Народ, миряне и монахи: с чего началась украинская фармация
05.09.16 11:59
1 544


Статья из журнала для провизоров и фармацевтов «Рецепты аптечных продаж»
“Горощки” и “мазуны”
Аксиома: люди принимают перемены неохотно. Особенно такие кардинальные, как смена веры. И в Киевской Руси еще долго после крещения народ практиковал способы лечения, переданные по наследству от предков. В общем-то, так продолжается по сей день: достаточно посмотреть на рецепты, которые предлагает народная медицина. «Собрать такую-то траву под полной луной, пить отвар по четным числам, а корень жевать по нечетным», – как бы далеко ни шагала фармацевтическая наука, а человек продолжает упорно верить в тайные силы и совершать странные действия, дошедшие к нам из древних языческих ритуалов. Хотя их исконный, сакральный смысл утерян давным-давно.
А вот чего на самом деле не было в Киевской Руси, так это разделения профессиональных обязанностей между врачами и фармацевтами. И так длилось вплоть до XIII в., когда в 1270 году во Львове при храме Иоанна Крестителя была открыта первая аптека, просуществовавшая до 1480 года.
Под покровом Лавры

В летописях сохранились сведения о развитии фармации в Киево-Печерской лавре, которая в то время стала самым крупным, богатым и влиятельным религиозным центром, где работали писатели-летописцы, ученые, строители, художники и, конечно, врачеватели.
Что именно привлекало талантливых людей в монастырские стены, понять несложно: когда жизнь вынуждает зарабатывать на пропитание тяжким трудом, как-то не до творческих поисков и философских размышлений. В Лавре монахи были обеспечены всем необходимым, их занятия поощрялись и считались богоугодным делом, так что неудивительно, что основное движение вперед происходило именно здесь.

Собственно, вот она, монастырская фармация на этапе ее зарождения. Также православным «лекарственным средством» можно назвать и просферы от преподобного Логгина, архимандрита Печерского, который «имел от Бога дары чудотворные»: после их вкушения больные «исцеление примали».
Упоминают хроники Киево-Печерской лавры и о «преподобном Алимпии». Он излечивал мазью прокаженных после того, как их не могли вылечить «волхвы и неверные люди».
Гордость князей
Помимо монастырской медицины активно развивалась и светская. При княжеских и боярских дворах служили «лечцы», как русские, так и иноземные. Летописи XI–XII вв. сохранили упоминания о «лечце»-армянине («Ормянине»), который был «хитр зело во врачевании».К этому врачу, умевшему определять болезни по внешнему виду и пульсу, обращались князья Всеволод и Владимир Мономах. При дворе черниговского князя в XII в. служил врачеватель Петр по прозвищу Сириянин (сириец). «Киево-Печерский патерик» содержит сообщение о медицинских диспутах («стязаниях о врачевськой хытрости») между Агапитом и «Ормянином» с одной стороны, и Петром Сириянином – с другой.
Кстати, к периоду Киевской Руси можно отнести и появление первых украинских фармакопей. Так, в XII в. внучкой Владимира Мономаха Евпраксией был написан лечебник «Алимма» (мази). Рукопись состояла из пяти частей, в которых описывались многочисленные болезни и лекарства, с помощью которых рекомендовалось проводить лечение. Для этой цели назначалось квашеное тесто, печеный лук, лук с медом и т. д. И многие рукописи тех времен содержали медицинские сюжеты с подробным описанием лекарственных средств, как славянских, так и иноземных. Особым интересом пользовались снадобья из Индии, о которых рассказывалось в повести «Александрия» (XIII в.) и многих других переведенных с греческого языка источниках.
***
В целом Киевская Русь была очень неоднозначным и интересным этапом развития отечественной фармации. Пожалуй, самой яркой ее чертой в то время была мудрость: православные монахи интересовались средствами народной медицины, старались обогатить свой лекарственный арсенал полезным опытом, откуда бы он ни пришел. Богатые люди выделяли средства на систематизацию имеющихся знаний и получение новых из других государств. И, развиваясь в относительной гармонии, лекари от народа, светские «лечцы» и монахи-врачеватели подготовили основу для дальнейшего развития аптечного дела в нашей стране.
Источники:
Бойчак М. П., Лякина Р. Н. Монастырская медицина в Киевской Руси // Therapia. – 2015. – № 2;
Марчукова С. М. Медицина в зеркале истории. – М. : Европейский дом, 2003. – 272 с.
Полный список источников
находится в редакции.
Марина Чибисова
Теги: лекарства, Рецепты аптечных продаж, у истоков, фармация