол сумки;
• оглядываются, осматривают не только товар на полках, но и интерьер аптеки, стараются держаться подальше от консультантов; убедившись в отсутствии видеонаблюдения, они улучают момент, когда провизор отворачивается, и незаметно берут товар, который потом кладут в сумку, карман, прячут в одежду, уединившись в каком-нибудь плохо просматриваемом уголке аптеки.

Это не значит, что люди, отвечающие указанным приметам, обязательно хотят что-то украсть. Человек может быть слишком тепло одет, потому что болен и его знобит. Родители часто просто слишком волнуются за своего малыша и переживают за его поведение. И вполне может такое случиться, что человек, войдя в аптеку, вдруг почувствует себя плохо. Одним словом, не стоит подозревать всех и каждого в преступных намерениях. Настороженный цепкий взгляд аптечного работника может отпугнуть посетителя раз и навсегда. Кому приятно чувствовать себя «без вины виноватым»?

Нужные контрмеры

Чтобы не наносить урон имиджу аптеки, важно замаскировать свое внимание. Если встретили недоуменный взгляд покупателя, доброжелательно улыбнитесь ему и предложите свою помощь. Человек без плохих намерений успокоится, а потенциальный вор поймет, что ваше внимание направлено на него.
Одним из работающих способов уменьшить вероятность воровства является правильное распределение товара в зале. Специалисты советуют располагать мелкие товары на уровне глаз. Это правильно не только с позиции маркетинга (покупателю проще рассмотреть маленькую упаковку), но и с точки зрения безопасности. Чтобы взять товар с верхней полки, вор будет вынужден поднять руку, это легко заметить.
Сильный психологический эффект на воров оказывают камеры. «Всевидящее око» может быть простой имитацией, но люди в зале об этом не знают, и камера становится сдерживающим фактором.

И напоследок – несколько слов о том, чего делать не надо.
Нельзя заставлять подозрительного посетителя выворачивать карманы или показывать содержимое сумки и не стоит гнаться за убегающим вором по улице – это глупо и бессмысленно. Просто будьте внимательны, особенно в час пик, и сможете защитить аптечное имущество без ненужных движений.

кража в аптеке
7 способов предотвратить кражу

1. В аптеке с открытой выкладкой встречайте каждого посетителя у входа. Старайтесь не упускать его из поля зрения, не поворачивайтесь к нему спиной, даже если он совершенно не вызывает подозрений.
2. Найдите в зале аптеки с открытой выкладкой такое место, с которого просматривается большая часть помещения, и сделайте его своим наблюдательным пунктом.
3. Если выкладка открытая или смешанная, четко запомните, где какой товар лежит. Располагайте его так, чтобы отсутствие даже одной коробочки (флакончика, тюбика и т. д.) было сразу заметно глазу.
4. В аптеках с закрытой или смешанной выкладкой не оставляйте в замке ключи от шкафов, расположенных в торговом зале, даже если отходите буквально на шаг.
5. При открытой выкладке не размещайте дорогие товары, особенно мелкие предметы, близко к входу и в плохо просматриваемых местах. Там должны находиться относительно громоздкие и достаточно тяжелые предметы.
6. Регулярно совершайте обход своего участка зала. Сразу же возвращайте товар, который лежит не там, где положено, на свое место.
7. Не покидайте зал, если в нем есть хоть один посетитель. Всегда держите кассу закрытой.

Светлана ВЕШНЯЯ

Статья из журнала “Рецепты аптечных продаж” (№36 февраль 2015)

Теги: , ,


Комментировать

 *

Наши клиенты

Google+