Менеджмент в стиле «ЛОХ» или «СВОЛОЧЬ»?

02.01.19 10:10    457 

Наверное, споры какой стиль менеджмента эффективнее не стихнут никогда.

Известный ученый в области лидерства Дуглас Макгрегор, назвал предпосылки авторитарного руководства по отношению к работникам теорией “Х”.

Х-руководитель авторитарен, менеджмент строится на следующих постулатах:
• люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы;
• у людей нет честолюбия, они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили;
• больше всего люди хотят защищённости;
• чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

В общем, часто такой начальник ведет себя как настоящая СВОЛОЧЬ!

Также есть Y-менеджеры, их управление основывается на следующих постулатах:
• труд – процесс естественный.
• если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, но и будут стремиться к ней;
• если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль;
• приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением целей;
• способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал человека используется лишь частично.

Часто такой начальник ведет себя как настоящий ЛОХ. Я слышал, что эту аббревиатуру придумали милиционеры, ЛОХ – Лицо Обиженное Хулиганами.

Как Вы понимаете, больше людей симпатизируют Y-начальникам, мотиваторам, стремящихся осчастливить подчиненных.

Разумеется, нужно использовать комбинацию стилей и ЯКОБЫ в чистом виде ни один стиль не работает, но все-таки практика подсказывает, что авторитарный стиль не такой уже безнадежный…

Вряд ли кто-то будет спорить, что самым раскрученным персональным управленческим брендом стал бренд Стива Джобса.
Да, это самый обсуждаемый образ руководителя.
Представлю вам несколько зарисовок о личности главы Apple.

В 1997 году, вскоре после возвращения в Apple на должность гендиректора, Стив Джобс решил, что одна транспортная компания доставляет им компоненты очень медленно.
Перевозчик в ответ заявил, что не может доставлять быстрее, да и не должен: зафиксированные в договоре сроки соблюдались.
Джобс велел разорвать контракт. И добавил, что если попробуют судиться, то никогда больше не получат ни цента. Транспортная компания подала в суд. Работавший с ней менеджер уволился. Судебное разбирательство обошлось в крупную сумму денег, но цель была достигнута: Apple нашла нового, более расторопного перевозчика.

Какой урок можно извлечь из этой истории? Что цель оправдывает любые средства. Для предпринимателей жизнь Джобса – все равно что Евангелие и анти-Евангелие в одном лице.

Одни видят в нем наглядный пример того, как важно следовать своему видению и своей цели.

Другие — поучительную историю о том, как можно изменить мир, но настроить против себя всех окружающих.

Джобс был типичным представителем Х стиля менеджмента: авторитарно – образцовый стиль, якобы наименее эффективный стиль менеджмента.
Возле него никто не мог чувствовать себя в безопасности.
Среди бизнесменов немало таких, как Стив: агрессивных, с диктаторскими замашками, настроенных на постоянную конкуренцию, воспринимающих работу как самое главное в жизни.
Биография Джобса лишь укрепила их в мысли, что они все делают правильно. Вот несколько примеров. Присоединиться или убраться с дороги — вот главное, что усвоили те, кто рассматривает Джобса как образец для подражания.
«Джобс показал, насколько эффективен может быть авторитарный стиль управления. Он опроверг тезис современной социологии о том, что счастливые сотрудники всегда эффективнее».

Аарон Леви, создатель сервиса Box, добавляет: «История Джобса научила меня, что от сотрудников надо требовать невозможного. Они должны знать, что я не позволю выпустить продукт до тех пор, пока его не отполируют до блеска. Для продукта это хорошо, а вот для людей не очень».
Впрочем, команда легко примиряется с грубым и авторитарным стилем управления, если организация показывает впечатляющие результаты. Джобс регулярно называл подчиненных придурками, но мало кто из-за этого увольнялся.
Противников Джобса приводит в ужас его диктаторский стиль поведения. В книге Айзексона о жизни Джобса приводится много случаев бесцеремонного поведения Джобса. Он приходил в бешенство по самым незначительным поводам (не понравились цветы в отеле или напиток в кафе), парковался на местах для инвалидов, отказывался оформлять номерные знаки для автомобиля (из-за чего менял машину каждые полгода), долгое время не признавал старшую дочь.

Через некоторое время после выхода книги Айзексон опубликовал статью в Harvard Business Review. В ней он призвал меньше фиксироваться на сварливом характере Джобса и больше — на его выдающихся достижениях в Apple и Pixar. Айзексон суммировал взгляды Джобса в 14 коротких заповедей: «Искажайте реальность», «Добивайтесь совершенства», «Держите вокруг себя только людей из высшей лиги» и т. д.
«Его неуживчивый характер забудется, — пишет Айзексон, — а достижения навсегда останутся в истории. В одном ряду с Эдисоном, Фордом и Диснеем». Роберт Саттон, автор книги The No Asshole Rule, отмечает Джобса как крайне эффективного тирана. Но в подавляющем большинстве случаев, утверждает Саттон, диктаторские замашки создают одни лишь проблемы. Снижаются креативность и продуктивность сотрудников, формируется равнодушное отношение к работе, вырастает уровень прогулов и текучесть кадров. Саттон считает, что Джобс был слишком особенной и слишком противоречивой фигурой, чтобы на него ориентироваться. Это тест Роршаха для предпринимателей и менеджеров: каждый видит в Джобсе то, что хочет увидеть.

Наверное, самый яркий пример проявления диктатуры стало само название Apple.

Apples McIntosh Яблоко – любимый фрукт основателя компании Стива Джобса. После трех месяцев тщетных попыток найти название для нового бизнеса, он поставил своим партнерам ультиматум: «Я назову компанию Apple, если к пяти часам вы не предложите лучшего». Apples McIntosh – название сорта яблок, продававшегося в США.

Теги: , , ,


Комментировать

 *

Наши клиенты