Дорогами амазонок: фармация до украинцев

24.06.19 10:49    147 
Дорогами амазонок: фармация до украинцев Киммерийцы, скифы и сарматы – с упоминания этих загадочных народов начинается изучение истории Украины школьниками, и они первыми вспоминаются в контексте освоения наших бескрайних земель. Но выжить на диких просторах было невозможно без знаний о лекарственных средствах, само собой, с поправкой на время и кочевой образ жизни наших предков. Так какими же они были, доукраинские фармацевты?

Статья из журнала для провизоров и фармацевтов «Рецепты аптечных продаж»


Отблеск киммерийской эпохи

О жизни первых племен на территории современной Украины мы узнаем благодаря древнегреческим и отчасти древневосточным письменным источникам, которые датируются I тыс. до н. э. В частности, отец истории Геродот (V в. до н. э.) писал об образе жизни киммерийцев. Также их упоминал полумифический Гомер: в «Одиссее» киммерийцы предстают как легендарный народ, живущий на крайнем Западе у океана:

«Там находится город народа мужей киммерийских, Вечно покрытый туманом и тучами: яркое солнце Там никогда не блеснет ни лучами своими, ни светом…».

Очевидно, автор этих строк побывал в Северном Причерноморье в сезон дождей. Между прочим, в античности эта местность, которая расположена на северном побережье Черного и Азовского морей, в силу особенностей своего рельефа (широкие равнины и степи, относительно теплый климат) служила главным транзитным коридором для кочевых народов различного происхождения. И хотя у нас морские пейзажи, граничащие со степями, вызывают ассоциации с жарой и шоколадным загаром, в то время климат региона был более суровым и прохладным. Тем не менее большая часть этих земель во времена Геродота представляла собой «богатую травой и хорошо орошаемую равнину». В те благодатные времена у киммерийцев были укрепленные города, они поддерживали тесные связи с Ближним Востоком. Но в начале 3 тыс. до н. э. уровень дна Средиземного моря резко изменился, что повлекло за собой затопления берегов древнего Черного моря. В итоге оставшиеся киммерийцы были вынуждены перейти к кочевому образу жизни, а флора и фауна наших степей приблизилась к современной. Однако до катастрофы киммерийцы, несомненно, обладали фармацевтическими знаниями, навыками врачевания и гигиены, знали анатомию, имели храмовую медицину. К сожалению, письменных источников они не оставили, и мы можем лишь предполагать это, опираясь на археологические и этнографические материалы. Ведя кочевой образ жизни, киммерийцы растеряли многие знания, но приобрели новые, во многом позаимствованные скифами, вытеснившими их из степной зоны в Закавказье. В 714 году до н. э. они зафиксированы уже ассирийскими текстами под именем народа «гимирру».

Известно, что на поле боя у «гимирру» работали хирурги, а в их лагере из крытых повозок имелись целые профессиональные госпитали, в таких же повозках принимали роды. Жрецы и заклинатели работали кем-то вроде «семейных врачей». Они широко применяли в лечении различных заболеваний отвары и травы, многие из которых принесли с собой из Причерноморских степей.



Плата за ложную клятву

Скифы, ираноязычный народ из Центральной Азии, в VII в. до н. э. сменивший киммерийцев, создали первое централизованное государство на территории Украины. Приблизительно в тот же период греки начали основывать колонии в Северном Причерноморье, и греческие авторы оставили множество описаний жизни и обычаев своих новых соседей. В том числе их лекарствоведения и методов лечения.

Интересный факт: скифы верили, что причиной болезни могла стать ложная клятва богам. И во время болезни у скифских царей существовал обычай обращаться к предсказателям с требованием указать на человека, который принес ложную клятву богами царского очага. Гадали либо с помощью связок с прутьями, либо при помощи липовой мочалы. Результаты гадания тщательно перепроверялись расследованием стражников. Если предсказатели указывали на невиновного человека, их сажали на запряженную телегу с хворостом и поджигали.


Гиппократ, путешествовавший по Причерноморью, в своем сочинении «О воздухе, водах и местностях» писал: «В Европе есть народ скифский, который населяет страну возле озера Меотийского (Азовское море) и весьма разнится от прочих народов…». Здесь же он дал подробную характеристику различным заболеваниям скифов, объясняя их климатическими особенностями и образом жизни.

