Осторожно, офисные вредители! Боремся с бренд-киллерами - Агентство Медичного Маркетингу

Осторожно, офисные вредители! Боремся с бренд-киллерами

👁 1 468

Осторожно, офисные вредители! Боремся с бренд-киллерами

Помните культовый фильм «Леон»? Главный герой там знал свое дело, еще и 12-летнюю девочку смог обучить правильно целиться из снайперской винтовки и попадать куда надо. Хотя при всем своем профессионализме наемный убийца не умел читать, был прост, добр и очарователен. Совсем другое дело – убийцы нашего бренда. Они вроде бы как и не целятся, да и мотива убивать у них, на первый взгляд, нет, и люди они грамотные, но в итоге их работы у руководителя закрадывается подозрение: «Друг дорогой, тебя случайно не наняли убить мой бизнес?».


Статья из электронного журнала для владельцев и ТОП-менеджеров аптечных сетей «PharmaChief»

Феномен офисных убийц

Как бы мы ни стремились автоматизировать процессы, в бизнесе все и всегда зависит от людей. Почему большинство тренингов направлены на первостольников? Продавать-то им. И если не захотят нормально работать – продадут мало. Круглые глаза, удивленный вид: «Не знаю, я уже по-всякому предлагаю – не берут этот препарат, хоть убей!». То же касается менеджеров, бухгалтеров, да кого угодно в компании. Если он не хочет, чтобы система исправно работала, то будет тормозить процесс. Причем необязательно невыполнением своих обязанностей. Напротив, человек может делать все, что ему говорят, но при этом создавать атмосферу безнадежности, мрака, показывать всем видом, что в руководстве никто ничего не понимает, и отравлять своим деструктивным настроением остальной коллектив.

Зачем ему это?

Люди – существа сложные. И сами не всегда понимают свою внутреннюю мотивацию. На первый взгляд, в интересах сотрудника – чтобы компания развивалась, приносила доход, открывала для него перспективы роста. Но внутренние мотивы, заложенные с детства, обычно сильнее. И на практике для него оказывается важнее влиять на окружающих, «дружить» против директора, заставлять людей рядом чувствовать себя перед ним виноватыми, что-то должными, некомпетентными, да какими угодно, лишь бы он был царь, вождь, негласный лидер мнений, а иногда даже предводитель офисного восстания.

Конечно, причины натянутой атмосферы в коллективе бывают и объективными: низкие зарплаты, напряженная ситуация в стране, необходимость конкурировать за клиентов. Но все-таки субъективных причин больше!

Это такая себя триада:
1. Наличие в коллективе человека, который постоянно «мутит воду».
2. Возрастающий уровень влияния этого человека на других сотрудников.
3. Деструкция в рабочих процессах.

Думаю, каждый может вспомнить такого человека. Причем часто подобные люди – эмоциональные лидеры, которые, неосознанно руководствуясь деструктивной мотивацией, сами рубят ветку, на которой сидят.

NB! Любой офисный вредитель – бренд-киллер – опасен, он действует целенаправленно, его цель – крах вашего бренда и вашей карьеры. Киллер легко объединяется с другими киллерами, эти люди собираются в команды, и с ними трудно справиться. Примечательно, что они иногда даже не осознают, что делают и зачем.

Вряд ли найдется руководитель, у которого есть желание подрабатывать в свободное от управления бизнесом время внештатным психологом. И чужие «тараканы», которые, может быть, восходят к моделям поведения еще бабушек-дедушек, – не наша забота. Иными словами, нам не надо копаться в причинах. Важно нейтрализовать вредителя. Огородник же не спрашивает у колорадского жука, зачем он поедает его картофель. А что он делает с жуком? Вот именно.

Стратегия противодействия

Первое, что нужно сделать, – убрать себя из поля влияния деструктивного коллеги или сотрудника. С этой целью руководитель-бренд должен сформировать у себя определенный эмоциональный иммунитет.

Иначе говоря, развить в себе способность защищать свое эмоциональное поле от чужеродного воздействия. Наличие навыков защиты способно создать вокруг вас «огненное кольцо», ограничивающее поползновения бренд-киллеров. Через «кольцо» целиться неудобно – не видно ничего.

Эмоции, как известно, распространяются по воздуху, у каждого – свои проблемы, поэтому общей атмосферой в коллективе сложно управлять. Но в наших силах создать вокруг себя собственную атмосферу, электрическое поле, которое будет не только защищать, но и противодействовать негативным веяниям.

Вообще эмоциональные столкновения в коллективе напоминают бильярдные шары: при ударе сталкиваются два шара, если удар сильный – сразу множество шаров приходить в движение.

При столкновении есть три генетических реакции:
– драться;
– бежать;
– притвориться мертвым.

И каждую из них в той или иной вариации мы можем с успехом использовать с бренд-киллером.

