Врач и закон

28.03.13 12:38    4 820 
Законы для медиков пишут… юристы
Как известно, индикатором активности и внимания любого государства мира к той или иной сфере (медицине, образованию, металлургии, и так далее) служит законодательное творчество.
В Украине нашего времени за «творчеством» государства в сфере налогообложения не успевают даже практикующие юристы. Контроль за режимом взыскания – приоритетная сфера. При этом, несмотря на крайнюю запутанность и противоречивость существующих нормативно-правовых актов в сфере налогообложения, кодифицировать (свести к единому понятному и окончательному документу) его никто не спешит. Несмотря на то, что о необходимости этого постоянно ратуют практикующие юристы и адвокаты, представляющие интересы своих клиентов и объектов хозяйствования.
Как утверждают некоторые специалисты, кодификация налогового законодательства не «выгодна» для фискальных органов. Введение единой прозрачной процедуры и регламента автоматически приводит к тому, что он становиться понятным. То есть и налогоплательщики, и защищающие их юристы, и сами фискальные органы четко понимают, что можно, что нельзя, и каким образом защитить свои права в случае их нарушения. А если кодекса нет, значит существует целый ряд лазеек, разъяснений, исключений, которые позволяют разрешать налоговые споры в контексте, выгодном для государственных налоговых органов.
Законодательству Украины в сфере здравоохранения еще очень далеко до стадии «переизбытка». Скажем честно, ему очень далеко до стадии ясности. Действующие нормативно-правовые акты Украины, регламентирующие деятельность в сфере охраны здоровья, носят общий, неконкретный характер. Законы пишут юристы, медицинские работники принимают в этом процессе минимальное участие. Отсутствуют необходимые, детальные, точные и конкретные регламентирующие нормы, регламенты и стандарты. Некоторые нормы законов и в Украине, и в других государствах грешат пробелами, которые кажутся логичными юристам, но при этом совершенно глупы для врачей. В России, например, есть следующая норма: если родители отказываются от какой-либо манипуляции их ребёнку, то лечебное учреждение должно обратиться в суд для получения соответствующего разрешения. Оказавшись в подобной ситуации, представители Института нейрохирургии в городе Петербурге были вынуждены обратиться в суд. Но ведь суды работают с понедельника по пятницу, и время для приема исковых заявлений четко регламентировано. Поэтому для решения подобных вопросов такая мера, как обращение в суд, неприемлема. Однако норма все еще существует.
Также большой проблемой является оторванность существующего законодательства от реальных условий работы медицинских работников.
Но, предположим, все перечисленное – временные трудности.
В каком направлении будет в дальнейшем развиваться медицинское право вопрос достаточно сложный. Развитие законодательства зависит, в первую очередь, от заинтересованности государства в той или иной отрасли. Не последнюю роль играет «лоббирование» – оказания давления на государственную власть в чьих-либо интересах. На данный момент «медицинского лобби» (представителей экономически сильных структур, оказывающих влияние на государственную политику) в Украине нет. Есть химические, металлургические, автомобильные и прочее лобби, чьими стараниями и появляются на свет новые законы и подзаконные акты, регулирующие соответственные отрасли. А вот отрасль здравоохранения, по-прежнему, не входит в приоритет ни государства, ни крупных экономических структур. Такова фактическая ситуация. Декларации государственных деятелей Украины всех рангов о том, что приоритетом их деятельности есть здоровье нации так и остаются пустыми декларациями. Остается надеяться, что когда-нибудь подобное отношение власти к медицине изменится.

