Залог будущего успеха дела — ваш посетитель

myasnikovМясников Максим Юрьевич,
маркетинг-директор
аптечной сети «Донэлитфарм», Аптека 36,6

Максим Юрьевич, вопрос к Вам, как к профессионалу: если человек желает заняться аптечным бизнесом и успешно вести его, какие критерии являются важнейшими в этом деле?

Времена меняются, критерии также подвержены изменениям. Еще несколько лет назад для создания успешной аптеки нужны были три составляющие: место, место и еще раз место. В настоящий момент все принципиально изменилось. Нынче важнейшими является цена, цена, и потом уже — место.
Залог будущего успеха дела — ваш посетитель. Если Вы приобретете знания, как сделать, чтобы каждый посетитель стал постоянным клиентом, чтобы человек доверился вам в вопросах здоровья, вы уже на пути к успеху.
Как это сделать — скажу чуть позже. Сначала — о проблемах. Этот бизнес подвержен значительному давлению, и речь идет не только о налогах. Средства массовой информации создают негативный образ некоего «аптекаря», которому нет дела до народа. А на самом деле, заботясь о населении, зная его тощий карман, некоторые аптеки предлагают покупателям лекарства по низким ценам, которые не дают большой выручки. Содержать квалифицированный штат в такой аптеке — высокие расходы. Каков результат? Низкие цены и отсутствие надлежащего сервиса в аптечных учреждениях неизбежно приведут сначала к отсутствию некоторых групп препаратов в ассортименте, затем к отсутствию рентабельности, а потом к кризисному управлению при ожидании банкротства.
Все ли так трагично? К счастью — нет! Рецепт успеха, на мой взгляд, находится в фокусировании всех коммуникаций на посетителе аптеки, в уважительном отношении к каждому, переступившему порог торгового зала. Аптекарь участливо присоединяется к проблеме клиента и желает грамотно решить проблему со здоровьем. Поверьте, простая улыбка (если она уместна), уважительное отношение иногда помогают решить проблему клиента эффективней, чем горсть пилюль.

Маркетинг — это творчество, не так ли?

Маркетинг — это наука. И прямо скажем, непростая. Без творчества любая наука невозможна, потому соглашаюсь: маркетинг — это творчество. Более того, маркетинг — это искусство. Ибо при многообразии одинаковых предложений грамотно убедить потребителя выбрать именно вашу услугу, требует блестящих способностей.

Любят у нас в народе произносить слово «бренд». Вы — опытный маркетолог, как характеризуете «бренд»?

Не следует путать понятие «бренд» и «торговая марка», поскольку торговая марка — понятие юридическое, официальное. Бренд — весьма широкое понятие, он охватывает десятки нюансов и должен иметь три составляющие: во-первых, эстетично выглядеть в глазах потребителя; во-вторых, иметь «легенду», и, наконец, обладать полезными (нужными кому-то) качествами. Брендом может быть не только товар или услуга, но и фраза, а также сама личность. Ну, например, Шанель, Эсти Лаудер, Мери Кей.
Полагаю, что брендом может стать каждый человек, блистающий в каком-то деле или коллективе. Я желаю каждому фармацевту или провизору стать брендом в своей компании.

Что для Вас семья?

Кто дает человеку силы и энергию? Семья! У каждого из нас есть родовое древо, корни которого дают нам силы. Семья, любовь, дети — именно они придают смысл жизни, не так ли? Мне повезло: я встретил любимую женщину и прожил с нею более 20 лет в любви и согласии. Она родила мне двух дочерей, моих обожаемых девчонок. Признаюсь, лидер в семье жена. Я полностью ей доверяю, она у меня большая умница.

Семья повлияла на выбор профессии?

У меня два высших образования, приобрести второе — настояла теща, она доцент кафедры математических методов в экономике. За это я ей благодарен, ведь первое образование мы не всегда получаем по призванию…

Ваш идеал женщины?