Но с чего начать? Поле вокруг нас – мега-позитивное, «огненное» еще и током бьется в ответ на каждый деструктивный «выброс». Мы нацелены на результат, команду замотивировали, как могли, – что теперь?

Уволить всех потенциальных киллеров бренда – первая мысль, которая приходит в голову. Как говорится, одно паршивое козлище – и всей отаре конец. Но уволить, к сожалению, не всегда получается. А бывает, что это просто не в нашей компетенции. И все же, чтобы начать принимать активные меры противодействия киллерам бренда, необходимо их выявить и распознать.

Как они это делают?

Интересно, что бренд-киллеры чаще всего не подозревают о своем негативном влиянии. Они якобы справляются с профессиональными задачами, но атмосферу убивают на корню. И все же нападать на них нельзя, по крайней мере открыто. А то будет, как в известной поговорке: «Никогда не спорьте с дураками, они стащат вас на свой уровень и задавят опытом!».

Что объединяет бренд-киллеров?

Они сепарируют команду, ведут себя по принципу Цезаря – «разделяй и властвуй».

Маска, кто ты? Типы офисных убийц

Итак, как нам узнать вредителя?

В природе паразиты и вредные насекомые маскируются под растения, сливаются с окружающей средой. Наемные киллеры тоже стараются надевать темную неброскую одежду, а лучше – маску с прорезями для глаз, чтобы их не узнали (по крайней мере, так нас учит кино). Убийцы бренда тоже умеют изображать человека с самыми лучшими намерениями, неравнодушного к судьбе компании. Наша классификация поможет найти даже самого искусно замаскированного вредителя – нужно только присмотреться.

Итак, основные типы бренд-киллеров.

Тип первый: «Туча»

Человек, который всегда в подавленном настроении, всем недоволен. Характер тяжелый, с молчаливой претензией. Он открыто не воздействует, но как бы нависает над коллективом. Лишает команду энтузиазма, привносит ощущение безысходности. Является нигилистом и «грузилой», «открывает глаза» на суровую правду жизни. Одевается «Туча» во все серое и темное, что и помогает нам его распознать. Любит бросаться фразами в стиле: «Нас просто используют, чего им там, наверху, не сидится спокойно». Ненавидит изменения, при попытке внедрения инноваций снисходительно изрекает: «А, это мы уже проходили…» или «Ребята, так, как вы хотите, не сработает».
При этом вариантов, как сработает, «Туча» не предлагает.

Такой тип сотрудников строит из себя сильного, наделенного тайным знанием человека. Он приходит на корпоративы, но ведет там себя пассивно либо рассказывает какие-то грустные истории кучке людей, подверженных его влиянию. Ему не нужны лайки в Интернете, «Туча» выше этого.

Рекомендации по работе с «Тучей»:
1. Не обращать внимания на выражение его лица и уж тем более – не связывать с его мрачным видом какие-то события.
2. Ни в коем случае не пытаться поднимать ему настроение, это чревато позвоночной грыжей!
3. Никогда не спрашивать у него совета!
4. Если уж оказались рядом, просто спокойно молчите и думайте о своем.

Тип второй: «Скорпион»

Эти люди – мстительные, обидчивые, склонны к сведению счетов. «Скорпион» резко и метко бьет по статусу другого человека. Действует точечными негативными ядовитыми оценками. В общении – ползучий, часто вначале кажется добрым, «втирается» в доверие. Целится всегда в авторитетных людей, «опускает» их статус негативными оценками.

Говорит тихо и часто медленно, двигается уверенно и неспешно.
«Скорпион» чаще – талантливый очернитель, выбирает действительно слабые места – и безжалостно атакует. Настоящий мастер посеять смуту, оболгать человека, прикрываясь мнимым благородством и высокой моралью.

Рекомендации по работе со «Скорпионом»:
1. Обходите его стороной.
2. Не ждите, что «Скорпион» ответит добром на добро.
3. Держите ухо востро.
4. Если укус все же произошел, нужна коллективная прививка. Вскройте карты коллективу. От этого человека можно ожидать чего угодно, на своем опыте убедился.
5. Не вступайте с ним в прямую конфронтацию. Как только появится возможность, нужно попытаться изгнать его из коллектива в более пустынное место.

Тип третий: «Клоп»

«Гадит» исподтишка, чаще всего незаметен. Но, попадая в его атмосферу, чувствуешь некий специфический запах с налетом негатива. Внешне вежливый, но постоянно подрывает репутацию руководителя сплетнями и эмоциональными догадками. В душе – трусливый, плетет интриги и саботирует задания.

Этот человек – разведчик, партизан. Особенно сильно он ненавидит умных и успешных людей, в отличие от других бренд-киллеров, готов осознанно мстить за свое несчастливое детство. «Клоп» упорен в сборе данных, потому что убежден: тот, кто владеет информацией, владеет миром.