В правовом поле необходимо осуществить целый ряд изменений.
Должен быть уточнен правовой статус субъектов медицинского права (учреждений охраны труда, медицинских работников, пациентов), скорректирована научно обоснованная система расчета размера финансирования, необходимого для сферы здравоохранения. Пересмотру подлежит сам понятийный аппарат: в системе права отсутствует термин «врачебная ошибка», «непреднамеренность», «медицинская услуга», должны быть устранены разобщенность и противоречивость существующих положений медицинского права. Практически все нормативные акты (в первую очередь регламентирующие права врача и пациента) должны быть скорректированы на реальные обстоятельства жизни медицинских работников в Украине. Противоречие между заявленными в существующих законах и реальными правами врачей – ниже всякой критики.
Необходимо пересмотреть порядок распределения и использования материально-технических ресурсов в системе охраны здоровья, а также найти возможности расширения сети государственных и частных учреждений охраны здоровья.
Необходимо наладить обобщение судебной практики по «медицинским делам», регулярно проводить анализ обстоятельств и условий, в которых были допущены врачебные ошибки, объективно и достоверно отображать их в специальной медицинской и юридической литературе соответственно, а также средствах массовой информации. Необходимо скорректировать с учетом демократичных принципов правовой режим проведения медицинской экспертизы.
Указанный список первоочередных действий – не исчерпывающий.
Влияние международного законодательства на законодательство Украины
Быть может, как говорил Остап Бендер «заграница нам поможет»?
Возможно, международные правовые акты, касающиеся системы здравоохранения, могут быть подспорьем для формирования нужного нам законодательства в Украине? Маленький экскурс в историю. Впервые право на здоровье было закреплено в международно-правовых актах по окончанию Второй мировой войны. В Уставе (Конституции 1946 г.) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) было указано, что целью данной организации является достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья (ст.1).
Защите отдельных субъектов медицинского права (права на здоровье и равный доступ к медицинским услугам) на данный момент посвящены отдельные международные правовые документы ООН, «Декларация о правах умственно отсталых лиц» (1971 г.), «Декларация о правах инвалидов» (1975 г.), «Декларация прав ребенка» (1989 г.) и прочие. Также существуют такие международно-правовые документы, как Женевская декларация Всемирной Медицинской Ассоциации, Хельсинская декларация, Токийская декларация, Копенгагенская декларация, Лиссабонская декларация о правах пациента, Мадридская декларация о профессиональной автономии и самоуправлении врачей, Венецианская декларация о терминальном состоянии, Декларация об эвтаназии, Декларация о трансплантации человеческих органов, Декларация о правах человека и свободе личности практикующих врачей, Декларация о независимости и профессиональной свободе врача, Декларация о жестоком обращении с пожилыми людьми и стариками, принятая в Гонконге, Декларация о химическом и биологическом оружии, Декларация об отношении врачей к лицам, объявившим голодовку и др.
Как часто пользуется практикующий врач или хронически болеющий пенсионер хотя бы одной из указанных деклараций? Нет таких данных.
Тем не менее, определенный опыт зарубежных коллег привлекает внимание. По некой общей статистике, в большинстве стран регулирование сферы здравоохранения происходит не за счет правотворчества ведомственных органов (того же Министерства здравоохранения), а на основании законов «о защите пациентов и врачей», изданных высшими органами государственной власти; правовых актов международных медицинских организаций и научных рекомендаций в этой области. Отличная практика, крайне необходимая и для нашего государства!
Конечно, при некотором стечении обстоятельств, возможна ситуация, когда международные требования к Украине в процессе европейской интеграции приведут к приведению украинского законодательства в сфере здравоохранения к международным стандартам. В таком случае, удельный вес и влияние существующих международных правовых актов увеличится.
На данный момент ситуация не столь радужная.
Поэтому, не стоит в данный момент надеяться на активные и быстрые действия со стороны государства. Проблема выживания здравоохранения – в активности и действиях самых врачей. Врачам необходимо научиться сознательно и активно участвовать в процессе защиты своих законных прав.
А чтобы защищать свои права, их нужно знать.
Знаете ли вы, что согласно ст.71 ЗУ «Основы законодательства Украины по охране здоровья», организационное руководство судебно-медицинской экспертизой и судебно-психиатрической службой осуществляет Министерство здравоохранения Украины?
Известно ли вам, что это изначально компрометирует экспертизу как не объективную, а такую, которая не защищает интересы врача?
Небольшой пример из тенденций развития медицинского права России.
В 1997 году в Перми (РФ) был основан и начал работу Пермский медицинский правозащитный центр. С 1998 года суды края обращаются за судебно-медицинской экспертизой именно в Пермскую лабораторию судебной экспертизы Минюста РФ. За последующие годы Пермский край стал рекордсменом России по количеству выигранных судебных дел «против врачей», инициированных пациентами. Причина такого «судебного бума» проста: экспертиза выведена из-под соподчинения органам здравоохранения.
