Без лица, или Как продавать новые товары в аптеке
01.04.16 13:17
1 953


По следам брендов
Человек ленив и нелюбопытен, и в культуре потребления эти его черты проявляются, пожалуй, сильнее, чем где-то еще. Ну не будет покупатель тратить время и силы на то, чтобы убедиться в преимуществах неизвестного ему товара. Тем более, все мы привыкли к другому – что рекламодатель сам «подсуетится», найдет, как нас заинтересовать, сообщит о своей исключительности с экрана телевизора, будет громко кричать о ней песенкой по радио и голосом промоутеров в торговом зале.Причем это стало нормой не только для покупателей, но и для фармацевтов. Не зря ключевое сообщение многих медицинских представителей во время презентации своего препарата звучит таким образом: «Возьмите наш продукт, мы проводим масштабную рекламную кампанию». Иными словами: «Внимание, легкий способ заработать! Вам и делать ничего не надо – только успевайте отпускать товар».

Во-вторых, если на рынке появилась общая тенденция, велико искушение поддаться ей, даже не понимая до конца смысла такой замены. А при неграмотном подходе его, в общем-то, и нет. И чтобы из «мертвого груза» эти безликие коробочки превратились в прибыль, придется вспоминать «матчасть» аптечных продаж.
Продукты завтрашнего дня
Почему же призванные закрыть потребность в сопутствующих аптечных товарах «безликие» бренды могут не сработать? Основная причина – мы разучились продавать. Так, чтобы с искринкой и задором, а не по расписанным дословно алгоритмам. А дешевые товары потому и стоят недорого, что в их рекламу никто не вкладывает значительных средств. Не приходят медпредставители с двухчасовыми презентациями, как это правильно продавать, не заказываются тренинги у ведущих психологов. В результате провизор на вопросы о новой продукции реагирует вялым «Смотрите, там все на витрине». Ему неясно, в чем преимущества товара, кроме цены, и эта неуверенность передается клиенту, который и так сомневается в новом продукте. Кроме того, играет роль и бонусная тщетность: нет смысла стараться ради реализации дешевой упаковки, намного интереснее работать по раскрученным дорогим препаратам.Но «новые лица» появились в аптеке не для красоты и не в качестве декора. Эту простую мысль важно донести до провизора. К тому же необходимо разобраться в том, что удерживает потребителя от покупки неизвестных товаров.
Есть три страха потребителя:
1) «Товар слишком дешевый, по сравнению с известными брендами, поэтому хорошим быть не может»;
2) «Не знаю производителя и бренд – не могу быть уверенным в безопасности; нет гарантий, что этот крем не изготовила в соседнем подвале бригада пьяных грузчиков»;
3) «А вдруг именно мне товар не подойдет? Тогда это деньги на ветер».
Хороший аргумент: новое – значит, производитель старается, вкладывает силы в то, чтобы понравиться покупателю. Пока нет привязки к бренду, у него в распоряжении только свойства продукции, на этом и делается акцент. За громкими именами часто ничего не стоит, кроме самих имен.
Опять же, «что-то новенькое» обладает эффектом инновационности.
А если хорошо выложить?

Логика этого приема проста: клиент заходит в аптеку, рассматривает выложенные товары, но еще не доверяет аптеке настолько, чтобы купить дорогой препарат. Он отмечает про себя, видя frontend-продукты, что цены здесь приемлемые, нацеливается на совершение покупки и готов вступить в диалог с провизором. Не доверяя аптеке настолько, чтобы купить дорогой препарат, покупатель, однако, доверяет достаточно, чтобы приобрести дешевый. Именно для этого и нужны frontend-товары. То есть они помогают сформировать первоначальное доверие к аптеке. Так вот, новые недорогие продукты – первые кандидаты в frontend-зону.
Смысл есть
Но остается один главный вопрос, и имя ему – человеческий фактор. И тут уместно вспомнить о «ленивом и нелюбопытном»: «Почему я, фармацевт Ольга Матвеевна, должна вместо производителя придумывать рекламу его товару? Мне что, заняться больше нечем, кроме как искать преимущества на ровном месте?».На это резонное возражение представителей аптечного персонала у руководителя всегда должны быть готовы аргументы. Самый приятный из них – бонусы за продажи новых товаров. Если есть такая возможность, стоит включить опцию «деньги», сегодня она особенно актуальна.
Другой аргумент не такой позитивный, но не менее веский: «А что продавать будем, дамы и господа?». Привычные и такие уютные бренды улетели вместе с птицами на юг до момента повышения в нашей стране покупательской способности, а работать как-то надо. И если сейчас не сформировать лояльность потребителя к новой продукции, более бережной по отношению к его кошельку, останется только повесить на дверь табличку «Закрыто». А этого, естественно, никто не хочет. К тому же (третий аргумент) новые товары – это отличный шанс потренироваться в мастерстве продаж, отработать в поле навыки, которые остались на страницах учебников и в закутках памяти: «Что-то было такое на тренинге». А значит, с их помощью аптечный работник растет как специалист.
Марина Чибисова
Теги: аптека, бренд, лекарства, мерчандайзинг, продажи, товар