Есть ли выход?

28.03.13 12:33    2 559 
Выход из тяжелой ситуации, которая существует в отечественном здравоохранении, есть. Но, увы, он требует капитального вложения средств, сил и времени. Для многих он вообще покажется нереальным, а всего лишь неприменимыми к жизни формулировками. Попробую озвучить эти формулировки с конкретными примерами.
Во-первых, активное вмешательство государства. Есть претензии к недостаточной квалификации врачей и медсестер? Увеличьте их заработную плату, организуйте материальную и лекарственную базу, обновите кадры. Сделайте эту профессию престижной и популярной, добейтесь здоровой конкуренции среди врачей. Качество работы возрастет во много раз.
Во-вторых, общегосударственный подъем общей медицинской культуры. В идеале – параллельный рост правовой культуры. Телевидение в последнее время пытается внести свою лепту, демонстрируя сериалы «Доктор Хаус» или «Анатомия Грей». Эти фильмы ненавязчиво формируют реальный образ врача, дают населению возможность понять огромную сложность диагностической работы. Зрители осознают, что врачебные ошибки имеют место, но нередко они происходят не по вине лечащего врача. Эти зарубежные фильмы в немалой степени способствует поднятию авторитета доктора и в западных странах, где немало проблем с «врачебными ошибками».
Что касается Украины, то вполне уместным был бы фильм такого содержания:
Пациент «жаждет крови», хочет «наказать» неугодного врача. Перед операцией он дал врачу некую часть денег, и сейчас чувствует себя обманутым, потому что возникли послеоперационные осложнения. И тут появляется Уважаемый человек, который в беседе с нашим Пациентом убедительно и профессионально описывает сложность операции, напоминая, что храбрый Пациент знал, на что идет. И что 100% гарантий позитивного исхода никто ему не давал. Запоздало и с муками, пациент вспоминает, что врач «что-то» говорил о 60% вероятности позитива. «Кровожадность» постепенно уходит, но остается вопрос о деньгах. Собеседник, покачивая головой, сопоставляет «переданное врачу вознаграждение» со стоимостью «до- и после- операционных» медикаментов. Пациент в шоке! И предмет спора просто исчезает.
В-третьих, необходимость сознательной и активной позиции непосредственно врачей. Конечно, мы вправе надеяться (право на надежду у нас не отобрали), что наше родное государство примет на себя хлопоты по реформированию законодательной базы в сфере здравоохранения, а также обеспечит надлежащее финансирование медицины. Но из пропасти, в которую все дальше сползает отечественная медицина, государство вытаскивать не спешит. Отмахиваясь двумя руками от населения, которое катастрофически уменьшается, государство кивает в сторону медицинских работников: «с них спрашивайте!».
Согласно требованиям приказа МОЗ Украины № 617 от 30.10.2008 г., открыта телефонная «горячая линия», призванная оперативно реагировать на обращение граждан. Не секрет, что большинство пациентов, осуждая действия врачей, исходят из простой потребности излить накопленный негатив. Человек «выпускает пар», не понимая специфики работы врача, нищеты больниц, сути диагностической проблемы.
Профессиональная и тактичная работа с негодующими пациентами, разъяснение сути проблемы, возможности (или невозможности) иного исхода, выполненная профессиональными врачами, могла бы немного снять социальную напряженность. Но все это капля в море нерешенных проблем здравоохранения.
«Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Даем несколько простых советов для медицинских работников, которые будут полезны в ежедневной деятельности. Не претендуем на статус заповедей, но напоминаем – от сознательности и правовой активности врача во многом зависит его будущее.
Советы врачу

1. Знать свои обязанности и права. Первым и важнейшим документов для врача должна стать его должностная инструкция (а также иные нормативные документы, определяющие объем его профессиональных обязанностей и полномочий). Врач обязан знать свои права, закрепленные законодательством Украины.
2. Аккуратно и в срок заполнять историю болезни пациента. Это первый и главный документ для следственных и судебных органов. Все, что будет отсутствовать в медицинских документах, скорее всего, будет доказываться свидетельскими показаниями или иными способами. Лучше потратить время на детальную запись в истории болезни, чем потом тратить время на судебное разбирательство.
3. В случае возникновения проблем, осложнений в работе или возникновения потенциального конфликта с пациентом, врач должен информировать об этом факте свою администрацию письменно (например, в виде служебной записки, объяснительной), с четким изложением фактов и своей позиции. В случае необходимости, нужно заручиться оценкой и мнением кворума врачей.
4. Уметь признавать перед пациентом свою ошибку или неспособность разрешить определенную проблему. Лучше потратить время на объяснение пациенту сложности его заболевания и посоветовать возможные дальнейшие действия (консультирование с другим специалистом, обращение в иное лечебное заведение), чем назначать лечение, явно не способствующее выздоровлению или направленное на определенный риск (не осознаваемый пациентом).
5. В обязательном порядке – постоянно повышать свое образование, и не только в медицине.

статья из книги «Чему не научат в медицинском ВУЗЕ 2»

Поделиться в мессенджере: viber  telegram

Теги: ,


Комментировать

 *

Наши клиенты

РАП