Так, например, низкую «плодовитость» и большое количество евнухов в Скифии он считал следствием верховой езды, которая приводит к травмам суставов таза и изъязвлениям бедер. Этой болезни были подвержены мужчины «благородные и те, которые посредством верховой езды достигли наибольшего могущества; бедные же страдают меньше, потому что не ездят верхом». Длительная верховая езда приводит к заболеванию суставов, воспаление седалищного нерва и подагре. По мнению Гиппократа, следствием верховой езды были и сильные боли в суставах, язвы на бедрах и хромота.

Критиковал Гиппократ и излюбленные скифами методы лечения: «… когда начнут болеть, то открывают обе вены с ушами, и когда кровь пройдет, то вследствие слабости охватываются сном и засыпают». Гиппократ считал, что именно этот метод лечения делал многих скифов бесплодными, а скифских женщин – слабыми. Хирургические операции и помощь при родах, как и у киммерийцев, оказывалась в четырех- или шестиколесных колясках, обтянутых войлоком, в походе запрягали волов. Их устройство Гиппократ описал очень подробно. В них жили женщины и дети. Интересно, что детей не пеленали. А питались скифы вареным мясом, пили кобылье молоко, талую воду и ели гиппаку – конский сыр.

Но, кстати, все эти сведения дал не тот Гиппократ, клятву которого приносят врачи. В античности было модным называть свои книги именами знаменитых людей, чтобы их прочли. Поэтому античного путешественника, назвавшегося в честь великого врачевателя, еще называют Псевдо-Гиппократ, чтобы не было путаницы.

Степные препараты

Врачей скифы готовили в своеобразных медицинских школах, где передавали опыт врачевания, секреты и приемы лечения самым талантливым ученикам и ученицам. Но медицинский «ликбез» был такой же обязательной частью общей программы обучения, как верховая езда. Постоянные войны и сражения выработали у каждого скифа навык самостоятельно накладывать повязки, лечить зубы и раны, ампутировать конечности и делать простые операции. В качестве обезболивающих средств принимали опьяняющие напитки, опий и мандрагору.

У оседлых скифов были свои «профессиональные» врачи: повивальные бабки, жрецы, заклинатели болезней. Скифы широко применяли в лечении различных заболеваний отвары и травы, среди которых: лук, адонис, чеснок, понтийская полынь, подорожник, лакричный корень. Также использовались змеиный яд, кумыс, бобровая струя, животные жиры, панты оленя, мед. Некоторые оседлые племена выращивали целебные растения «на экспорт», на них был устойчивый спрос на античном рынке.

Аполлоний Родосский (III в. до н. э.) отмечал «волшебную мазь Медеи», защищающую от ран и ожогов. Придворный врач римского императора Феодосия (V в. н. э.) упоминал лекарственное средство «писсасфальт», иначе называвшееся «красноватой скифской смолой».

лакричный корень Плиний Старший (I в. до н. э.) в труде «Натуральная история» говорил о «скифской траве от болот Меотийских», которая имеет сладкий вкус и полезна против астмы (лакричный корень). Упомянул он «гиппану» и «акор», действующие как горячительное и облегчающее средства, помогающие при укусах змей. Тот же Плиний писал, что скифские травы развозятся по всему миру и весьма известны античным врачам, например, «безыменка», понтийский абсинтий (горькое питье), ирный корень, заячий корень, понтийская шандра. О распространенности скифских лекарственных растений сообщали также Катон Старший и Плавт‚ жившие в Италии на рубеже III–II веков до н. э.

Признание в Греции

Основание на берегах Черного и Азовского морей греческих городов-колоний, где работали врачи из метрополии и функционировали греческие медицинские школы‚ отразилось и на скифской медицине.

Геродот и Плутарх в своих сочинениях говорили о том, что лечением больных в Скифии занимались, как правило, колдуны и чародеи, но они упоминали и «профессиональных» (то есть получивших греческое образование) скифских врачей, которые одновременно были жрецами. Например, жрец гиперборейского Аполлона Абарис даже приезжал в Дельфы, где с помощью лечебных трав и песнопений «изгонял болезни» и сумел даже прекратить эпидемию чумы в Спарте.