По утверждению руководителей Пермского медицинского правозащитного центра, пермские медики стали намного чаще консультироваться у юристов. Предмет консультирования – от банальных манипуляций, до специфики общения с «проблемными» пациентами. Правовой уровень врачей повысился. Ускорилось формирование института страхования гражданской ответственности клиник и врачей. Все это также привело к активным поискам медиками регламентов и стандартов их работы, позволяющих застраховаться от возникновения ошибок, претензий и последующих исковых заявлений.
Таков результат четкой и планомерной работы общественной компании. Он управляем, предсказуем. Не вина врачей, что общественная компания за «права пациентов» приняла такие неприятные формы. Таким же образом, при надлежащей поддержке средств массовой информации и высокой заинтересованности непосредственных участников, начались первые обжалования в суде действий сотрудников ГАИ при фиксации нарушений, превратившиеся в определенный момент в бумажную лавину.
Важным ключевым моментом является информированность группы людей (граждан, пациентов, медицинских работников) относительно их прав и методов, которыми они могут защищаться. Источники информации: книги, интернет, СМИ.
В 2006 году в Украине была образована Всеукраинская общественная организация «Украинская медикоправовая ассоциация», цель которой состоит в объединении усилий юристов, медицинских работников и пациентов для дальнейшего развития медицинского права в Украине. Это еще один важный шаг, который позволит более настойчиво требовать изменений на государственном уровне, внести необходимые, выработанные практикой коррективы.
Книга, которую вы держите в руках – очередное звено этой цепи. Врачу необходимо давать правильное правовое образование уже со студенческой скамьи, а не ждать возбуждения уголовного дела. И это не требует больших реформ, необходимо лишь незначительно скорректировать некоторые учебные программы. Отдельного акцента требует изучение молодыми врачами на курсах психологии, медицинской деонтологии опыта существующих врачебных ошибок. Врач должен с самого начала понимать, на что он идет, и быть готовым к этому. А опыт изучения ошибок чужих позволит предотвратить часть своих.
Перспективы общеобязательного социального страхования
Время от времени, вернее каждые 3–5 лет, в парламенте Украины идут баталии по поводу внедрения общеобязательного социального медицинского страхования. Эта тема стала столь политизированной в Украине, что в депутатских спорах «дитя выплеснули вместе с водой».
Давайте подробней разберем эту проблему.
Медицинские услуги – вещь далеко не дешевая, что давно известно жителям Америки и Европы. Особо дорого обходится пациентам получение качественных и высокотехнологических медицинских услуг.
Бесплатная медицина (не по названию, а по своей сути) канула в лету: за редкими исключениями (Великобритания, Куба) модель финансирования системы здравоохранения за счет государства отжила себя. Государство не справляется с возросшей нагрузкой.
В ряде стран (к которым относится Украина) формально декларируется оказание бесплатной медицинской помощи. Подобный принцип закрепляется в Конституции, иных нормативно-правовых актах. В реальности, как пациентам, так и медицинскому персоналу приходится работать в условиях полной неопределенности: за счет государства финансируется всего лишь ряд основных и относительно несложных процедур и операций. Таким образом, существует огромное несоответствие между положениями «де-юре» и «де-факто» в системе нашего здравоохранения. Подобное несоответствие наносит большой вред здоровью нации, поскольку желаемое выдается за действительное.
В некоторых развитых странах существует институт страховой медицины: форма организации здравоохранения, где обязательное государственное страхование сочетается с деятельностью частных медицинских учреждений. Подобные меры позволяют развить конструктивную конкуренцию, поднять уровень доходов медицинского персонала, обеспечить поступательное повышение качества оказываемых медицинских услуг.
Логично предположить, что обязательное государственное страхование воспримется населением с недовольством, ибо граждане Украины чувствительно зажаты тисками налогообложения. Но и топтаться на месте, имея развалившуюся социалистическую систему здравоохранения, дальше невозможно.
Еще в 2000 году Верховная Рада рассмотрела законопроект «Об общеобязательном государственном социальном медицинском страховании» от 29.12.2000 г. № 6152. Этот закон был принят в двух чтениях, но в третьем – проголосован меньшинством и не принят. С тех пор было еще несколько попыток законодательно закрепить общеобязательное страхование.
По состоянию на январь 2010 года, в Верховной Раде Украины зарегистрированы четыре законопроекта:
1. «О общеобязательном государственном социальном медицинском страховании» от 27.11.2007 г. № 1040;
2. «О общеобязательном государственном социальном медицинском страховании» от 18.12.2007 г. № 1040-1;
3. «О внесении изменений в некоторые законы Украины» (относительно внедрения общеобязательного государственного социального медицинского страхования) от 25.01.2008 г. № 1040-2;
4. «О финансировании здравоохранения и обязательном социальном медицинском страховании в Украине» от 30.06.2009 г. N4744.
Как скоро будет принят какой-либо из этих законопроектов или появятся другие проекты – неизвестно.
Некоторые специалисты настаивают на введении в Украине страхования ответственности врачей. Однако, по мнению большинства юристов и медиков, подобный механизм, так эффективно показавший себя в США, не учитывает специфику Украины. Слабая позиция страховых компаний, низкий уровень доходов граждан Украины, сложившаяся практика обращений пациентов в суд по взысканию причиненного вреда (морального, чести и достоинству), может привести к злоупотреблению пациентами данным механизмом.

статья из книги «Чему не научат в медицинском ВУЗЕ 2»

Поделиться в мессенджере: viber  telegram

Теги: ,


Комментировать

 *

Наши клиенты

РАП