Он отличный собеседник, но при внимательном наблюдении можно заметить информационную асимметрию. То есть «Клоп» больше выспрашивает у вас, чем делится информацией о себе. Как вы понимаете, он охотно делится негативной информацией о коллегах. Фирменный прием – «сталкивание лбами»: «Он о тебе вот так сказал, непорядочно поступил и т. д.».

Также он любит посеять панические настроения: «Я слышал, что грядут сокращения…».

Рекомендации по работе с «Клопом»:
1. Проверяйте источники информации.
2. Если тяжело определить «Клопа», найдите в коллективе самого информированного сотрудника.
3. В беседе с потенциальным «Клопом» остерегайтесь информационной асимметрии!
4. Если точно нашли «Клопа», нужно на него «наехать». Предупредить, чтобы больше не смел вести о вас никаких разговоров. Обычно «Клопы» боятся открытой агрессии и предпочитают оставаться в тени. Используйте это.

Тип четвертый: «Кровопийца»

Такой сотрудник ерничает, манипулирует, «тянет душу», доводит до слез, играет на нервах. Нуждается в эмоционально здоровых донорах, лезет в чужую жизнь.

После общения с такими людьми портится настроение, они плохо влияют на коллектив. «Кровопийцы»-начальники пьют все соки из подчиненных, специально заостряют внимание на ошибках, публично критикуют, заставляют работать внеурочно без причин и особых форс-мажоров. Поначалу он может показаться волевой, сильной личностью и даже быть привлекательным, с каким-то гипнотизмом. По мере сближения он становится невыносимым.

Рекомендации по работе с «Кровопийцей»:
1. Держите блок и безопасную дистанцию, не позволяйте «Кровопийце» сблизиться с вами настолько, чтобы впиться зубами в шею.
2. Давайте решительные ответы на неуместные шутки, отсекайте попытки ерничать.
3. Не нужно улыбаться, лебезить, делать комплименты, так будет только хуже. Держите дистанцию!

Тип пятый: «Истеричка»

Претензии, обиды, недовольство, открытая конфронтация. У такого сотрудника – избыточная эмоциональная реакция на людей и события, корни которой, как правило, либо лежат в детстве, либо стали следствием эмоциональной травмы, только людям вокруг от этого не легче. Очень конфликтные люди, скандалят по любому поводу, высказывают претензии и недовольство, обидчивые.

Рекомендации по работе с «Истеричкой»:
1. По возможности обращаться к ней через кого-то.
2. Если попали под истерику, соблюдать полное спокойствие и нарочитую невозмутимость.
3. Если контакты с ней (с ним) неизбежны, следите за эмоциональным градусом, и когда ситуация накаляется, ретируйтесь, найдите себе работу, уносите свои уши.
4. Можно использовать «Истеричку» против других киллеров, а лучше, конечно, подобрать безобидную дозу седативных препаратов )).

Тип шестой: «Мнимый больной», «Жертва»

Ходячая неприятность и недоразумение. «Болезненный» человек, у него и давление, и желудок, ему не везет, ломается машина, топят квартиру, вечно не хватает денег. Такой бедовый человек, которого все жалеют. Он обделен и обездолен, и поэтому требует помощи и поддержки от всех.

Актер трагического жанра. Его опасность в том, что он считает, якобы из-за его несчастий все что-то ему должны, ведь он обделен судьбой. И стоит вам хоть раз ему помочь, он будет, как голодная собака, просить еще и еще…

Это о нем придуман анекдот: «Хочешь завести врага – одолжи денег, и когда подойдет срок, спроси, когда отдаст».

Рекомендации по работе с «Жертвой»:
1. Не оказывайте ему поддержку!
2. «Подсветите» его поведение, чтобы вскрыть эту манипуляцию перед коллективом.
3. Не нужно сочувствовать и лезть в причины его неудач, если уж необходимо с ним сотрудничать, опирайтесь на факты.

Общим знаменателем у всех бренд-киллеров является манипулятивное поведение. Причем направленное на реализацию каких-то личных нужд, своих комплексов, «поглаживание» нездорового эго. С бизнесом все это никак не связано. Но прямо на него влияет. Потому что люди вокруг начинают сомневаться, перенимать нездоровые привычки, ориентацию на процесс, а не на результат, а в итоге страдает компания. В «зараженном» вредителями коллективе не приживаются инновации, идеи руководства воспринимаются в штыки, или же сотрудникам просто некогда выполнять свою работу – они слишком заняты мелодраматичными войнами внутри коллектива. Поэтому при первой возможности от киллеров бренда нужно избавляться. То есть действовать на опережение.
Уверен, что советы выше помогут вам разобраться в этом непростом вопросе и выработать стратегии защиты!

Юрий ЧЕРТКОВ,
бизнес-тренер,
директор компании «Агентство
Медицинского Маркетинга»

Поділитися:

ХАЙП-МАРКЕТИНГ

Книги


книги

АНФО

АММ в соц.мережах:

Scroll to Top

Агентство Медичного Маркетингу