Римский писатель Лукреций Самосатский сообщал, что во времена Салона (VII–VI вв. до н. э.) в Греции скифские врачи Анахарсис и Токсарис пользовались широкой славой. Анахарсис, член царской семьи, стал одним из семи мудрецов Древнего мира. Токсарис, «муж мудрый» из простых скифов, умер в Афинах и после смерти был признан героем, а как иноземному врачу ему даже поставили памятник.


Царь-фармацевт

Наивысшего расцвета скифско-античная медицина достигла, видимо, в период существования Боспорского царства (480 г. до н. э. – 370 г. н. э.). Выдающийся правитель Митридат VI Евпатор (120–63 гг. до н. э.)‚ по свидетельству Гая Плиния Секунда («Естественная история», I в. н. э.)‚ собрал при своем дворе общество известных ученых, куда входили и врачи. А сам он слыл известнейшим фармакологом, токсикологом и врачом Древнего мира, автором ряда трудов в области медицины и фармации.

Известен его особый интерес к токсикологии. Он не только изучал эту проблему, но и сам для профилактики принимал различные противоядия, боясь покушений. Может быть, поэтому яд не подействовал, когда в осажденной Пантикапее, преданный своим сыном, отчаявшийся Митридат решил покончить с собой. И тогда он принял смерть от меча верного телохранителя.

В I в. н. э. Андромах Старший из Крита, лейб-медик печально известного римского императора Нерона, прославился тем, что усовершенствовал и воспел в стихах изобретенный царем Понтийским Митридатом териак (древняя панацея) – медовую кашицу из 57 ингредиентов, важнейшим из которых был опий. Кстати, это средство было очень распространено в медицине Востока и Запада, а также в Украине вплоть до XVII в.

Феминистки древней Украины

Около 200 до н. э. скифов вытеснили сарматы. У них врачеванием занимались знатные женщины, которым нередко поручали выполнять почетные жреческие функции. Показательно, что в могилу умершей женщины, даже девочки, помимо украшений клали еще и предметы вооружения. Родовое кладбище, как правило, формировалось вокруг более раннего захоронения знатной женщины – предводительницы или жрицы, которую родственники почитали как праматерь.


О сарматских женщинах-воительницах сообщали античные авторы, жившие в ту эпоху. Тот же греческий историк Геродот отмечал, что женщины «ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду». Гиппократ сообщал, что сарматские воительницы «не слагают девство, пока не убьют трех врагов. Правой груди они не имеют», так как в детстве матери прижигают специальным медным инструментом правую грудь, чтобы вся сила перешла к правому плечу и руке. Правда или нет – оставляем на откуп знаменитому античному «блогеру». Но в целом приятно думать, что древние женщины, жившие на наших землях, могли сражаться наравне с мужчинами и в принципе стали первыми феминистками степной Украины. Считается, что как раз сарматские женщины-воительницы послужили основой древнегреческих легенд о загадочных амазонках.

***

Эпохи сменялись, одни народы уходили, чтобы освободить место другим. Но все они, безусловно, оставили след в современной медицине и фармации. Достижения в области медицины скифов частично легли в основу европейской медицинской школы. К примеру, средневековые медики активно использовали так нелюбимые Гиппократом кровопускания. А многие компоненты «скифских трав» нашли свое применение в фармации и сегодня являются основой для ряда лекарственных средств. И, беря в руку упаковку препарата, в состав которого входит комплекс трав, поневоле улыбнешься: не украинские ли амазонки лечили им раны после эпичных сражений в степях?

Источники:
Геродот. «История», 4. 21; Плиний Старший. Естественная история. Книга шестая (компиляция переведенных фрагментов);
Кириченко Д. А. Сарматы Румынии по данным антропологии // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2015. № 1 (28); Птолемей.
География (III, 10. 37–40) Архивировано 21 сентября 2013 года.
Перевод К. С. Апта.

Полный список источников находится в редакции.

Анна ПЕТРЕНКО


Теги: , ,


Комментировать

 *

Наши клиенты