Семья, серпентарий или любовное гнездышко?
Секреты управления женским коллективом

25.03.19 11:00    1 156 
Секреты управления женским коллективом Небольшой тест: попросите любого своего знакомого, который не работает на фармрынке, представить, что он зашел в аптеку и увидел провизора, стоящего к нему спиной. Как он окликнет специалиста, чтобы тот повернулся? Самый вероятный ответ: «Здравствуйте, девушка». Логично. Ведь сегодня всего 10 % от общего числа дипломированных провизоров составляют мужчины. А это значит, что руководитель аптеки должен быть не просто грамотным управленцем, а настоящим мастером, который хорошо понимает тонкости работы с прекрасной половиной человечества.

Статья из электронного журнала для владельцев и ТОП-менеджеров аптечных сетей «PharmaChief»

Мнения на одном из профессиональных форумов

«Женский коллектив – это всегда сплетни. У нас есть одна такая. Про каждого ходит заведующей рассказывает, какие мы плохие, на наши недостатки указывает. Зачем ей это надо только? Очень тяжело. Даже боишься с кем-либо чем-нибудь поделиться. Сразу разнесется».

Комментарий пользователя Лилия Назарова

«Женский коллектив – вещь ТРУДНОуправляемая. Но!!! Как нельзя лучше работает крылатое выражение “Разделяй, Ссорь и Властвуй”. Будут бегать “стучать” друг на друга – у начальства полная картина!!! Прекрасно (для начальника)!!! А вот попасть в эту среду не пожелал бы и врагу… Есть некоторый опыт… разный. Дружного женского коллектива НЕ БЫВАЕТ!!!! Особенно большого. Можете мне поверить, я был и руководителем такого коллектива, и сам в нем находился».

Комментарий пользователя Иван Иванов

«Почти 5 лет назад я пошла работать в аптеку. Был чисто женский коллектив!!!!! Наверное, такое бывает только раз в жизни, но это была СЕМЬЯ!!!! При этом возраст был разный – от 22 до 49 лет. 13 женщин, и никаких сплетен, интриг. Теперь мы все не работаем в одном месте (аптеку закрыли, кто куда разошлись), но эти дружеские отношения у нас до сих пор. Мы ездим друг к другу из разных городов, звоним и общаемся каждый день. Я благодарна нашему женскому коллективу за настоящие дружеские отношения!»

Комментарий пользователя Светлана Сюсюкина

«Хех. Я пришел зато… Служебные романы… Ммм… Приятно вспомнить… Помню одну аптеку, где фармацевт встречалась с мужем заведующей, водитель – с бухгалтером, я – с девушкой из аптечного пункта… Во время корпоративов это очень ясно проявлялось, кто с кем… Ничего, дружно жили!..»

Комментарий пользователя Евгений Раев
Источник: kharkovforum.com

girlz-3
Так какой же он – ваш женский коллектив? «Серпентарий», как утверждают некоторые обиженные сотрудники аптек, рассадник внебрачных связей или, может быть, вопреки всем стереотипам, дружная семья? И что влияет на микроклимат в аптеке, где основной пул сотрудников – дамы разного возраста, привычек, семейного положения и с различным характером? Попробуем разобраться.

М и Ж: немного различий

О том, что мужчины и женщины разные, дети узнают в возрасте примерно 3–5 лет. Тем не менее с возрастом это великое знание почему-то начинает размываться. И тому есть причина: в последние 100 лет общество стремительно стирает все возможные гендерные различия, доказывая равенство полов, в итоге даже сама мысль о выборе профессии и планировании карьеры с учетом своей гендерной принадлежности для многих отдает средневековьем.

Другая крайность: искажаются сами представления о женственности и мужественности. Появляются определенные клише о том, что все женщины – истерички, не способные к логическому мышлению, а все мужчины – брутальные молчуны.

А как все обстоит на самом деле?

Согласно результатам исследования Big Five, в котором оценивалось поведение мужчин и женщин в социуме по пяти важным характеристикам, отличия все же есть.

Критерий 1. Эмоциональная стабильность
Женщины намного эмоциональнее, чем мужчины: им свойственна тревожность, переходящая в депрессию, а в случае возникновения некомфортных ситуаций они, как правило, выбирают тип поведения «избегание». В то же время представители сильного пола более вспыльчивы, раздражительны и склонны демонстрировать враждебность.

Критерий 2. Доброжелательность
Женщины более дружелюбны, чем мужчины. Они чаще проявляют внимание и сострадание, большую эмпатию и теплоту в общении, а в выстраивании коммуникации им нет равных.