Мой идеал — моя супруга. Я говорю не для красного словца, мы прожили 21 год. В ней собраны все те качества, которые делают женщину идеальной для ее мужчины… Она — наш семейный бриллиант, как жена, мать и дочь, бесконечно заботлива и терпелива.

Для полного счастья мужчине требуется искреннее увлечение, хобби. Чем увлечены Вы?

Кто-то жизнь сравнивал с забегом на длинную дистанцию. Я — человек весьма энергичный, иногда полезно остановиться и чуть отдышаться. Расслабление приносит йога, я ее стойкий поклонник. Но и азарт мужской никуда не денешь. Преферанс — это тоже мое увлечение.

Говорят, что мужчина в душе эстет, особенно при взгляде на женщину. Так ли важны красота и сексуальность женщины или больший эффект имеет «изюминка», которой обладают многие женщины?

Не знаю, мне не приходилось встречать некрасивых женщин. Полагаю, «изюминка» есть в каждой. Дело в том, что обладая достоинствами, не каждая женщина умеет их использовать, реализовать.

Ваш любимый напиток?

Безалкогольный — сок манго, алкогольный — ирландское виски.

Любимое блюдо?

Макароны болоньезе или по-флотски.

Какую книгу сейчас читаете?

Джон Ассараф «Ответ».

Беседовала Елена Ненашева


Дайджест статьи

О симптомах и синдромах

zupanetsВ ожидании традиционной для зимнего периода эпидемии ОРВИ каждый провизор должен быть подготовлен к оказанию адекватной помощи тем, кто в ней нуждается. Дать рекомендации по грамотной фармацевтической опеке при простудных заболеваниях и рассказать о своих взглядах на применяемые в отечественной практике подходы и препараты согласился Игорь Альбертович Зупанец, — заведующий кафедрой клинической фармакологии с фармацевтической опекой Национального фармацевтического университета, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины

— В Украине самолечение становится нормой. В этой ситуации роль провизора приобретает особое значение. Фармацевтическая опека больного — это не только помощь, но и ответственность провизора, не так ли?

— Фармацевтическая опека — это комплексная программа взаимодействия провизора и пациента в течение всего периода лекарственной терапии.
Занимается ли фармацевт и провизор симптомами и синдромами? Безусловно. Они не ставят диагноз, но должны уметь определить угрожающие симптомы и, если возникает необходимость, отправить пациента к врачу. Только с таким участием фармацевтического работника возможно ответственное самолечение.
Наша кафедра совместно с Европейским бюро Всемирной организации здравоохранения проводит международные исследования по разработке индикаторов качества обслуживания и помощи в аптеках. Более чем у 50 % респондентов опека в той или иной мере присутствует. Очень хорошо выглядят в этом плане аптечные сети. Они заказывают проведение специализированных семинаров, активно участвуют в тренингах на данную тематику и проявляют заинтересованность в повышении качества своей работы.

— Ожидается ли в этом сезоне эпидемия гриппа? И какие штаммы предположительно будут наиболее активны на территории Украины?

— Пока эпидемиологический порог не превышен. Наблюдается стандартная сезонная заболеваемость.
По прогнозам, активность в этом году проявят три штамма: H1N1, H3N2 и грипп В.

— Препаратами выбора при простудных заболеваниях среди населения по-прежнему остаются антибиотики, а не противовирусные лекарственные средства. На ваш взгляд, что может изменить ситуацию?

— Бесконтрольный прием антибиотиков — серьезная проблема. Чтобы ее решить, нужно проводить работу не только с провизорами, но и с врачами. Учитывая, что порядка 95 % случаев ОРВИ вызваны вирусами, использовать антибиотики на начальных стадиях заболевания бессмысленно. И хотя у нас нет статистики по антибиотикорезистентности, но, например, во Франции полирезистетность к антибактериальным препаратам составляет 60 %, в некоторых других странах она достигает 82 %. Если не изменить ситуацию в ближайшем будущем, скоро мы останемся без этого класса препаратов, потому что антибиотики станут просто бесполезны.

— Какие практические рекомендации можно дать провизорам первого стола при проведении фармацевтической опеки во время сезонной заболеваемости ОРВИ?