Критерий 3. Добросовестность
При общем примерно одинаковом уровне добросовестности мужчины более трудолюбивы. Но женщины дисциплинированнее, поэтому стремятся неукоснительно соблюдать установленные правила и процедуры.

Критерий 4. Общительность
Среди женщин гораздо больше экстравертов. Хотя и с нюансами. Представительницы прекрасного пола более открыты для общения, но при этом более зависимы от общественного мнения, нуждаются в принадлежности к какой-либо группе и позитивных эмоциях. Мужчины же склонны к поиску нового опыта и острым ощущениям.

Критерий 5. Открытость к новому
При практически одинаковом уровне IQ женщины обычно воспринимают информацию через эстетику и чувства, а мужчины – через факты и логику, при этом они более креативны.

В результате исследований выяснилось, что с возрастом различия в поведении между полами… стираются. Это значит, что изначальная склонность к той или иной модели поведения – как для женщин, так и для мужчин – не статична.

Девушка за первым столом

Таким образом, мы видим, что женщина – идеальный кандидат на роль провизора. Ведь дамы изначально более внимательны к посетителям, приятны в общении, отзывчивы. При этом женская любовь к порядку и ответственность позволяют им успешно работать с большим ассортиментом, соблюдая все процедуры, отпускать товар строго по рецепту, а также рекомендовать тот или иной препарат исключительно в соответствии с инструкцией. Добавьте к этому природную женственность – мягкие черты лица, плавные движения, внимательный и открытый взгляд – и перед вами идеальный первостольник. Если понаблюдать за клиентами в аптеке, где за первым столом стоят мужчины и женщины, то можно заметить, что посетители в первую очередь стараются попасть «на прием» к представительницам слабого пола.

Органично леди смотрится и в роли заведующей отделом, и на посту маркетолога, мерчандайзера, руководителя. Заведующие аптеками в Украине тоже в основном женщины. Ведь в этой профессии, несмотря на повышенный уровень ответственности, реализуется истинно женская потребность заботиться и о посетителях, и о своих подчиненных, об уровне сервиса и поддержании порядка во вверенном отделе. Многочисленные обязанности заведующей требуют, в первую очередь, женской организованности и способности к стабилизации процессов на одном уровне, эмоциональной теплоты, заботы и открытости. В роли заведующей аптекой женщина может чувствовать себя мотивированной и счастливой намного дольше, чем мужчина, и поэтому более эффективной.

Итак, почему дамы выбирают фармацию, – понятно. Неясно только, как же такие чуткие, милые и любознательные представительницы прекрасного пола в ряде аптек превращаются вдруг в коллектив «злобных фурий». Зависит ли микроклимат в женском царстве аптеки от руководителя, и если зависит, то как?

Золотой билет в женское царство

Интересный факт: когда корреспонденты журнала «Рецепты аптечных продаж» спрашивают у заведующих и руководителей аптек о том, сложно ли им управлять женским коллективом, в ответ всегда, без исключений, звучит возмущенное «Вы что, у нас самый лучший коллектив! Все девочки очень дружные, мы все всегда помогаем друг другу!». И действительно, грамотная заведующая или заведующий способны найти тот баланс, который поможет аптеке выжить без внутренних проблем. Но правда в том, что добиться этого, управляя женским коллективом, совсем непросто.

Сложность не только в управлении женщинами с их борьбой за власть или комфорт, с завистью и неизбежной «дружбой против кого-то». Проблема еще и в дефиците достойных кадров. Стало традицией сравнивать функции и заработные платы с другими аптеками и сетями. Продолжают расти возражения «а в других аптеках это не требуют», «мне за это не платят», «знакомая сказала, что у них отстоял смену – и ушел». Важно понимать и принимать ситуацию, а не закрываться от нее по принципу «У нас такого нет, у нас все хорошо». Ведь возражения, саботаж и манипуляции уносят энергию компании, необходимую для ее развития.

Вредные советы

snakes Ниже – несколько ошибок руководителя, которые превращают «дружную аптечную семью» в клубок змей:

1. Выбрать себе из коллектива подружку и продвигать ее в обход более профессиональных сотрудниц (или даже привести подругу детства, которая ничего не умеет, зато вы всегда на ее стороне).

2. Решать вопросы в курилке – то есть с теми, кто курит. Остальные сотрудницы либо пусть учатся дымить, либо довольствуются малым. На конференцию в Буковель поедет Людочка, ведь с ней так приятно перекурить и выпить кофейку в перерыве.

3. Подавлять любое движение и идею перспективной сотрудницы из страха конкуренции, довести ее до состояния кролика перед удавом. А что, пусть забудет саму мысль о том, что в перспективе может занять ваше место!