— Очень важно не дискредитировать само понятие фармацевтической опеки. Поэтому в первую очередь провизор должен определить, может он вмешаться в патологический процесс или лучше направить пациента к врачу. Если человек болен более трех дней, у него температура тела выше 39 градусов, имеются высыпания на коже, во время заболевания изменился цвет мочи, появились кашель с приступами удушья, нетипичные боли в области поясницы и некоторые другие угрожающие симптомы, необходимо воздержаться от рекомендаций и немедленно направить его в больницу. Если же провизор исключил угрожающие симптомы, можно перейти к выбору лекарственного препарата.
Простуда — это симптомокомплекс, куда входят ринит, кашель, головная боль, лихорадка. Соответственно, здесь нужен посимптомный подход. Аптечный работник должен облегчить состояние больного, улучшить качество его жизни. Мы понимаем, что если, к примеру, начался ринит, то он не закончится, пока не пройдет все стадии. Но человек должен дышать носом. Поэтому на первом этапе назначаются сосудосуживающие средства. Если же насморк продолжается дольше трех дней, то назначаются препараты, воздействующие на регенерацию слизистой, обладающие дезодорирующим и смягчающим эффектами. В этот период применение сосудосуживающих капель может только нанести вред.

Следует помнить, что при каждой составляющей симптомокомплекса могут быть свои угрожающие симптомы. Например, настороженность должен вызвать кашель с обильной мокротой, наличие в мокроте прожилок крови.
Важный момент относительно лихорадки: нельзя применять аспирин у пациентов до 18 лет. Хотя об этом постоянно говорится во всех СМИ, каждый год имеют место ситуации, когда ребенок погибает от аспирина. Ни в коем случае у детей нельзя использовать препараты с обезболивающим и жаропонижающим эффектами, предназначенные для взрослых.
Также не стоит использовать метамизол. Он эффективен, но небезопасен, и в 70 странах основанные на нем препараты уже запрещены к применению.
Основным документом для провизора всегда должна оставаться инструкция по медицинскому применению. Если производитель провел исследования и выяснил, что лекарственное средство не стоит использовать у пациентов до 18 лет, не нужно экспериментировать. Наиболее безопасные жаропонижающие анальгетики — это препараты парацетамола и ибупрофена. Их можно назначать при лихорадке и головной боли и детям, и взрослым.
Положительный эффект дают, в том числе, комбинированные препараты, которые сегодня в большом количестве представлены на рынке.

— Значительная часть Ваших исследований посвящена лекарственным средствам на растительной основе. Могут ли некоторые из них соперничать с синтетическими препаратами?

— Наши исследования подтверждают, что это так. Средства на основе плюща, мха, других растительных компонентов демонстрируют высокую эффективность. В целом такие препараты действуют медленнее, нежели синтетические, но они более безопасны, не менее эффективны при курсовом лечении и открывают перспективы для использования у детей. Многие растительные средства кроме влияния на симптомы простуды обладают вирусоцидным, бактериальным действием, но с особым механизмом, который опосредуется через иммунную систему, влияние на макрофаги, повышение собственных защитных сил. Это очень удобно, когда в одном препарате мы получаем и симптоматическое лечение, и патогенетическое, и зачастую этиотропное.

— В преддверии Нового Года что посоветуете нашим читателям для поддержания здоровья во время зимних праздников?

— Всех читателей журнала «Рецепты аптечных продаж» поздравляю с наступающим Новым годом! Здоровья вам и успехов.
И помните, главное — это умеренность во всем. Профилактика от болезней — это не только препараты. Это и качество воды, и потребляемой нами пищи. Не забывайте, что при современной экологии и качестве продуктов мы недополучаем с едой витамины, поэтому периодически (осенью и весной) необходимо проводить профилактические курсы с использованием витаминных препаратов. И даже в праздники желательно не зло­употреблять спиртными напитками.

Интервью взяла Олеся Мишина


Дайджест статьи

Наши клиенты

РАП