4. Руководствоваться своим настроением при принятии решений: пусть подчиненные угадывают, когда к вам можно подойти на поклон, а когда лучше не соваться.

5. Присоединяться к играм в коллективе, поощрять сплетни, выбирать «девочку для битья».

6. Скрывать важную информацию.

7. Доминировать, никогда не входя в положение сотрудниц. «Мама попала в больницу с сердечным приступом? Сочувствую, но работать за тебя кто будет?». «Высокая температура? Ну, ты же провизор, приходи на работу, лекарственные средства – вот они, на витрине».

8. Требовать выполнения обязанностей на пределе сил и постоянно.
Пусть не расслабляются, тут не курорт.

9. Никогда не хвалить и не поощрять.

10. «Не нравится – никто тебя не держит, найдем другого на твое место».

Такое поведение руководителя неприемлемо в любом коллективе, но среди женщин оно особенно губительно сказывается на трудовой атмосфере. Если мы работаем на результат, то свои личные комплексы и школьные привычки лучше оставить все-таки за порогом аптеки.

4 правила мудрого руководителя

Вместо этого стоит придерживаться нескольких простых и мирных правил.

Правило 1. Избегайте конкуренции
В женских коллективах любят конкурировать. В борьбе сотрудницы используют и сплетни, и интриги, и открытое противостояние (вспомним крики души на форуме). Старайтесь не провоцировать обострения конкуренции. Не затевайте соревнования, не поощряйте публично отличившихся. Публичное поощрение, особое расположение к кому-то из сотрудниц – недейственные инструменты управления. Придерживайтесь доброжелательно-нейтрального отношения к подчиненным. Используйте только индивидуальные методы обратной связи, чтобы похвалить аптечных работников или наоборот.

Правило 2. Следите за дисциплиной
В женских коллективах распространены опоздания, чаепития, ненормированные обеды. Определите, какие пункты трудовой дисциплины действительно необходимы. Например, вовремя приходить на работу, чтобы открыть аптеку для посетителей. Требуйте соблюдения обязательных пунктов – призывайте, напоминайте, ведите журнал.

Тем не менее все-таки делайте поблажки в ситуациях, касающихся семей сотрудниц. Кому-то приходится забирать ребенка из детского сада до окончания рабочего дня. А кто-то предпочтет не использовать обеденный перерыв, но приходить на работу позже, чтобы отвести ребенка в школу. Однако отсутствие в положенное время на рабочем месте обязательно должно быть отработано.

Правило 3. Мотивируйте
Женщины склонны преувеличивать загрузку, имитировать бурную деятельность. Поэтому настройте систему оплаты труда с учетом индивидуального вклада. Для каждой сотрудницы определите индивидуальный фронт работы и индивидуальные показатели (KPI). Завяжите переменную часть оплаты труда сотрудников на результат выполнения KPI.

Важно! Разовое поощрение стимулирует женщину сильнее, чем прибавка к зарплате.

Ставьте каждой сотруднице конкретные задачи на день и спрашивайте о выполнении этих задач. Сосредоточьте внимание подчиненных на конкретных достижениях, а не на «отсиживании» рабочих часов.

Правило 4. Предупреждайте конфликты
В женских коллективах царит атмосфера излишней эмоциональности и повышенной конфликтности. Женщинам свойственно взывать к руководителю как к арбитру и вовлекать его в конфликт. Главная причина повышенного эмоционального фона – рутина. Чтобы снизить монотонность в работе, разрешите сотрудникам менять виды деятельности во время рабочего дня. Если чувствуете, что назревает конфликт, переключайте внимание сотрудниц. Пошутите, похвалите, расскажите поучительную историю.

И еще один момент: не бойтесь подчиненных-женщин. Они внимательны к деталям и, положа руку на сердце, стремятся довести начатое до конца чаще, чем сотрудники-мужчины. Чтобы управлять женским коллективом, используйте четкую постановку задач, установите измеримые критерии результата, позаботьтесь о нематериальной мотивации. Ведь, зная два-три ведущих мотива сотрудника, можно гораздо эффективней ставить задачу. А у женщин нематериальные мотивы развиты больше, чем у мужчин, используйте это.

Относитесь к своим сотрудницам требовательно, но без перегибов, дружелюбно, но не превращаясь для них в мамочку / папочку. И тогда, читая злые комментарии о женских коллективах, вы сможете уверенно улыбаться от приятного осознания: это у вас там серпентарий, а у нас в аптеке – царство фей :).

Марина Чибисова

Поделиться в мессенджере: viber  telegram

Теги: , , , ,


Комментировать

 *

Наши клиенты

РАП